Saawariya / Возлюбленная. Рецензия san-ri


«- Пропасть, в которую ты летишь, — ужасная пропасть, опасная. Тот, кто в нее падает, никогда не почувствует дна. Он падает, падает без конца. Это бывает с людьми, которые в какой-то момент своей жизни стали искать то, чего им не может дать их привычное окружение. Вернее, они думали, что в привычном окружении они ничего для себя найти не могут…» (Джером Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»).

Содержит спойлеры.

Санджай Лила Бхансали. Очень хороший, талантливый режиссер, который зачем-то полез в дебри русской классики. Да еще решил начать не с кого-нибудь, а с самого Достоевского. И ох что получилось!

Ну, начнем с того, что это не «Белые ночи». Это какая-то странная смесь из произведений разных авторов, разных стран и разных эпох.

Возьмем, к примеру, главного героя — Радж (оригинальное такое индийское имя). Этот персонаж к Мечтателю Достоевского не имеет абсолютно никакого отношения. Зато он очень напоминает Луку из пьесы Горького «На дне». Всех-то он жалеет. Всем что-то такое красивое говорит. И всех в конечном итоге кидает. Кроме того, что-то в этом герое мелькает похожее на Девдаса. Особенно в той сцене, где он Сакину за волосы схватил. (!) Ага, вы только представьте себе Мечтателя, боготворившего Настеньку, не смевшего даже в мыслях позволять себе по отношению к ней вольности, и вдруг хватающего ее за волосы – Достоевский умер бы второй раз, если бы такое увидел. К тому же паренек похож на всех индийских киногероев (особенно на Раджа(!) из «Непохищенная невеста») своей общительностью и дружелюбием. Они у него просто неуемные. И это Мечтатель?! Тот человек, который до такой степени растерялся, когда к нему единственный раз заглянул в гости приятель, что просто слова из себя толкового выдавить не смог?! В книге образ Мечтателя ясно и четко представлен, как образ человека, живущего очень замкнуто, в своем собственном мире. До Настеньки он никогда и никого туда не пускал. И только ей решился открыть свою душу и мысли. Короче, я так и не поняла, с кого Бхансали рисовал этот образ – Раджа. Правда, внешне было похоже на героев Раджа Капура. Эдакий Бродяга в круглой шляпе с полями.

Теперь немного о главной героине — Сакине (это такой индийский вариант Настеньки). Девушка, прямо скажем, странная. Нет, вот то, что она на этого товарища Раджа не клюнула (не влюбилась, в смысле) как раз таки не удивляет. Не сумел Бхансали показать его, как человека высокой души и благородных помыслов — вспомним о сожженном письме и настойчивом стремлении отбить девушку всеми правдами и неправдами. Тут, кстати, приходит на ум еще один фильм с участием, видимо, очень любимого актера Бхансали, Шахрукха Кхана – «Сезон любви». Так вот, то, что Сакина в этого пустомелю не влюбилась – понятно. Удивляет другое – что она нашла такого замечательного в этом Имаме? Это тот, кого по книге Настенька ждала. Ну и Сакина тоже… ждала. Кстати, об ожидании.

Настенька в книге приходила вечером на набережную, потому что точного времени встречи назначено не было. Они с ее возлюбленным договорились только о том, что, как только он появится в городе, они встретятся на этой набережной. Он появился. Она об этом узнала от общих знакомых. По каким-то причинам сразу он с Настенькой не связался, но она все же решила прийти на набережную в надежде, что и он объявится.

Теперь берем Сакину. Ей было назначено четко определенное время – какая-то там праздничная ночь Эйд. Ну, я так понимаю – назначил, значит, назначил. Сиди себе спокойно дома и тки ковры. Так нет! Ее служанка наплела ей там что-то про то, что Имам в городе, и Сакина помчалась на набережную. Ну, допустим, что он и правда был бы в городе. И что? Он же ясно сказал, что придет за ней в эту самую ночь праздничную. Ночь настала, и он пришел, как нормальный, пунктуальный человек. Так что для меня так и осталось загадкой, чего это она на набережную бегала по ночам одна.

Имам. Вот это я понимаю – любовь зла! Видимо, девочка мужчин никогда не видела – вот и втрескалась в первого же более менее не старого и не страшного, потому что сказать, что он такой прямо весь из себя интересный – это, значит, конкретно так преувеличить. Все их общение, по сути, сводилось к тому, что он на нее так пристально смотрел, не мигая. Причем при этом в том глазу, что поменьше читалось явное такое презрение ко всему женскому роду. И вот, это Сакину так вдохновило, что она к нему в спальню пришла. Ночью. Одна. (У нее, вообще, какая-то мания с посторонними мужиками по ночам дружбу водить. Хорошая такая девочка!) Что там у них ночью было — непонятно. Бхансали этот момент так красиво по-индийски опустил. Но видимо что-то было, раз она так ждала этого своего ненаглядного Имама целый год. А что ей еще оставалось? У них, у мусульман, на этот счет строго. Короче, Имам этот все верно просчитал. Девушке теперь ничего не оставалось, кроме, как его дождаться и с ним уйти. И вот тут у нас снова явное расхождение с Достоевским.

