Sati / Сати (1989) Апарна Сен. Рецензия Падмини
Верная жена
Значение слова «Сати»
В священных индуистских книгах – Шастрах сказано, что «сати» — это верная жена. Если муж грустит, то и она печалится. Если он весел, то и она радостна. Если супруг уехал, то преданная жена бледна и уныла. А если муж покинет эту грешную землю раньше её, то она с готовностью должна последовать за ним. Индуисты считают, что вдовство – наказание за грехи, совершенные женщиной в прошлом рождении. И кому какое дело, что старик, женившийся на юной девушке, вряд ли сможет пережить свою супругу. После смерти мужа женщине предстояло выбрать одно из двух зол: либо нести бремя вдовы до конца своих дней, опустившись в семье до уровня прислуги. Либо совершить обряд верной жены – сати – самосожжение. Последнее считалось более лучшей участью для несчастной. Останься она в живых и люди всю жизнь будут дурно с нею обращаться. Ей придётся спать на земле, есть самую грубую пищу и только раз в сутки. Соль и сладости, украшения и цветная одежда отныне будут для неё под запретом. А любую случайную встречу с вдовой на улице посчитают дурным знаком. Есть даже такая индийская поговорка: нельзя хуже обругать, чем вдовой назвать.
Совсем другое дело, если бедняжка изберёт самопожертвование. Считается, что в этом случае она обретает вечное блаженство на небесах, а её семье гарантируется почёт и уважение в своей общине на многие годы. Для незамужних родственниц сати отбою от женихов не будет. Вот и стремились «добросердечные» попечители сбагрить нелюбимых нахлебниц замуж за стариков, в надежде заполучить в будущем славу сати для своего рода. Апарна Сен в своём фильме показывает историю семьи обедневших деревенских брахманов, стремящихся выдать замуж двух девушек как раз ровно за год до принятия английским правительством закона о запрете сожжения вдов.
Жёны
В «Сати» больше внимания уделено женским персонажам. Мужские характеры набросаны лишь в самых общих чертах. Это скорее типажи нежели яркие индивидуальности. В чём-то они пародийны, в чём-то гротескны, местами забавны, местами отталкивающие. Другое дело женщины. Апарна Сен представила четырёх очень разных героинь: престарелую хозяйку, старшую невестку дома, племянницу на иждивении и жену племянника. Самая зловредная из них – хозяйка. Настоящая карга! В силу дряхлости супруга она забрала в свои руки всё управление домашним хозяйством и решение судеб младших домочадцев. Корыстная, расчётливая, гневливая старуха обожает только своего внука и люто ненавидит немую племянницу. Старшая невестка – ещё не утратившая своей привлекательности женщина, вынужденная мириться и со сварливой свекровью, и с повторной женитьбой супруга на более юной и хорошенькой.
Нагляден образ жены племянника, показывающий насколько традиционное общество с его строгой моралью способно прогнуться под всё набирающей вес властью денег. Согласно обычаю мужчины, в семье и обществе важнее женщин. Жёны обязаны не только повсюду следовать за своими мужьями, но усердно ухаживать за ними и выказывать почтение. Но эта единственная дочь своих богатых калькуттских родителей по-прежнему живёт в городе, в то время как её супруг работает деревенским учителем. В те же редкие дни, когда она снисходит до посещения скромной обители своего супруга, ему приходится униженно всячески её ублажать. Он даже массирует ноги супруге – обстоятельство поистине немыслимое в традиционной Индии.
И наконец Уми – главная героиня. Несчастная немая девушка, после смерти родителей, вынужденная ютиться в семье дяди. Бессердечная тётка фактически превратила её в бесплатную служанку, взвалив на её хрупкие плечи всю самую тяжёлую работу. Уми чаще бьют, чем кормят, но попрекают каждым съеденным куском. Её усердие и доброта ни в ком не находят отклика. А её немота воспринимается как убогость, что делает девушку изгоем в деревне. Даже внешняя привлекательность не в состоянии компенсировать этот дефект, затрудняя старания тётки сбагрить постылую нахлебницу.
Девушка и дерево
Отверженная всеми, часто гонимая как собака Уми нашла сострадательный отклик лишь в нечеловеческой душе могучего старого дерева баньяна. С точки зрения индуизма нет особой разницы между душой человека и дерева. Баньян – всего лишь ещё одно материальное воплощение, которое в следующем рождении может оказаться совершенно иным. Волею обстоятельств раскидистое дуплистое дерево стало не просто единственным другом Уми, но и супругом, брак с которым был заключён по всем индуистским канонам. Старый баньян показан как разумное создание, старающееся помогать и оберегать несчастную девушку насколько это в силах тесно связанного с землёю творения. Под его ветвями Уми находила муравьёв и гусениц, развлекавших её. Огромное дупло стало её тайной «шкатулкой» для маленьких «скоровищ». Могучие выступающие из земли корни служили ей ложем, а широкая развилка ветвей – креслом. Расщелины в коре были столь велики, что девушка могла поместиться там почти целиком. Птицы в высокой кроне пели для неё, а густая листва укрывала от палящего зноя. Часами Уми оставалась наедине с деревом, ощущая себя в покое и безопасности. Она гладила шершавую кору, тёрлась о неё щекой, в знак нежности и признательности. Даже во время чудовищной бури девушка искала спасение не у людей, а у своего древесного супруга. Сколько же чёрствости жестокости должны были скопить сердца людей, чтобы баньян оказался самым человечным во всей деревне.
© Падмини
nino написал(а):
Здесь нужно иметь в виду два момента:
1) Действие фильма происходит более 100 лет назад.
2) судя по описаниям, коих много в сети, в индийской сельской глубинке всё до сих пор очень непросто, особенно для женщин. Жестокость и даже зверства всё ещё имеют место быть.
А сам обряд Сати был официально запрещён на законодательном уровне ещё англичанами в эпоху колониализма.
Svetikk007 написал(а):
Я смотрела в ВК.
Посмотрела. Фильм снят так реалистично. Но эта реальность до такой степени жестока и беспощадна, что возникает чувство ирреальности. Неужели ВСЁ вот ТАК?!
Svetikk007 написал(а):
Фильм точно есть в одноклассниках. Только что проверила через обычный гугло-поиск.
Svetikk007 написал(а):
Могу дать доступ к файлу на Яндекс-диске.
Anita написал(а):
Согласна, не все были столь бесстрашны и смеренные, были более адекватные женщины, которые даже сопротивлялись участи сожжения. Но часто их против воли всё равно вели на костёр, опоив наркотиком. Многие ли смогли спастись и збежать этой страшной смерти?
Падмини написал(а):
Если не секрет, то где можно найти посмотреть фильм «Сати»?
Svetikk007 написал(а):
ну как не боялись, боялись конечно, просто считали это неизбежным. есть еще отличный фильм у Гаутама Госе Antarjali Jatra, там собственно весь фильм старый муж помирает, а молодая жена пытается смириться с мыслью о том, что ее ждет. Кстати, лучшая роль за всю карьеру Шатругана Синхи, как по мне.
Спасибо вам всем за отклик на текст!
Хочу пояснить про «Сати». Я недаром стала расшифровывать значение этого слова вначале своего текста. Потому как фильм вовсе не о сожжении вдов. Хотя там и есть фрагмент такой, но показанный издалека и с эпизодическими персонажами.
А само повествование о том, какими разными бывают женщины. И том, какими беззащитными могут быть в определённых обстоятельствах и какими жестокими и какими сострадательными. Он именно о многообразии женских характеров.
И очень показателен эпизод с богатой женой бедного мужа. Это семья, которая с ног на голову переворачивает традиции и сам патриархат. И всё потому, что деньги и статус выше и важнее оных…
Фильм выкладывался в сети с профессиональным дубляжом. Вот только нет вариантов с хорошим качеством видео, переведённым на русский язык. Картинка примерно такая как в ролике под текстом.
Pol написал(а):
А другие женщины и не боялись такой же участи, у всех с пелёнок мозг был капитально промыт этой традицией. В книге «Далёкие шатры» старшая сестра согласилась выйти замуж вместе с младшей за одного старика, зная, что их обеих потом сожгут. Но любовь к сестре оказалась сильнее страха смерти. Вот так оно и происходит. О, это такое мракобесие и жесть!
Удивительно, что не только у индийцев, но и в Домострое на Руси всегда основной акцент делали на том, как должна себя вести добропорядочная жена. Она практически должна самоотречься и жить только интересами мужа и детей. Но почему нет такого же регламента для мужчин? Он никому ничего не должен, получается? Или он априори безгрешен? Этот мир явно кривобок, был и есть, увы.
Кстати, сати не так уж и древен, как принято думать. Практика сати набрала свой ход лишь в 500 годах н.э. Хотя вроде как в более древних эпосах описаны обряды сати. Есть версия, что этот обряд придумали для собственного удобства те же мужчины знатных каст, дабы у женщин не было соблазна отравить своего богатого мужа и завладеть его имуществом. Ну и чтобы лишние рты не кормить после смерти главы семьи, конечно. В общем, со всех сторон выгода. Вот и внушили бедным женщинам, что для них это сверхпочётно. Однако сожжение жён имело место и в других культурах, в том числе у скандинавов, скифов и даже на Руси. Ну, не любят женщин с сотворения мира, завидуют им и боятся!
Падмини , спасибо большое за чудесную рецензию. Однозначно хочу посмотреть фильм.
Падмини написал(а):
Стало быть не сильно изменилась!
Аноним написал(а):
В фильме всё происходит больше 100 лет назад, когда все традиции и веровании были очень сильны. Уж тем более в сельской местности…
Pol написал(а):
Это и есть Шабана Азми.
Актриса чем-то напомнила Шабану Азми
Сцена сожжения очень жестокая. Я не понимаю этого. Как?
Ведь в окружении сжигающих были женщины, которые сами могут вот так… быть преданы огню.
И не пикнуть, не вскрикнуть!
Радует то что эти их извечные предрассудки по поводу вдов начинают уходить в прошлое. Хотя и медленно.
У Апарны Сен, как я вижу, в центре внимания тема женщины в индийском обществе возникает очень часто. И это всегда очень любопытно и познавательно.
Что характерно, дочь Конкона Сен Шарма продолжила развивать это направление уже в своих работах.