Stree / Женщина / Ведьма. Амар Каушик (2018). Рецензия Падмини
Призрак феминизма
Призрак бродит по Чандери, призрак феминизма…
Синие сумерки спустились на городок Чандери. Тьма разлилась повсюду, а улицы опустели. Все жители в курсе, что с началом праздничного фестиваля в течении 4-х ночей выходить на улицу не безопасно. И мужчинам намного опаснее, чем женщинам. Ведь стоит какому-нибудь бедолаге выйти хоть по нужде за дверь, как в потёмках среди тишины раздастся страстный женский шёпот, окликающий его по имени. И говорят, не родился ещё на белый свет тот мужчина, который услышав своё имя из уст призрака в третий раз, не оберётся. А стоит только взглянуть в глаза жуткой женщине, так всё — пиши пропало. Зрачки несчастного полыхнут алым пламенем, а сознание попадёт под контроль сверхъестественной силы. И от него на земле останется лишь кучка одежды. Призрачной женщине нужны лишь голые мужчины.
Амар Каушик — режиссёр-дебютант, один из тех усердных и талантливых трудяг, что приходят в Болливуд из ниоткуда, тяжкими усилиями создавая вокруг себя знакомства и связи, доказывая свои способности и крупица за крупицей завоевывая авторитет. Более 9 лет он работал помощником у разных режиссёров. Пока не смог не без помощи друзей и знакомых собрать деньги на свой первый короткометражный фильм Aaba, который получил феноменальное признание среди критиков и принёс никому ещё неизвестному Амару Национальную премию и специальный приз жюри международного Берлинского фестиваля. Именно благодаря этому достижению он привлёк себе внимание продюсерской компании Raj & DK и предложение снять фильм по их сценарию. Им и оказалась Stree. Но мало кто ожидал, что автор одной артхаусной короткометражки сможет снять такое развлекательное кино, что найдёт небывалый отклик в умах и сердцах индийской аудитории, фильм полюбят и будут неоднократно ходить на него в кинотеатр. В результате, снятый за 24 крора фильм принесёт более 170 крор от проката. Ошеломляющий успех!
Stree комедийный хоррор. Но в нём больше забавного, нежели пугающего. Хотя режиссёр старательно нагнетает атмосферу посредством съёмок тёмных пустых улиц или окутанного мраком и туманом леса, в котором то тут, то там вспыхивают чьи-то глаза да доносятся завывания. Появление призрака сопровождается пугающим скрипом и скрежетом. Тёмный силуэт то зависает в воздухе, то делает мгновенный рывок к жертве. Он и монстр, и женщина одновременно, выглядящий как искусственно созданная кукла, хотя на самом деле в кадре находится живая актриса. Визуальных эффектов немного, режиссёр словно умышленно избегает их, заменяя везде где можно светофильтрами, закадровыми звуками и музыкой а также самими жутковатыми узкими ночными улочками, дворцовыми развалинами и лесными полянами на берегу озера. От этого всё, действие несмотря на свою явную фантастичность, приобретает налёт реалистичности и большей живости. Тем более, что в дневной кадр то и дело попадает множество жителей, то спешащих по своим делам, то попивающих чаёк у уличной забегаловки, то просто сидящих и стоящих группами в обнимку и обсуждающих последние новости. Шуток очень много и большая часть их непосредственно связана с особенностями индийского мировоззрения и менталитета и может быть непонятна русскоязычному зрителю. Даже те ситуации, в которых происходит что-то в общем-то страшное внезапно взрываются какой-нибудь хохмой.
Причём Чандери не выдуманное место, а реальный населённый пункт, численностью чуть более трёх десятков жителей в Мадхья-Прадеше в Северной Индии. Именно в нём Stree и снималась. Городок окружён со всех сторон лесами, озёрами и холмами, очень живописными и в то же время очень таинственно выглядящими в сумерках. Рядом с ним на высоком холме расположен, построенный во времена Великих Моголов форт Чандери. Именно он скорее всего и послужил местом обитания того самого призрака. Сама история основана на реальных инцидентах, которые происходили в 80-х и 90-х годах прошлого века, однако не в Северной, а в Южной Индии в Тирупати в Андхра-Прадеше. Тогда почти на всех домах города было написано на телугу: «О, женщина, приходи завтра». И жители всерьёз верили, что эта надпись не даёт проникнуть в дом призраку. Главный герой — Вики — весёлый и самоуверенный талантливый портной с просто волшебными руками, способный сшить женский наряд буквально за пол часа. Недаром его все называют «Маниш Мальхотра» из Чандери (в исполнении Раджкумара Рао, ещё раз доказавшего критикам бесспорную универсальность своего мастерства). Он тот, кто вначале смеётся над глупыми народными суевериями, а потом собирает вокруг себя команду по борьбе со сверхъестественной силой, по типу всем известных «Охотников за приведениями». Кроме него самого в неё вошли оба его презабавных и в общем-то трусоватых друга: Биту (Апаршакти Кхурана ) и Джаана (Абхишек Банерджи) а также от скуки специалист по всем науками Рудра, в прошлом, правда, более известный как торговец книжками для взрослых, некая таинственная девушка (Шрадха Капур, которая мило улыбается, всегда, когда не задумчиво смотрит мимо камеры), имя которой останется покрыто призрачной пеленой и мраком до конца фильма.
Слово Stree попросту означает «женщина». Но название фильма также ещё переводят как «ведьма» и в этом тоже есть определённый смысл, связанный с сутью повествования. Дело в том, что Stree является ни кем иным как «чурел» — churel — неупокоенный мстительный дух женщины, погибшей во время беременности, родов или в результате насильственной смерти от рук злодеев, который после физической смерти приобретает сверхъестественные способности, подобно ведьме. Но индийский фольклор знает ещё один тип ведьмы — «дааяан» daayаn (термин произошедший от известных в индуистской мифологии дакини — женоподобного создания, сопровождающего богиню Кали и питающегося человеческой плотью), которая отличается от чурел тем, что это живая женщина, в которую вселяется злой дух, в результате чего она приобретает колдовские способности. Причём в обоих случаях величина их силы прямо пропорциональна длине косы. Фактически в фильме есть оба типы ведьмы.
Для русскоязычного зрителя Stree нестрашное и не всегда смешное кино, в ряде случаев вызывающее просто чувство огромной неловкости, то из-за слишком преувеличенной наивности героя, то из-за клоунского поведения его приятелей, то из-за многократно повторяемых сцен мочеиспускания с последующем самоуверенным утверждением героев о том, что «Писаю, где хочу, законом не запрещено». Но при всём при этом у фильма есть свой легко раскрываемый подтекст и социальная мораль, причём в отличие от других снискавших популярность и ставших модными в индийском кинематографе социальных агиток типа «Туалет: история любви», не опускающаяся до уровня примитивного нравоучения. Фильм как не странно посвящён защите женских прав, причём не сводит их ни к личной гигиене, ни к свободе в сексе, как раньше. Он посвящён нормам поведения женщин в публичных местах. Ведь Индия, особенно в провинции такой далёкой и глухой как Чандери всё ещё остаётся глубоко патриархальной страной, в которой женщина не может не только спутника жизни себе выбрать, но даже выходить на улицу после того как стемнеет, а в остальное время ходить в сопровождении и закутанной в одежду со всех сторон и даже лицо прикрывать краем сари. Stree берёт эти гендерные стереотипы и переворачивает их с ног на голову. Из-за нападений призрака все мужчины Чандери лишаются своей маскулинности. Они больше не могут ходить по улицам ночью, им необходимо для безопасности собираться группами. А затем, окончательно потеряв голову от страха, задрапироваться в сари и умолять своих жён побыстрее возвращаться домой из храма. Дальше — больше! Юмор становится сатирой уже с политическим оттенком. Лидер муниципалитета начинает толкать пламенные речи о вознаграждении за пропавших мужчин, а горожане будут ходить с плакатами, лозунгами и шафрановыми шарфами на головах. В общем и смех, и грех!
© Падмини
Anita , Да! И есть кадры настоящего неподдельного ужаса. Одной смотреть на ночь не советую. У меня эффект еще усилился от того, что я была в этих местах в Индии, где был снят фильм
Sav it ri написал(а):
Тут нечего прощать. «На вкус и цвет — товарищей нет»
Все мнения нужны, все мнения важны. Чем больше обсуждения — тем интереснее.
Задеть может только, если мнение изложено с использованием уничижительной формы или прямых оскорблений в адрес художественного произведения или его создателей.
Tiya написал(а):
О. оказывается приятеля Вики — Битту сыграл братик Аюшмана! Не знала, что это он. И даже не в курсе была, что он тоже снимается. Спасибо, за информацию.
Оу, сколько всего насоветовали! Спасибо всем!
Пожалуй, составлю список и расписание просмотров, а то запутаюсь))
Смысл сего творения ненавязчиво ясен) Забавный фильм. Кроме Раджкумара отметила ещё брата Аюшмана Апаршакти Кхурану. Надеюсь, раскрутится.
Margo , Джил Джанг Джак посмотрите, южный фильм. Очень прикольный, не пожалеете)
Margo написал(а):
Советую посмотреть Заговор (Raazi).
Margo , да простит меня мудрейшая Падмини, но мне в этой картине только Раджкумар был ещё как-то приемлем. Все остальное — очень специфическое
Сколько у меня фильмов-то теперь в очереди!
Еще в добавок хочу посмотреть Королеву и наконец Дангал, просмотр которых я откладываю уже несколько лет. Так после Stree захотелось фильмов еще и с сильными женскими персонажами
И, кажется, я возвращаюсь к Индии! Потому что до ноября 2018 я посмотрела за период с августа 2017 ОДИН индийский фильм (Падмавати). А до того в августе ходила в кино на JHMS. А тут прямо опять окунулась в мир индийского кино. Так рада, что вернулась
Margo написал(а):
если зомби, наркотики и жесткие шутки не вызывают отторжения, то должна понравиться
Anita написал(а):
Ну это не совсем чёрная комедия… Скорее зомби-треш.
А как по мне треш… он и в Африке треш…
Margo ,
Мои любимые чёрные комедии — это дилогия Абхишека Чаубея:
Ishqiya 2010 — У любви нет причин
Dedh Ishqiya 2014 — Семь этапов любви.
Anita написал(а):
Стоящая вещь?
Margo написал(а):
Go Goa Gone?
Падмини написал(а):
Да я тоже не всерьез спросила))
А то бывает, так накушаешься этим высоким стилем серьезных до зубного скрежета драм, что хочется чего-то пониже и поближе) В моем случае, еще и почернее. Но вот кроме «Однажды в Дели» не могу вспомнить ни одной крутой индийской черной комедии. Хотя в Stree тоже есть элементы черного юмора, что меня порадовало.
Спасибо большое за рецензию и разъяснения деталей, особенно на счёт ведьм, а то в конце фильма хотелось свистеть как паровому чайнику.
Anita написал(а):
У этого фильма в общем и целом прекрасный прокат. Доходы в 7,5 раз превысили расходы.
Margo написал(а):
Мне тоже кино понравилось. При том, что я вижу и понимаю его недостатки и всё равно два раза посмотрела с откровенным удовольствием.
А на счёт того, что я сказала, что кино не для интеллигентного зрителя… Ну это ж со времён древнегреческого театра и восходящего к нему по своей сути искусства классицизма: что типа только драма — это высокое искусство, потому что она призвана создавать катарсис, очищающий душу. А комедия — это творение скорее для плебеев.
В общем, с моей стороны это была откровенная ирония, а отнюдь не жёсткий вывод.
Margo написал(а):
Лучшей похвалы не бывает! Спасибо!
Падмини, спасибо за рецензию! Прочитала ее и так заинтересовалась, что тут же посмотрела фильм!
Фильм мне понравился, в конце прямо в голос смеялась. Так приятно иногда посмотреть что-то, отличающееся от обычного представления (особенно в индийском кино) мужчин как защитников и героев и женщин как существ, нуждающихся в защите. Все типичное здесь нарушено, а мужики в сари просто великолепны
Из актеров знала только Шрадху, из парней ни одного знакомого лица, но именно это мне и понравилось — а то одни и те же физиономии из фильма в фильм уже примелькались.
Падмини написал(а):
Почему же не для интеллигентного? Вот я вполне себе интеллигентный зритель (льщу себя надеждой, конечно ), и мне вполне понравилось.
Падмини написал(а):
оно и не должно быть для интеллигентного, имхо. образованные люди в Индии примерно понимают про женские права, а до той аудитории, где с ними проблемы, по-другому не достучаться. либо как здесь, либо как у Акшая, в лоб (этот способ тоже кстати вполне эффективный). думаю, у Stree прекрасный прокат в однозальниках, и если так, то ребята добились всех поставленных целей.
Падмини написал(а):
Вот видишь, а я этого и не заметил!
Падмини написал(а):
Падмини написал(а):
Если только для этого!
Pol , пол спасибо за ответ! Он по сути является твоим развёрнутым отзывом на это кино.
Pol написал(а):
Ой, не прибедняйся!!
Pol написал(а):
Это вполне себе в порядке вещей. Кино явно не для интеллигентного зрителя.
Pol написал(а):
Наличие Раджкумара для меня тоже всегда дополнительный стимул к просмотру.
В этот раз я открыла для себя ещё одну его грань таланта. Он отлично умеет оверэктить. Глядя на него, прямо молодого Шаха вспоминала. Особенно в той сцене, где ему необходимо было изобразить любовный нежный взгляд, в то время как самому персонажу было страшно до ужаса
Pol написал(а):
Только без острова и океана. Но на самом деле ассоциация вполне себе уместна. Про людей-дикарей.
Pol написал(а):
Отлично подмечено!
Pol написал(а):
Её персонаж и был второстепенным по важности.
Pol написал(а):
Ну как же! Ты что!!! В этом фильме главная роль героини Шрадхи по спасению дол…, сорян, идиотов!!! Ну, вспомни, чёрная магия, кинжальчик там, внезапное появление, точный бросок… И ваще нужно же компанию было разбавить женской красотой? А ещё ввести романтический интерес главного героя и показать как идут Рао умильные влюблённые моськи. Ты посмотри какая многофункциональная героиня!!!
Pol написал(а):
Оверэкт — древняя актёрская традиция Индии, уходящая корнями в докиношную эпоху, нац. театры и даже шастры. О, как!
Pol написал(а):
Но-но! Я очень люблю дедушку Луи.
Pol написал(а):
Просто это кино для каждого Индийца и не для каждого не индийца. 😉
Я честно, с большим трудом написала на это кино серьёзный текст, потому что фильм гиппер несерьёзный. И эти усмешки, всё равно проскакивали сами собой.
Но мне было забавно во многих местах, потому что получилось посмотреть на многие ситуации с точки зрения индийца, ну и я очень люблю, когда мораль-то есть, но ею не тычут в глаза и не впихивают в уши пафосными речами, а так затейливо подсовывают, как специи к общему блюду.
Как-то так.
Огромное спасибо, Падмини, за столь подробную рецензию!
В своем комментарии я не хочу и не буду оспаривать ни одного тезиса из рецензии. Она познавательна и, в некоторой степени, открыла мне глаза на происходящее в картине.
Просто выскажу свое впечатление о просмотренном фильме. Так сказать, впечатление обывателя, которому вообще-то этот жанр не очень заходит в принципе.
Мотивацией к просмотру для меня послужило участие в фильме в главной роли Раджкумара Рао, который, как мне кажется, не может испортить ни один фильм. Наоборот, это плюс старт для любой картины. Кроме этого были несколько промо, которые заряжали тоже оптимизмом.
Что же в итоге?
Например, у Падмини этот фильм навеял воспоминания о незабвенной работе К. Маркса «Манифест коммунистической партии». У меня немного другие ассоциации, которые заставили вспомнить слова песни «Остров невезения». Ну правда! Есть город, где в некий четырехдневный праздник пропадают мужчины. Леонид Дербенёв прямо пишет, что мол есть невезучее место, где живут люди, добрые внутри. Но вот незадача, там «ребятня и взрослые пропадают зря». И, казалось бы, раз ведьма ворует их именно в дни четырехдневного фестиваля, то почему бы им этот праздник (типа понедельник) не взять и не отменить? Ну или хотя бы подсократить маленько? Но им почему-то это не приходит в голову. Ведь у них, в отличии от дикарей, есть календарь – это очевидно! Сила традиции?
Ну это все шутки, а если серьезно, то комедия меня не рассмешила, а ужасы не напугали.
Шраддха, которая заявлялась на главную женскую роль, сработала на уровне второстепенного персонажа. Я вообще не осознал в чем была такая большая необходимость ее присутствия в этой истории (не буду спойлерить).
Все второстепенные мужские персонажи в фильме отрабатывали комедийную составляющую на очень незатейливом уровне. Мне он стилистически напомнил старые комедии 70-х годов по типу «Новобранцы идут на войну» или фильмы с участием Луи де Фюнеса. На их фоне простачок Вики выглядел гораздо более умным. Но он был единственным среди них. И даже ведьма, наводящая ужас, оказалась довольно глупым созданием, заманить ее в ловушку не составило особого труда.
Меня все это очень сильно расстроило. Где-то на середине фильма стало скучно. Когда появился банер, что настал день второй, то возникла мысль (четко помню) – боже, еще два дня впереди! Потом возник кадр, отсылающий нас к фильму «Охотники за приведениями». Его можно увидеть в рецензии. М-да..
В общем, восторги индийского зрителя в отношении этого фильма, я могу понять. Но я оказался из числа тех зрителей, о которых ты написала в последнем абзаце – некоторые могут не понять.
Еще раз, Падмини, спасибо!
Аноним написал(а):
А вы не читали текст рецензии? Там же точно есть ответ на этот вопрос.
Аноним написал(а):
Не похоже. Но всяко может быть.
И она и есть тем призраком… Наверное. Это их излюбленный «неожиданный поворот»… Наверное.
Не люблю фильмы ужасов.
А если этот не страшный, то можно и посмотреть.
Ужас то какой. И что она с ними делает?
Вот так нужно было Акшаю туалет снимать. Непринужденно.