Шаши Капур: звезда, не тронутая славой
Спросите человека любого поколения, кто такой Шаши Капур, и вам ответят, что это добродушный мужчина с улыбкой ангела и блеском в глазах, который был актером, режиссером, продюсером и художником.
Бальбир Радж Капур — сын легендарного актера театра и кино Притхвираджа Капура и младший брат актеров Раджа и Шамми Капуров, родился 18 марта 1938 года в Калькутте. Его ласково называли Шаши, поскольку он был самым младшим из детей Притхвираджа. Учитывая родословную семьи, можно было с уверенностью сказать, что этот парень неизбежно пойдет по стопам отца и старших братьев.
Шаши Капур дебютировал в раннем детстве, будучи еще ребенком-артистом в фильме Раджа Капура «Испепеляющая страсть» (1948). Затем была роль в «Бродяге» (1951), где он сыграл молодого Раджа. Тем не менее, Шаши обладал собственной яркой индивидуальностью — он был совсем не похож на своих братьев. В своем дебютном фильме «Сын судьбы» (1961) режиссера Яша Чопры, он сыграл мусульманского парня, рожденного вне брака, который вырастает и становится индуистом. Однако мальчишеская внешность и ямочки на щеках вскоре превратили Шаши в романтический идеал.
Карьера младшего Капура начиналась непросто. Такие фильмы, как «Char Diwari» (1961) и «Любовные письма» (1962) провалились в прокате. Действительно, за первые три года работы актер снялся в восьми провальных проектах и все ведущие актрисы отказывались с ним сниматься.
Единственная, кто поверил в Шаши, была актриса Нанда, подписавшая с «провальным» парнем аж шесть фильмов! После выхода романтической мелодрамы «Когда распускаются цветы» (1965) Шаши Капур стал настоящей звездой. А с фильмами «Испытание временем» (1965), «Скромница» (1971) и «Хлеб насущный» (1974), он зарекомендовал себя как надежный актер.
Затем появился фильм «Стена / Deewaar» (1975), где он сыграл младшего брата Амитабха Баччана. Шаши все чаще стал соглашаться на роли второго плана и многие представители киноиндустрии крутили пальцем у виска: «Зачем?»
Но Капур был непоколебим. В интервью журналу Filmfare в августе 1975 года он сказал: «Почему у нас в стране такая зацикленность на том, что актеры всегда должны быть главными героями? На Западе такие великие имена, как Лоуренс Оливье, Ричард Бертон, Рекс Харрисон часто играли вторые роли. В этом нет ничего унизительного».
В жизни Шаши Капура особую роль занимал театр. Работая за кулисами с труппой театра «Притхви», который создал его отец, Шаши сначала был ассистентом, а потом и сам вышел на сцену в качестве актера. Там же он встретил любовь своей жизни, Дженнифер Кендал. Любовь, которая определит его жизнь, достижения и наследие.
В одном из первых интервью Шаши описал, как встретил свою жену: «Я впервые увидел Дженнифер сидящей в театре и смотрящей одну из наших пьес. В 1956 году мы ставили спектакли в красивом театре под названием «Империя» в Калькутте. Сезон уже подходил к концу, но выступления настолько понравились зрителям, что нас попросили продлить программу. Это означало, что следующей труппе, а это оказалась международная театральная труппа Джеффри Кендалла «Шекспирана», пришлось ждать. Так что они все приходили смотреть спектакли, потому что больше ничего не могли сделать! Я видел эту красивую девушку сидящей изо дня в день в первом ряду. Затем я узнал, что это дочь мистера Кендалла, Дженнифер…».
Шаши и Дженнифер были актерами, но ни один из них не вписывался в мир Болливуда. Шаши понимал, что в киноиндустрии невозможно играть все время в интеллектуальных проектах, поэтому соглашался на роли, которые ему предлагали. «Да, я часто соглашался на роли в кино, чтобы заработать на жизнь. Не думаю, что у меня плохо получалось. Я в долгу перед киноиндустрией за то, что благодаря ей у меня всегда был хлеб с маслом».
Но Шаши Капур очень стремился создавать значимое кино. В 1963 году, еще до того, как стать звездой, он сыграл вместе с Лилой Найду в фильме «Домовладелец». Успех этого проекта побудил Капура продолжить работу с режиссером Джеймсом Айвори над кинофильмом «Господин Шекспир» (1965). Фильм был основан на жизни семьи Кендал и задокументировал жизнь путешествующей труппы театральных артистов, разыгрывающих Шекспира в Индии. Шаши стал одним из первых индийских актеров, вышедших на международный уровень.
Позже он сделает еще несколько проектов с Джейсом Айвори и сам станет продюсером. В качестве продюсера Шаши поддерживал фильмы, которые намного опередили свое время. Среди них бриллиант Шьяма Бенегала «Безумие / Junoon» (1978), режиссерский дебют Апарны Сен «Переулок Чауринги, 36» (1981), «Наша эра / Kalyug» (1981), «Фестиваль / Utsav» (1984).
В интервью изданию India Today в 1996 году Шаши Капур сказал, что его целью было делать то, чего очень хотелось: снимать хорошие фильмы и управлять семейным театром. «Меня не интересуют деньги ради денег. Мне очень повезло. И это мой путь».
Шаши был безупречным продюсером. Он также открыл театр «Притхви» в Мумбаи, который воспитал несколько поколений драматургов, артистов и режиссеров. От Насируддина Шаха и Бенджамина Гилани в постановке «В ожидании Годо» до Имтиаза Али и Анурага Кашьяпа, пытающихся научиться этому ремеслу. Этот театр стал естественным пристанищем для любителей кино и искусства.
Шаши Капур обожал свою жену Дженнифер. Его любовь — это история романсов из сборников рассказов. На пике своей карьеры, когда Амитабх Баччан работал в две смены, как и он, Шаши Капур отказывался работать по воскресеньям. Он проводил выходные дома и готовил детям завтрак.
В интервью сайту rediff в 2015 году его сын Кунал Капур сказал: «Папа старался назначить свои съемки на открытом воздухе так, чтобы они совпадали с нашими школьными каникулами, чтобы мы были вместе. Но нас не брали на съемочную площадку. Для него фильмы были просто еще одной работой. Слава для него была иллюзией, которой он не интересовался».
Смерть его жены Дженнифер от рака в 1984 году опустошила Шаши Капура.
В 1999 году он описал боль своей потери в интервью: «Моя жена была определенно лучше меня. Я всегда говорил, что она была лучшей актрисой и лучшим человеком. У нее было больше сил, чтобы переносить несчастья в жизни. Но если бы вместо моей жены 14 лет назад скончался я, не думаю, что она продержалась бы до сих пор. Одиночество убивает! Одиночество внутри. Вакуум. Вы можете сидеть с сотней человек, но внутри вы одиноки. Я не думаю, что Дженнифер смогла бы вынести это. Я не хочу показаться напыщенным, но я чувствую, что она скучала бы по мне больше, чем я по ней».
Шаши Капур прожил с этой болью 33 года и ушел из жизни 4 декабря 2017. Кинематографу очень не хватает его добродушной улыбки, херувимских кудрей и мягкого джентльменского голоса. До свидания, сэр.
Мила — Bollywoodtime