Sangam / Сангам (1964). Радж Капур. Рецензия Падмини

Предательство во имя жертвы

Сундер, Гопал и Радха – один из величайших любовных треугольников всех времён в индийском кинематографе. Невероятная по своему психологическому воздействию смесь любви и дружбы, страсти и жертвенности, горечи и отчаяния, преданности и муки. Дни счастья здесь так светлы и так коротки. А время горечи и боли растянуто на долгие месяцы.

Радж Капур хотел снять этот фильм ещё в конце 40-х гг. прошлого века под названием Charonda с Дилипом Кумаром и Наргис в главных ролях. Индер Радж Анан написал сценарий ещё во времена съёмок дебютного Aag. Однако в силу доныне неизвестных обстоятельств великий режиссёр надолго отложил этот проект и вернулся к нему только в 1962 году. К тому времени главная муза – Наргис уже распрощалась с киноиндустрией, выйдя замуж за Сунила Датта. А когда Радж Капур обратился к Дилипу Кумару с предложением сыграть роль Гопала, тот ответил, что согласен при условии, что ему будет предоставлено право редактировать окончательную версию фильма. Режиссёр не мог на это пойти и обратился к Деву Ананду с аналогичным предложением. Но тот тоже отказался, объясняя своё решение невозможностью выкроить время для съёмок в «Сангаме». В конечном итоге роль Гопала досталась Раджендре Кумару. А роль Радхи досталась Виджаянтимале. Фильм был отмечен многими наградами в том числе за режиссуру и главную женскую роль. Его популярность в Индии была столь велика, что продюсеры давали названия своим новым фильмам по строчкам из песен к «Сангаму», а по всей стране появилось множество одноимённых фильму отелей, ресторанов и кинотеатров.

Один из самых успешных фильмов Раджа Капура он соединил в себе искусство, гламур и развлечение. Золотая классика Болливуда. Первый фильм, снятый Раджем в цвете. В первые в истории индийского кино «Сангам» снимали в зарубежных локациях: Лондон, Париж, Венеция, Швейцария. У него был поистине эпический хронометраж – 238 минут и он демонстрировался в кинотеатрах с двумя антрактами (в то время как подавляющее большинство идёт с одним). Кроме того, это был первый фильм, в котором двух мужчин связывали чувства гораздо более сложные и сильные нежели пресловутая мужская дружба. Но при этом, конечно же, не было никакого гомосексуального подтекста. Их привязанность была исключительно из сферы чистого духа. Оттуда, где жили высокие мужские принципы и идеалы, которых так не хватает порой современному обществу.

Сундер – экспрессивный импульсивный жизнерадостный экстраверт. Он наивен и по-детски невинен. И просто отказывается замечать вещи, которые не укладываются в его представление о мире. Эта его инфантильность обратной стороной своей медали имеет концентрированный специфический эгоизм, способный вылиться как в душевный мазохизм по отношению к себе, так и садизм к дорогим для него людям. Гопал напротив застенчивый, скромный, сдержанный в проявлении своих эмоций и желаний интроверт. Он буквально одержим застрявшей не только в сердце, но и глубоко в уме привязанностью к своему другу детства Сундеру. А тот в свою очередь видит в Гопале эдакого верного и благородного рыцаря, который должен оберегать его прекрасную Даму Сердца, пока бравый воин будет сражаться с драконом (врагом) за право быть достойным своей возлюбленной. Радха – героиня с чувством собственного достоинства, уверенная в себе, умная и рассудительная и при этом ещё и наделённая всеми добродетелями традиционной индианки. Серьёзность взгляда на жизнь и людей, она сочетает с лёгкостью и грацией движений, подобных порханию нарядной бабочки. Её любовь страстна и порывиста, но при этом чиста и целомудренна. Из несколько избалованной и порывистой девушки она превращается в решительную сильную женщину, бесконечно преданную своему мужу.

Радха всегда одета в белое иногда с яркими всплесками красного в узорах ткани, кайме по краю сари, браслетах, вышивке дупаты или цветке в волосах. Белый конечно же символизирует лотосоподобную чистоту героини и в то же время её подобную Луне красоту. В то время как красный означает любовь. Символика цвета дополняется геометрической визуализацией отношений. Режиссёр постоянно расставляет или самих героев или их изображения внутри кадра так, чтобы они образовывали треугольник. А навязчиво частое появление на экране во второй половине фильма пистолета буквально по-чеховски предрекает кульминационный момент.

