Sanju / Санджу / Санджай. Раджкумар Хирани (2018). Рецензия Падмини

Обаяние необузданности

Санджу — так ласково называла Наргис своего сына — будущего популярного актёра, поп-икону, скандального мачо Болливуда. Он родился в звёздной семье и с детства был окружён всеми теми материальными благами, что только может иметь ребёнок в Индии. Его мать — одна из самых известных и ярких актрис своего времени, любимица всей страны, одна из первых, удостоившихся признания на мировом уровне благодаря главной роли в нетленной классике «Мать Индия». Отец — Сунил Датт, не менее яркая и выдающаяся личность, но больше известен внутри своей страны. Актёр, режиссёр, продюсер, политик, меценат и на склоне лет ещё и министр ко всему прочему. Так что юный Санджай по праву рождения оказался среди самых сливок общества.

Перед ним открывалось столько возможностей, что кажется, будущее должно было быть светлым, сладким и лучезарным как мечта его родителей. Любимец семьи, жених изумительной красотки Руми, получивший свою первую и сразу главную роль просто по достижению определённого возраста буквально на блюдце с золотой каёмочкой. Отец, разбирающийся в кинобизнесе от и до, сделал всё, чтобы слава распахнула свои двери перед Санджу прямо с самого его дебюта. Но этот баловень судьбы был всё равно не доволен своей жизнью! Бывает так, что дети похожи на своих родителей лишь внешне, а вот характер — не пойми в кого такой вредный, своенравный да отвязный уродился. Естественно, что отец пытался обуздать дурной нрав сына, приучить его к дисциплине и ответственности, загоняя в рамки строгих правил. Но природа Санджу была поистине неуправляемой. Сила его противодействия воспитательному контролю и нравоучению превышала силу воздействия на него. И при этом и родители, и непутёвый сын друг в друге души не чаяли.

История Санджая Датта с разной степенью деталей и подробностей, а также вымыслов и искажений известна в Индии практически всем благодаря вездесущим журналистам. Поэтому рассказать что-то совершенно новенькое о нём Раджкумар Хирани просто не мог. К тому же жизнь Санджу была не просто яркой, но благодаря его буйной натуре неимоверно богатой на всевозможные события, происшествия, повороты, скандалы, интриги, расследования. Лакомая добыча для жёлтой прессы. И рассказать в одном фильме обо всё просто невозможно, как в силу объёма информации, так и по причине того, что она затрагивала личную жизнь и интересы слишком большого количества известных на всю страну лиц. Именно поэтому половина персонажей — это реальные участники событий: сам Санджай, Сунил Датт, Наргис, супруга Маньятта (на самом деле не единственная, но последняя на сегодняшний день жена). А другая половина — вымышленные, являющиеся по преимуществу собирательными образами нескольких людей одновременно, как Руби и вся её семья, Винни Диас, Камлеш, Зубин и другие. Всех действующих лиц относительно немного, но каждую роль, даже эпизодическую играет уже снискавший славу актёр. В центре внимания Р. Хирани три героя: сам Санджу (Ранбир Капур), его отец (Пареш Раваль) и его самый лучший и верный вопреки всему друг Камлеш (Вики Каушал). Все женские роли хоть яркие и запоминающиеся, но вспомогательные. Они служат движущей силой событий и нацелены на выявление глубины характеров основных героев.

За исключением самого Санджу все остальные участники кинобиографии чётко относятся либо к лагерю добра, либо — практически абсолютного зла. При этом Камлеш и Сунил Датт буквально восхваляются и возносятся на пьедестал. Первый в качестве идеала мужской дружбы, а второй — как близкий к совершенству отец и вообще просто великий во всех смыслах человек, всю свою жизнь положивший ради других. На противоположном спектре абсолютного зла два антагониста: наркодиллер Зубин, коварно притворяющийся другом и вообще рубахой-парнем, и вся четвёртая ветвь власти в обществе — вездесущие СМИ, те, которые даже если чего-то сами не знают, то придумают на ходу. Именно благодаря им Санджу дважды был практически готов на тот свет отправиться. Однако остался на этом, задействовав все свои внутренние волевые резервы и внешние, состоящие из папы, друга, финансов и влияния, и временно превращаясь из разгильдяя и обормота в борца за собственную жизнь, свободу, ну и более-менее доброе имя. При всех своих множественных недостатках и зачастую совершенно отталкивающих поступках, и высказываниях главный герой является настолько обаятельным и привлекательным в своей безбашенности, настолько искренне эмоциональным в своих пусть и нечастых светлых душевных порывах, что сочувствуешь и сопереживаешь ему даже во всех его ошибках. Хотя и не оправдываешь их. И вот эта внутренняя двойственность и противоречивость натуры была очень здорово передана Ранбиром Капуром. И по эффекту воздействия оказывается более впечатляющей нежели весь искусный возрастной грим и значительные физические трансформации актёра.

История строится в виде некоего частного расследования, которая ведёт известная европейская писательница Винни Диас, являющаяся по совместительству русокудрой, синеокой и длинноногой красоткой в исполнении Анушки Шармы в цветных линзах. Именно её желает нанять в качестве личного биографа Санджу, а та всячески сопротивляется, потому что наслышана об этом звёздном хулигане и сердцееде, обвиняемом к тому же в терроризме, всякого ужасного. И в ходе этого расследования Винни несколько раз меняет точку зрения относительно того, что же за личность этот Санджай Датт. Кроме этой внешней рамочной истории внутреннее повествование строго делится на две части: о наркотиках и об оружии, каждая со своей ключевой проблематикой и воплощением абсолютного зла. Первая из них содержит массу курьёзов и богата на чисто болливудский юмор буквально на грани фола и гротеска. Затейливо раскрашена светофильтрами и компьютерной графикой, которая призвана визуализировать галлюцинации больного воображения и бредовую работу воспалённого ума, стремительно деградирующей личности. Зато вторая часть почти исключительно классическая драма с явным креном в силу острой социальной проблематики. Р. Хирани на примере жизни Санджу показывает сколь легко современные масс-медиа способны манипулировать общественным сознанием и формировать в головах крупных социальных групп ложные социальные стереотипы и суждения. Сколь быстро они способны разрушить жизнь даже сильной влиятельной и известной личности.

Направленное на широкие массы кино снято дорого, красиво и броско, в первой части вообще на грани китча. Хирани очень продуманно и порционно сочетает комедию и драму, острые конфликты и трогательные сантименты, яркие личности и богатые декорации, красивые интересные женские персонажи при неизменно ведущих мужских героях. Но он допускает некоторые несостыковки и кое-какие сюжетные нити обрывает слишком резко и непонятно почему. Например, бывший наркодиллер Зубин, ставший застройщиком и активно препятствующий выходу честной биографии Санджу внезапно пропадает насовсем. А девушка Камлеша, которая выглядит такой тихоней и робкой скромницей в шальвар-камизе, буквально через пару минут, переодевшись в ночную сорочку превращается в раскрепощённую сексуальную красотку нетяжелого поведения. Это просто необъяснимо логически. Здесь есть чёткое послание зрителю: как и ради чего стоит жить, донесённое ясным и безальтернативным киноязыком. Но при этом нет особой тонкости, никакой вариативности мнений, никакой изощрённости в детализации кадра, никакой многозначности смысла или глубокой психологичности. Все нюансы и спорные моменты тщательно зачищены, отчего кино балансирует на самой грани морализаторства и социальной агитки, но благодаря высококлассной работе всего актёрского состава всё-таки не скатывается в неё.

© Падмини

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook

Sanju / Санджу / Санджай. Раджкумар Хирани (2018). Рецензия Падмини: 7 комментариев

  • Avatar
    4 декабря, 2018 в 16:20
    Permalink

    Падмини написал(а):

    Arina написал(а):

    А я не осилила этот фильм.

    Ну, всякое бывает. Даже блокбастер на все времена не может угодить абсолютно всем.

    2+

    Я уверена, что фильм стоящий раз это фильм Хирани. Просто мне не интересно смотреть фильмы про таких личностей как Санджай даже если его в этом фильме приукрасили. Но я рада за Хирани — у его фильма есть все шансы стать самым кассовым болливудским фильмом 2018 года, а, может, даже самым кассовым индийским фильмом 2018 года. Смотря как у фильма 2:0 дальше дела пойдут.

    4+
  • Найя
    3 декабря, 2018 в 21:29
    Permalink

    Автор) великолепный слог и мастерство описания.
    Фильм,каюсь,еще не посмотрела,но теперь непременно гляну.
    Ранбир в роль вжился максимально и по тем коротким роликам,которые я смотрела,сыграл замечательно.
    После всей моей сахарной ваты,хотелось бы заметить,что ванильный образ главного героя весьма далек от тех грустных и трагических реалий,что пришлось преодолеть Саджаю.На мое стойкое имхо,жизнь и ее преграды хорошо нагнули,я бы даже сказала,сломали хребет Датта и идеализация образа немного гротескна.Но в Индии без сказки никак,хоть мы и помним,что в ней намек,добрым молодцам урок.

    6+
  • Pol
    3 декабря, 2018 в 19:54
    Permalink

    Мне очень понравились в этом фильме работы Пареша Равала и Анушки Шармы. У Пареша была такая роль, которую нельзя назвать первой, но и нельзя назвать второй. Это очень значимая фигура, без которой рассказ был бы не полным. И он совершенно шикарно справился с задачей. Честно говоря, он для меня всегда был комиком, не всегда удачным. А здесь он был настолько на своем месте, что это поначалу вызывало удивление, а потом громадное уважение.
    Анушка — удивительная. Её появления на экране вносили живость и реализм в сцены, которых в действительности не было. Этот персонаж просто надо было придумать и, разумеется, фильм бы много потерял без него. И это полностью её заслуга.

    3+
  • Падмини
    3 декабря, 2018 в 17:02
    Permalink

    Arina написал(а):

    А я не осилила этот фильм.

    Ну, всякое бывает. Всё-таки это художественное кино. Даже блокбастер на все времена не может угодить абсолютно всем.

    2+
  • Avatar
    3 декабря, 2018 в 15:49
    Permalink

    А я не осилила этот фильм. Ради Хирани решила посмотреть. Меня хватило на 30 минут, почему то фильм не зацепил. До этого видела три фильма Хирани и все они понравились. Может, когда-нибудь досмотрю и Sanju.

    5+
  • Падмини
    3 декабря, 2018 в 14:55
    Permalink

    Pol написал(а):

    Прямолинейность — это одна из особенностей Раджкумара Хирани. Но при этом все его фильмы смотрятся на одном дыхании.

    Лично у меня проблемка тут. smile Не на одном дыхании. Каждое его кино я смотрела минимум в два захода. ( я их все видела, благо у него режиссёрская фильмография короткая—- снимает редко, но метко — всегда в яблочко) laugh
    Но интересно, действительно. Всегда хотелось досмотреть до конца. Но зачастую на каком-то фрагменте начинаю чувствовать себя гиппер-неуютно и неловко от того, как преподносятся некоторые сцены. Прерываюсь и возвращаюсь позже.
    Надо сказать, что с самыми прославленными фильмами Аамира у меня тоже самое (Дангал и Тайная супер-звезда).
    Но в целом для массового кинематографа ( в смысле для кино, которое снимается с большими финансовыми затратами и рассчитано на всех и каждого) — это отличный подход. Даже самый лучший. Потому как и идеи правильные и доносятся они с эстетикой и так чтобы любой понял всё точно и определённо. И люди действительно ПОНИМАЮТ ВСЁ. И это здорово! Люди и развлекаются, и к добру приобщаются посредством кинематографа.
    Вот только бывает порой раздражает, что такие вещи называют глубоким кино.

    Pol написал(а):

    они точно доставляют удовольствие от просмотра

    Однозначно! laugh good

    Pol написал(а):

    Ну и подбор актеров тоже играет свою роль.

    У Р. Хирани всегда все актёры как на подбор! И что особенно хорошо, он даёт возможность блеснуть хоть на пол минуты каждому, кто может, даже если у него роль эпизодическая.

    3+
  • Pol
    3 декабря, 2018 в 14:19
    Permalink

    Прямолинейность — это одна из особенностей Раджкумара Хирани. Но при этом все его фильмы смотрятся на одном дыхании. Возможно, его фильмы не заставляют нас задумываться и задавать вопросы, но они точно доставляют удовольствие от просмотра. Ну и подбор актеров тоже играет свою роль.

    7+

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *