Sonchiriya / Золотая птичка (2019). Рецензия Pol’a
Фильм режиссера Абхишека Чаубея рассказывает зрителю короткую историю гибели одного из многочисленных бандитских формирований (дакотов), действовавших на территории центральной Индии в долине реки Чамбал в 70-х годах прошлого века.
Возглавляет банду Ман Сингх (Манодж Баджпаи). Сами же дакоты называют себя повстанцами, видимо по причине неподчинения и оказываемого вооруженного сопротивления правительству Индии.
Для уничтожения таких банд Правительство организует специальные боевые операции с использованием отрядов Сил Специального Назначения (Special Task Force). Одним из таких отрядов руководит инспектор Вирендра Сингх Гуджар (Ашутош Рана).
Sonchiriya насыщен событиями. Отряд Гуджара использует разные уловки и хитрости, заманивая в ловушки и засады банду Мана. Для этих целей он привлекает местное население, которое, в общем-то, не поддерживает правительственные войска, но в тоже время не радо и дакотам. Ведь последние грабят их, а полученный куш используется ими для продолжения борьбы.
В процессе развития сюжета мы наблюдаем за конфликтом между членами банды дакотов. Еще вполне молодой человек по имени Лакхна (Сушант Сингх Раджпут) пытается понять смысл этой борьбы. Но его более старшие “коллеги” — главарь Ман Сингх и правая рука Вакил Сингх (Ранвир Шори) настаивают на том, что у них есть собственный путь и кодекс Баджхи. Но Лакхна, принимая эти правила игры, не понимает их целеполагания. При одном налетов на деревню случилось несчастье — он и Ман случайно убили несколько детей, пытавшихся спрятаться от них. И с этого момента образ девочки, одной из этих жертв, постоянно преследует их, раз от раза появляясь перед глазами.
После очередной стычки с отрядом Гуджара, остатки банды уходят в горы, где встречают Индумати Томар (Бхуми Педнекар) — молодую девушку, которая бежала от мужа. Вместе с ней была совсем маленькая девочка по имени Кхуши, изнасилованная главой семейства Тхакур. Она совсем плоха, ей срочно нужна медицинская помощь. Лакхна ставит перед собой задачу во чтобы то ни стало доставить эту девочку в больницу. Но соратники его не поддерживают и отряд разделяется. Лакхна, как мне кажется, видит в этом искупление своего греха, но главное — наконец-то он видит смысл своей жизни — спасти другую жизнь.
Путь в больницу непрост. Команда Гуджара преследует повстанцев, происходят боевые стычки. Вместе с тем, зритель узнает и локальную, но чудовищную историю из жизни семьи Тхакур, связанную с бежавшей Индумати.
При просмотре картины у меня возникло много вопросов — зачем это все? Какова цель и мотивы этой борьбы? Это повстанцы или разбойники? У них есть свой путь борьбы. Но в чем его смысл? Гордо умереть от пули? Они грабят местное население, чтобы дальше сражаться с правительственными войсками, или это такой способ выживания? Благородство — это та черта, которая отличает дакота от бандита? Но режиссёр не даёт прямого и ясного ответа на них. Одно знаю точно. Кхуши — Золотая птичка, спасена. Лакхна старался искупить свою вину как мог. Но искупил ли?
В этой картине мы видим прекрасные актерские работы. Без всякого сомнения, это одни из лучших работ Сушанта и Бхуми. Но и все остальные, названные и неназванные мной актеры справились со своей задачей превосходно. Все, даже самые маленькие образы, получились очень натуральными, живыми и правдивыми.
В фильме полностью отсутствует романтическая линия. Бхуми и Сушант — это не экранная пара, между ними не завязываются отношения. Их объединяет общая беда и общая цель — сохранить жизнь Золотой птичке.
Очень реалистично поставлены сцены боев. И дело не только в количестве пролитой крови и эффектных падениях. Очень заметно, что дакоты — самоучки в плане владения огнестрельным оружием. Каждый из них стреляет как умеет. Кто-то это делает правильно, а кто-то совсем не знает азов. Поэтому качество их стрельбы, точность попадания ниже среднего. Именно это склоняет зрителя к мысли, что дакоты, все-таки, повстанцы.
Практически весь фильм снят в единой серо-зеленой цветовой гамме, убедительно подчеркивающей царящий зной, палящее солнце, атмосферу пыли и грязи. Есть ощущение документальности происходящего и невольного участия в боях. Будто зритель помещен здесь же рядом в укрытии. И все свистящие пули — в том числе и его. Кажется, что песок скрипит на зубах. Сцены кровавы, ранения смертельны, трупы реальны.
Закадровая музыка подчеркивает трагизм истории. Абсолютно все песни завораживающие. После просмотра появляется послевкусие и желание переслушать весь альбом саундтреков.
Одну из песен, в стиле вестернизированного блюза, я предлагаю послушать, а заодно посмотреть кадры этого фильма, собранные в клип, который отражает суть событий получше трейлера.
Возможно, после такого описания некоторым читателям не захочется смотреть Золотую птичку. Но не спешите делать выводы. Этот фильм — мужской и кроваво-грязный — на мой взгляд, очередной очевидный пример искусственности оценок хит-флоп. Да, он провалился (в прокате использовалось всего 700 экранов), но он имеет внутри много слоев, интересный сюжет, прекрасную актерскую игру и режиссерское воплощение.
Моя оценка 4,5 из 5.
Выражаю особую благодарность Падмини за предоставленную возможность посмотреть этот фильм с великолепными субтитрами.
Спасибо!
Спасибо Падмини и Anita за разъяснения! Кстати ассоциация с «Королевой бандитов» тоже возникала.
Anita написал(а):
В контексте фильма «ТХАКУР» это название КАСТЫ. И именно оно и ничего более.
Там несколько названий каст упоминается: тхакуры, брахманы/брамины, джисра, маллахи и гуджары.
В этом же значение «тхакур» употребляется в фильме Шекхара Капура «Королева бандитов» 1994.
Кроме того в материалах на английском языке о кастовом строе населения района Чамбал в окрестностях одноимённой реки все выше названные касты упоминаются.
В целом общее количество индийских каст как и божеств индуистского пантеона не поддаётся строгому учёту в принце. Т.е. точное число не может быть установлено. так как, то что в одной местности считается кастой в другой может считаться подкастой или вообще особым социальным слоем/группой.
Фильм очень крутой.
Всем любителям серьёзного качественного кино — просто обязательно к просмотру.
Развлекательные элементы и лавстори отсутствуют напрочь. Никаких плясок. Вся музыка, в том числе песни — идут как фон непосредственного действия.
Снято красиво, реалистично и жёстко. Очень много слоёв смысла. Бесподобное сочетание саундтрека и видеоряда.
Ekaterina написал(а):
не знаю, как в сериалах, я их не смотрю, но тхакур в переводе — это просто «хозяин» или «правитель», а при англичанах тхакуры были в основном заминдарами — управляющими территорий, которые собирали с них налог в пользу англичан (и немножко в свою), и власть их была практически ничем не ограничена, поскольку англичанам на индийских крестьян было начхать, пока налоги поступали исправно. поэтому собственно они и творили что хотели. После освобождения Индии это формально отменили, но на практике не удивлюсь, если до сих пор кое-где в деревнях встречается такая история, только уже исключительно в свою пользу.
Ekaterina написал(а):
В основе лежит слово dacoits. Это не индейцы племени Сиу Ekaterina написал(а):
Я меня тоже сложилось ощущение Гражданской войны и такое же сравнение с махновцами Ekaterina написал(а):
Переадресую вопрос специалистам по сериалам
Спасибо за рецензию Pol! После прочтения появились вопросы:
1. Дакоты — так странно звучит… Как племя индейцев в Америке знаю, но откуда они в Индии?!
2. Сражаются с правительством — ещё можно понять, но почему они грабят местное население? Как махновцы во время Гражданской войны.
3. И почему в фильмах (сериалах) семья Тхакур — это как правило жесть? Что за ячейка общества такая?…
Спасибо за рецензию. Не то ради чего я смотрю кино, особенно индийское, но я бы посмотрела.
Я впервые слышу про дакотов, но похожие группы, наверное, всегда возникают в нестабильных регионах и странах. Иногда это хорошие люди, поставленные жизнью в условия, когда им приходится действовать не по душе. Иногда группы людей, которые начинали свое формирование во благо, или верили, что во благо, а выходит, как всегда…
Pol, спасибо за рецензию! по описанию уже понятно, что в прокате у него шансы были минимальны — любовной линии нет, задорных песенок нет, сюжет мрачный, картинка тоже не бодрая. Совсем не то кино, чтобы пойти в пятницу вечером отдохнуть от трудов Зато критика у него прекрасная, как водится в таких случаях.
Музыка конечно отличная, все-таки Вишал Бхарвадж
А дакоты — это довольно сложная социальная институция, в ней по фильмам сложно разобраться, но если брать кино, из которого можно понять, что это за явление и почему оно такое, то я бы рекомендовала Paan Singh Tomar и Bandit Queen — оба выдающиеся фильмы с гениальными актерскими работами и внятным авторским месседжем.