В этой истории двое мужчин, совершенно не задумываясь, приносят счастье небезразличной им женщины (а один из них и своё собственно также) в жертву верности своей дружеской привязанности друг к другу. С каким-то экстатическим садистко-мазохистским упоением они наслаждаются своим выбором и добровольным мученичеством. Несчастная возлюбленная оказывается при этом всего лишь подарком одного друга другому, сделанному во имя высоких идеалов. Их дружба настолько жертвенная, что оказывается сильнее любви к женщине. Желания и чувства самой бедняжки хотя и принимаются во внимание, но не учитываются ни одной из сторон. Они не оставляют Радхе не только права выбора, но даже потенциальной возможности на реализацию своих собственных желаний. Фактически они оба предают её каждый по-своему и в разное время. Предают во имя своей высокой жертвы. В результате любовный треугольник распадается на ломанную кривую, жалящую сердце и отравляющую жизнь.

Само слово Sangam переводится как «слияние». Так называется место слияния трёх рек: Ганги, Ямуны и Сарасвати неподалёку от города Алахабада. В древних Гимнах Ригведы, а также в текстах Махабахараты неоднократно упоминается, что некогда протекавшая между Ямуной на востоке и Шатадру на западе река Сарасвати пересохла в пустыне. Нынче глубокая Ямуна с синими водами впадает в более мелкую Гангу, несущую свои воды от чистых снегов Гималаев на юг, к Бенгальскому заливу. В индуизме считается, что в точке их соединения из-под земли выходит на свет невидимая Сарасвати. А само место слияния – Сангам – является объектом религиозного поклонения. Считается, что омовение в водах Сангама очищает от грехов и освобождает от уз сансары. Именно с этими тремя реками, за которыми в религиозной философии закреплено особое символическое значение, метафорически ассоциируются главные герои фильма. Радха – Ганга – поток истинного знания. Сундер – Ямуна – энергия преданности. А Гопал – Сарасвати – поток смирения. Но Ганга и Ямуна сольются только, если третья река – Сарасвати пересохнет ради них обоих.

© Падмини

Одна из красивейших песен фильма:

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook

6 thoughts on “Sangam / Сангам (1964). Радж Капур. Рецензия Падмини

  • Anita
    3 сентября, 2020 в 12:18
    Permalink

    Римма написал(а):

    Любопытно, а встречалась ли еще где-то кроме фильма «Будешь со мной дружить?» обратная ситуация — когда женщина отказывается от любимого мужчины «в пользу» подруги?

    сплошь и рядом, чаще правда в такой ситуации сестры задействованы. в Dil Hai Tumhaara, Hasee Toh Phasee, в старом Baharen Phir Bhi Aayengi тоже

    1+
  • Anita
    2 сентября, 2020 в 11:33
    Permalink

    очень рада, что написали свой отзыв — такое кино безусловно заслуживает разных точек зрения и обсуждения.

    Падмини написал(а):

    Может быть уважаемая Анита вкурсе?

    в курсеsmile у Дилипа был один опыт со-режиссера с Абдулом Рашидом Кардаром на Dil Diya Dard Liya в 1966м. оценить удачность мне сложно, потому что фильм был очень успешным, так что формально все получилось, но я его не люблюsmile это очень индианизированная экранизация «Грозового перевала», в которой по понятным причинам исчезла примерно половина важных идей и сюжетных поворотов.

    4+
  • Avatar
    29 августа, 2020 в 11:26
    Permalink

    Получается, что в «Сангаме» один мужчина отказывается от любимой женщины «в пользу» друга, и с женщиной при этом не особенно считаются. Любопытно, а встречалась ли еще где-то кроме фильма «Будешь со мной дружить?» обратная ситуация — когда женщина отказывается от любимого мужчины «в пользу» подруги?

    2+
  • Падмини
    28 августа, 2020 в 12:48
    Permalink

    Pol написал(а):

    Интересно, знает ли история примеры успешного вмешательства в фильмы Дилипа Кумара?

    Я не знаю. но я, конечно, не История. laugh
    Может быть уважаемая Анита вкурсе?

    Саима-ханум ,
    Большое спасибо за высокую оценку моих скромных способностей и познаний. Мне очень приятно.

    6+
  • Саима-ханум
    28 августа, 2020 в 09:19
    Permalink

    Падмини. Огромное спасибо за грамотную, КИНОВЕДЧЕСКУЮ статью!. Получила огромное удовольствие. Без сарказма и преувеличения скажу, что Ваша статья — это жемчужина посреди д@@@а. Устала от гремучего агрессивного стёба молодых, с позволения сказать, «экспертов». Хоть бы книг побольше читали, вместо того, чтобы зависать в и-нете. Очень порадовали.

    8+
  • Pol
    28 августа, 2020 в 08:20
    Permalink

    Интересно, знает ли история примеры успешного вмешательства в фильмы Дилипа Кумара?

    4+

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *