Shakthi: The Power / Вернуть сына. Рецензия Aeryn
Сын за отца
Мы все когда-нибудь умрём, но пока мы живы, должны жить как мужчины.
Неплохой принцип, девиз храбрых сердцем. Но у всего есть другая сторона: для Нандини она оборачивается жестокой борьбой за право быть матерью своему сыну.
Снятая в 2002 году, картина «Вернуть сына» сегодня может и вовсе претендовать на статус пророческой, да только печальная будет награда… Всё чаще в выпусках новостей мелькают сообщения о «дележе детей», с экранов льются слёзы несчастных матерей, выше разности менталитетов поставивших свою любовь (хорошо, если были чувства, а не пустой расчёт). Подобное происходит как на загадочном Востоке, так и в цивилизованной старушке-Европе. Но при кажущейся (!) общности языка и культуры несчастная Нандини попадает в подобную ситуацию; ни суд, ни пресса ей не помощники, к счастью или нет – она больше всего вынуждена полагаться только на себя. Просто по древней традиции района, которым заправляет её свёкор Нарасимха, сын должен отомстить за отца. Так было и будет в извечной войне местного масштаба: отец за деда, сын за отца. Лучше умереть храбрым, чем жить трусом – достойное уважения правило, только более применимо к легендарным героям Средневековья. Но страна, исповедующая кровную месть, легко позабыла слова проповедника нации «Око за око, и весь мир ослепнет».
Сила своенравного Нарасимхи в авторитете и численности своих бандитов, цепных псов, готовых по приказу хозяина броситься и растерзать любого, ему лишь стоит указать злосчастную жертву. Женщина перестала быть женой, в ней всё обратилось в Мать – в женской слабости она черпает силы и стремится быть с сыном, иметь право воспитать его по своему усмотрению, вырастить из него хорошего человека, но главное, пожалуй – не дать ему напрасно погибнуть. Тиран не ожидает обнаружить в презренном существе женского пола, представительницы которого в его доме словно рабыни, внутреннюю силу, не готов к сопротивлению, которое встречает с её стороны. Две силы некоторое время с переменным успехом противостоят друг другу, но в жестокую игру вступает третья – шавки устали лаять и начали больно кусать правителя, который казался себе неуязвимым. Они знают, что вначале нужно разодрать его семью, помучить и лишить покоя, превратить льва в мышь. Женщина оказывается между двух огней и не имеет права на слабость. Ей в помощь только относительная сила – балагур и пустозвон Джайсингх, с маленьким заработком от перевоза водки, но с большой мечтой уехать в Дубаи. Возможно, это его единственный шанс на благородный поступок, но совершает он его всё равно не бесплатно, а за «зелёные бумажки».
В первый просмотр пропустила минут 40-50 с начала, возможно, потому и ровно восприняла ту самую жестокость, о которой пишет едва ли не каждый счастливый зритель картины «Вернуть сына». Хотя, наверстав упущенное, не могу не согласиться: от контраста с мелодраматичным началом истории поворот, который принимает действие во второй половине, кажется ещё ужаснее и, вместе с тем, правдивей.
Нана Патекар – профессионал от актёрства, непринуждённое, естественное и талантливое воплощение персонажей он возводит в искусство – в ценное, еле ощутимое, но необходимое обывателям высокое искусство. Санджай Капур исполняет роль, скорей, второго плана. Его персонаж несёт в себе небольшую долю эмоционального вызова и лишь содействует прочим героям киноистории. Шахрукх Кхан, кроме того, что своим эпизодичным участием делает ленту привлекательной и обязательной для просмотра его поклонниками, также в большой мере за непродолжительный промежуток времени отдаёт фильму свою фирменную комедийно-трагичную иронию и запоминается ничуть не меньше иных персонажей, которым выпало счастье присутствовать на экране подольше. Виджай Рааз – не могу не отметить этого актёра, так как его роли, главные и второстепенные, всегда обращают на себя моё внимание разноплановостью и талантливым исполнением. Сообщения о том, что, дескать, «Пракаш Радж удачно дебютирует в Болливуде ролью в фильме «Особо опасен», или даже недавние новости о его дебюте в одноимённом ремейке южноиндийского «Льва» теперь воспринимаются мной с большим сомнением, хотя, возможно, речь идёт именно об удачном дебюте, так как его роль в «Вернуть сына» (и совершенно напрасно), пожалуй, прошла незамеченной. Но «Вернуть сына» – эпопея о матери, пусть даже эпопея коммерческая. И держит её на своих плечах восхитительная, удивительная, неподражаема Каришма Капур (если Вам покажется, что с восторженными эпитетами вышел перебор, просто посмотрите картину и решите сами, в какой мере она достойна похвал).
Саундтрек чрезвычайно интересный и для меня, в первую очередь, примечателен составом исполнителей: среди прочих Сукхвиндер Сингх, Сону Нигам, Аднан Сами, Кавита Кришнамурти и Алка Ягник – «команда мечты». Их голоса уже залог приятного прослушивания, а особое исполнение задорных или лиричных композиций превращает аудиоряд в подарок для любителей хорошей музыки.
Коммерческим духом пахнет лента, впрочем, аромат приятный, терпкий, но не приторный. Без экшна и комедии насилие на экране было бы объективно и субъективно сложней принять. Эффектные сальто-мортале, лёгкий налёт пафоса и комедийность, пожалуй, к лучшему, так как разбавляют слишком яркие краски. Коммерция прочному сюжету не помеха. При желании можно выделить запоминающийся и давно расхватанный на кадры-цитаты танцевальный номер Шахрукха Кхана и Айшварии Рай Ishq Kamina, гэги развозчика водки, или с замиранием сердца вспоминать крик, страх и любовь в глазах Матери, произвол и жестокость, но стихийные и объяснимые (не оправдываемые!) древними традициями. Только всё же посоветую Вам просто смотреть фильм и воспринимать его как целостную картину. «Вернуть сына» отличное кино, достойное (несмотря на пресловутую жестокость) просмотра и пересмотра, так как показывает жизнь, и, со всеми поправками, оно не правдоподобно, а правдиво.