Siskiyaan / Синдром жертвы. Рецензия Aeryn
Всё, что ни делается – всё к лучшему
Эта фраза может послужить отличным слоганом к фильму, особенно дословно в том варианте, в котором она и повторялась в нём «Всё, что ни делает Бог – всё к лучшему». Как страшно то, что человек идёт на преступление, прикрываясь Его именем, оправдываясь и даже искренне веря в свою правоту! На преступлении и жажде мести и построен триллер «Синдром жертвы».
Современный индийский фильм, о существовании которого я и не подозревала, кроме того, что «брак в моей работе», для меня экземпляр, представляющий даже больший интерес, нежели прочие киноленты, так как он сулит приятные открытия и побуждение к размышлениям. Фильм обещает не остаться бесполезным и пресным. «Синдром жертвы» это три главных действующих лица, короткие эпизоды с массовкой и привлечением других актёров, самосуд в четырёх стенах – неплохой камерный триллер с драматичным подтекстом.
Ограничение физического пространства действия подразумевает в противовес ему расширение пространства психологического: возможность погружения зрителем в создаваемую на экране атмосферу и подчас необходимость для него встать на ту или иную сторону. С самых первых минут зрителя вводит в действие страдающая от потери памяти, по всей видимости, психически нездоровая Айеша. Сообщение диктора новостей о назначенной виновному в изнасиловании своей дочери преступнику высшей меры наказания вызывает у неё смутные воспоминания, побуждает к невнятным рассуждениям. Постепенно действие ускоряет темп: на сцене появляются муж Айеши Джавед и доктор Вишвас (говорящая фамилия). По дороге домой под проливным дождём машина Джаведа сломалась, а случайно проезжавший мимо участливый доктор согласился его подвести и был вынужден задержаться в его доме на одну ночь.
Вы внимательно смотрите? Что ж, принимайте одну из сторон: год назад на глазах Айеши была тугая повязка, но она помнит запах тела своего насильника, помнит его голос, смех, издевательством звучавшую из его уст фразу «Всё, что Бог ни делает – всё к лучшему». Доктор Вишвас – семьянин, любящий муж и отец дочери, образованный, вежливый, благочестивый человек, всегда готовый прийти на помощь и вдруг насильник? Джавед – нерешительный, слабовольный муж; он сомневается в показаниях жены, которая толком даже не видела того, кто неоднократно надругался над ней, и верит в невиновность доктора. Прокурор, обвиняемый сам себе защитник и правосудие, действующее по принципу презумпции невиновности.
При ограниченном количестве действующих лиц и пространства оставить что-либо на откуп массовке, экшену, натурным съёмкам или музыке не удастся. Однако, актёрские работы трёх главных лиц драмы назвать в числе положительных признаков, которые отличают «Синдром жертвы» от братьев по жанру средней руки мешают извечные «недо» и «пере». Актёры убедительны в образах, каждый в меру своих способностей, но эмоциональное напряжение они создают в силу того, скорей, что играют, нежели того, как именно. Однако повторю, для заявленного жанра в рамках сюжета их игру можно назвать хорошей. Таким образом, сильные стороны, преимущества этого триллера в сюжете и мыслях, которые он пробуждает, в некоторой доле непредсказуемости и атмосфере, созданной благодаря декорациям и музыке.
Мятежи, беспорядки, таинственный доктор, воспользовавшийся беззащитностью пострадавшей. Центр триллера – женщина, и центра драмы – тоже женщина. Женщина, которую бандиты избили, но затем отпустили на все четыре стороны, женщина, которой воспользовался цивилизованный, образованный и призванный помогать другим человек. Женщина, застрявшая меж двух крайностей: «Всё, что ни делает Бог – всё к лучшему» и завет индуизма «Там, где не почитают женщину, нет Бога». Как богов человек делит на «своих» и «чужих», так и себя разделяет на «верных» и «неверных», потому что человек не может не разделять…
Как самостоятельная лента индийская версия триллера Романа Полански «Смерть и девушка» 1994 года «Синдром жертвы» ещё может быть воспринят достойно, в сравнении же с источником-вдохновителем – нет. Взгляд женщины на женщину, пусть не отыгранный до предела, но, всё же, поддающийся объяснению, пониманию, то прощение – натянутое, неискреннее, но неизбежное – та уверенность в своей правоте, которую дарует возмещение другому перенесённых им страданий – всё превращает «Синдром жертвы» в хороший триллер, просмотр которого не покажется потерянным временем. С радостью отметила про себя, что фильм в большей степени оправдал мои ожидания.