Возлюбленный Настеньки был человек довольно серьезный, даже строгий, как она сама говорила, но, очевидно, что человек он был благородный и достойный. Сначала он проникся к Настеньке сочувствием, что такая молодая девушка проводит все дни дома взаперти со слепой бабушкой. У нее даже подруг не было. Он устроил ей поход в театр. Дал ей книг интересных, чтобы не так скучно было. В общем, заботился о ней. И, когда он уезжал, он ведь для чего год себе отвел? Даже не на раздумья. Нет. Он взял год для того, чтобы на ноги встать. Чтобы Настеньку не на пустое в жены брать, а чтобы должность, деньги. Короче, человек решил создать семью и подошел к этому со всей ответственностью. И в жены он ее взял, как порядочный человек, попрося руки Настеньки у ее бабушки, которая как раз уже была озабочена тем, чтобы Настеньку замуж выдать. Даже жильца хотела взять молодого.

Что же мы видим в фильме? Имам говорит Сакине, уводя ее: «Ты готова жить со мной среди трудностей?» При этом на плечо себе он взваливает котомочку, которая у него и год назад была. То есть человек и не подумал о том, чтобы подготовить за этот год почву для своего будущего брака. И тут напрашивается следующий вариант развития событий:

Имам Сакину сначала отведет домой и попросит ее руки (я надеюсь, что все-таки именно это подразумевалось, когда он ей сказал «Пойдем», а не то, что они бабулю просто бросили и ушли в неизвестном направлении). Так вот, он попросит ее руки, в которой я бы на месте бабушки отказала, так как у человека за душой пусто, и жить он, видимо, намерен за счет коврового бизнеса жены в ее же доме (то есть в доме ее бабушки). Сакина бабушку, естественно, не послушается и замуж все равно выйдет. Бабушке ничего не останется, как только согласиться с таким зятем — она же слепая. Что с ней будет, если Сакина ее бросит? И так они и будут жить. Время от времени Имам будет по своим политическим делам пропадать (он же, как я поняла, что-то типа агента 007), а Сакина, как и ее мать когда-то, будет дожидаться мужа и ткать ковры (жить-то надо как-то).

В общем, я не знаю, что Бхансали читал вместо Достоевского – какой такой перевод ему достался, но книгу он явно понял как-то ну очень по-своему.

Что касается актеров – тут тоже не все ладно.

Главных героев Раджа и Сакину сыграли молодые начинающие актеры. Получилось у них средненько. Это чтобы не сказать – плохенько.

Ранбир Капур (Радж). Не знаю, как он там себя в будущем проявит, но в этой роли он себя никак не проявил. На протяжении всего фильма меня преследовала мысль, что будь на его месте любой из этих современных танцующих мальчиков с шестью кубиками, ничего бы не изменилось. Играет он как-то шаблонно – как все. Там персонажа вообще не видно. Я так и не поняла, каким он должен был быть по задумке Бхансали. Зато какой у него номер музыкальный с полотенчиком – закачаешься! Вот это я понимаю – полет мысли настоящего художника! Хотя, наверное, здесь винить одного Бхансали неправильно. Там еще хореограф постарался. Но, люди! Я вас уверяю – вот только ради одного этого номера стоит фильм посмотреть. Такое ни одному западному режиссеру даже под воздействием сильнодействующих препаратов напополам с водкой не привидится. Чтобы главный герой в пылу чувств, представляя любимую, пел песню, стоя на подоконнике – это еще ладно. В одном полотенце вокруг стройненьких бедер – тоже ничего. Но когда он это полотенце распахнул… Мама моя!!! Вот это я понимаю – дебют! Товар, так сказать лицом. Вернее нам зрителям досталась не лицевая часть, а, скорее, тылы. Вернее их прелестный силуэт, а вот тем, кто был на улице в это время… Вот это они удачно проходили мимо! Короче, смотрите – не пожалеете.

Сонам Капур (Сакина). О ней я могу сказать, что она лучше всего получилась там, где танцевала или изображала статую на лодке. Очень красивая воздушная девушка. Но как же она смеется! Нет, она не смеется, она жеманно хихикает в ладошку. И это, господа, просто ужасно. Девушке явно не хватает элементарных курсов актерского мастерства. Хотя бы коротеньких.

По-настоящему порадовали две актрисы: Рани Мукхерджи и актриса, которая играла бабулю Лилиан (к сожалению, не знаю ее имени). Причем, что интересно — обе они играли тех, кого в книге не было. Потому, наверное, и получились так хорошо. Хорошие, талантливые актрисы играли то, что режиссер явно хорошо понимал.

Кстати, из всех танцевальных номеров мне больше всего понравился именно номер Рани. Очень задорный, красивый. А какое у нее было лицо, когда Радж ей руку поцеловал, – просто бесподобная мимика!

А вот моя любимая сцена из фильма – это когда Гулабджи (Рани) пришла в дом к бабуле Лилиан повидать Раджа. Ох, какой же у них разговор получился забавный! А как у старушки выражение лица в конце менялось – ухохочешься!

В общем, если не будете воспринимать этот фильм как экранизацию «Белых ночей» Достоевского — получите удовольствие. Хотя бы от того, что все события разворачиваются на фоне сказочно-прекрасных пейзажей ночного города (правда, непонятно какого). К тому же в фильме прекрасная музыка. Действительно, прекрасная. Без преувеличения. Она настолько хороша, что фильм можно смотреть просто ради нее.

И потом, Бхансали, несмотря на такие вот эксперименты, все-таки очень хороший режиссер и фильмы его стоит смотреть. Хотя бы потому, что они очень красивые и эмоциональные, чего мы, собственно, и ждем от индийского кино.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *