Соловей Индии — Лата Мангешкар
28 сентября 1929 года родилась Легенда и «Соловей» индийского кино Лата Мангешкар. Девочка пережила детство, наполненное невзгодами и борьбой. В том возрасте, когда дети ходят в школу, ей приходилось подрабатывать в фильмах на хинди и маратхи после смерти ее отца Пандита Динанатха Мангешкара в 1942 году.
Динанатх владел театральной труппой и был известным классическим певцом. Он давал ей уроки пения примерно с пяти лет. Лата была старшей из пяти детей в семье, поэтому после потери отца взяла на себя ответственность за своих сестер и брата: Мину, Ашу, Ушу и Хридайнатха и бралась за любую работу, будь то маленькие роли или пение песен на сцене. И это в возрасте 13 лет!
На начальном этапе ее семье очень помог режиссер Винаяк (отец актрисы Нанды) и снял Лату в 8 фильмах на хинди и маратхи, чтобы экономически поддержать осиротевших детей. По иронии судьбы, Лата была отвергнута в фильме «Шахид» (1948) продюсером С. Мукерджи, который жаловался, что ее голос был слишком слабым! Когда девушка вошла в киноиндустрию, в ней правили более тяжелые голоса пенджабцев, такие как Нур Джехан и Шамшад Бегум. Композитор Гулам Хайдер тогда сказал продюсеру, который не захотел брать Мангешкар в качестве певицы: «Однажды мир падет к ногам этой тонкоголосой девушки!».
Он оказался прав. Лата ощутила успех в 20, когда ее песни из фильма Раджа Капура «Сезон дождей» (1949) стали хитами, и она в одночасье стала звездой. Сегодня у Латы Мангешкар есть всё, но ее единственное сожаление в жизни — это то, что она не могла ходить в школу!
Лата, которую изначально звали Хема, и все ее сестры, стали певицами, а брат музыкантом. Наиболее популярными из них были Лата и Аша. Интересно, что Лата спела максимум своих болливудских хитов с композиторами Лакшмикантом и Пьярелалом, исполнив более 700 песен для их дуэта. Ее карьера охватывает более 7 десятилетий, а ее завораживающий голос звучит на 36 региональных индийских языках, в том числе и на иностранных.
К 1950 году Лата изменила облик музыки в киноиндустрии Болливуда. Ее высокое пение сделало устаревшими тяжелые голоса того времени. Только Гита Датт и до некоторой степени Шамшад Бегум пережили натиск Мангешкар. Ее младшая сестра Аша Бхосле тоже стала популярной в конце 1950-х, и с тех пор обе сестры были бесспорными королевами индийского музыкального Олимпа вплоть до 1990-х.
Небольшое замечание Дилипа Кумара по поводу ее акцента позволило ей усовершенствовать свой урду, наняв репетитора! Излишне говорить, что сегодня ее язык абсолютно безупречен. И не только урду. Слушатели на всех языках, которых пела Лата, будь то бенгальский или тамильский, ручаются за ее идеальное произношение.
В Книге рекордов Гиннеса указано, что она записала более 30 000 песен с 1948 по 1987 год. Хотя другие уверены, что Диди, как ее нежно называют, записала не менее 50 000 песен за свою долгую певческую карьеру.
В 1962 году Лата Мангешкар внезапно тяжело заболела. В ходе расследования, проведенного ее врачом, выяснилось, что ей давали медленный яд. Ей было оказано немедленное лечение, но ущерб уже был нанесен. Даже после выздоровления Лата не могла стоять и петь и несколько недель была прикована к постели. Ее повар таинственным образом сбежал из ее дома после госпитализации и так и не вернулся, чтобы забрать свою зарплату. После этого за здоровьем певицы был введен тщательный контроль. С тех пор в доме Латы появился человек, который сначала пробовал еду, а затем позволял ей поесть.
Лата пела за героинь разных поколений — от Мадхубалы до Каджол. Актрисы прямо указывали в контракте, что их песни будет исполнять Лата. Лауреат премии Дадасахеба Фальке за вклад в индийское кино, Лата также удостоена высшей гражданской награды Индии — Бхарат Ратна. Помимо этого, она является обладательницей премий Падма Бхушан (1969), Падма Вибхушан (1999), 3 Национальных кинопремий и 12 премий Бенгальской ассоциации киножурналистов.
Она также выиграла четыре награды Filmfare за лучший женский вокал. В 1969 году она сделала необычный жест, отказавшись от премии Filmfare, чтобы продвигать новые таланты. Позже в 1993 году Лату наградили премией Filmfare за жизненные достижения. У нее даже есть награда за лучшего композитора! И духи, названные в ее честь. Она действительно самая драгоценная жемчужина Индии!
Как однажды сказал Амитабх Баччан, она единственная актристка в истории индийского кино, которая ни разу не увидела обратную сторону славы.
Мила — Bollywoodtime