Шаши Капур увековечил отца, построив театр Притхви
Для киноактера и продюсера Шаши Капура создание театра Притхви было данью уважения своему легендарному отцу, театральному деятелю и актеру Притхвираджу Капуру.
Шаши вместе со своей женой Дженнифер (дочерью театральных деятелей Джеффри и Лауры Кендал) основал театр Притхви в 1978 году. Притхвирадж скончался в 1972 и его сын мечтал оставить хорошую память его имени, которая бы выразила любовь родоначальника династии к театру.
Пара начала планировать драматический зал в 1975 году, и их мечты осуществились три года спустя, когда актеры Насируддин Шах и Ом Пури поставили первую пьесу. Дженнифер взяла на себя повседневное управление театром, но проработала недолго.
Через 4 года после торжественного открытия сцены, ее жизнь унес рак, а обязанности взял на себя сын Кунал. Позже присоединилась и дочь Санджана.
Шаши Капур вспоминал: «Люди знают моего отца как актера кино с конца 1920-х годов. Но он также сильно интересовался театром и хотел иметь собственную театральную труппу. Он основал свою драматическую передвижную труппу под названием «Театр Притхви» в 1944 году. Она просуществовала вплоть до 1960. С ним работало 150 человек».
«Со своими спектаклями папа объездил всю страну, даже в тех местах, где, как он знал, у публики возникнут проблемы с пониманием языка хинди», — говорит он.
Первой пьесой театра Притхви была классическая «Шакунтала» (1944). Затем группа поставила семь оригинальных пьес, написанных драматургами, работавшими с ними.
Шаши Капур говорит, что его отец всегда был непреклонен в том, какие выступления должны идти в его труппе. Только те, которые затрагивают текущие проблемы и волнуют простых людей.
«Основная просьба к драматургам заключались в том, чтобы писать пьесы, посвященные современным проблемам. Вот-вот должен был произойти раздел, и он хотел, чтобы в их спектаклях были затронуты тревоги людей».
Это стремление привело к написанию трогательных сценариев. «Пьеса «Стена», вышедшая в 1945 году, например, предсказывала раздел страны. Она была написана тогда еще очень молодым писателем Индер Рааджем Анандом, который впоследствии стал очень известным в фильмах на хинди. Его сын Тинну Ананд сегодня снимается в кино.
«У нас была еще одна пьеса под названием «Патхан». Наша семья приехала из Северо-Западной пограничной провинции, которая сейчас находится в Пакистане; в то время это была неразделенная Индия. Тогда существовала только одна община патханов. Не было ни индуистских, ни мусульманских пуштунов. Это было замечательное сообщество, и спектакль был об их жизни.
Спектакль «Аахути», что означает «жертва», рассказывал о проблемах беженцев после раздела в 1947-48 гг. Пьеса «Мелкий фермер» была основана на философии Махатмы Ганди, что фермеры являются самыми важными людьми в стране и что им следует уделять больше внимания, чем всем другим проблемам.
Эти сельские жители старомодны и не могут принять современность. Они не образованы, суеверны и не понимают применения техники в своей профессии, боятся тракторов и других средств улучшения сельского хозяйства. Это была очень интересная пьеса, для которой я разработал декорации.
Мне было тогда всего 17-18 лет, я закончил школу и начал обучаться драматическому искусству в театральной труппе Притхви», — говорит Шаши.
«В компании отца было 150 человек, включая плотников, маляров, менеджеров, техников, 12 музыкантов, писателей, актеров и т. д. Сегодня мы не можем позволить себе иметь столько людей. В те дни арендная плата в кинотеатрах была низкой, затраты на производство были дешевле.
Папа играл главную роль в каждом спектакле. Все деньги, которые он зарабатывал от участия в фильмах, он вкладывал в деятельность театра Притхви.
Мечтой папы было иметь постоянное место для своей театральной труппы. В 1962 году ему удалось арендовать участок земли в районе Джуху, чтобы создать театр, но к сожалению, ухудшение здоровья и последующая смерть так и не воплотили его мечты в реальность. В год его смерти срок аренды земли истек, и нам предложили купить этот участок.
В то время театральная жизнь на языке хинди была на рекордно низком уровне, доступных площадок для спектаклей практически не было. Мы с Дженнифер ухватились за шанс и купили эту землю, создав театр Притхви. Сегодня это новое захватывающее место для исполнителей, режиссеров и театральных писателей. Зрители могут послушать здесь индийскую классическую музыку без усилителя — в классическом стиле «байтак».
Спектакли идут каждый день. Мы не отменяли пьесу даже в день смерти моей любимой Дженнифер — движущей силы, наставника и вдохновителя театра Притхви. Управление взял на себя наш старший сын Кунал, в 1990-х ему начала помогать Санджана.
Постепенно, по мере того, как она училась и набиралась опыта, она добавила множество мероприятий и семинаров, открыла театр для детей», — говорит Шаши Капур.
Шаши умер 4 декабря 2017 года. Театр Притхви продолжает жить и процветать. Его двери открыты для всех со вторника по воскресенье. Здесь проходит более 540 представлений в год, проводятся фестивали и мастер-классы. Театр продолжает принимать молодых и талантливых людей. Это то, о чем мечтал Притхвирадж Капур.
Он хотел дать новичкам путь, которого у него не было. Притхвирадж пробивался тяжело и став знаменитым, не хотел, чтобы молодежь боролась и страдала. Театр Притхви дал дорогу в будущее многим известным людям, в том числе режиссеру Рамананду Сагару, дуэту композиторов Шанкару-Джайкишану, музыкальному руководителю Раму Гангули.
И он продолжает выпускать из-под своего крыла талантливых деятелей искусства.
Мила — Bollywoodtime