Saagara Sangamam / Sagara Sangamam / Фотография в свадебном альбоме. Рецензия Лорелии
Поэма о танце в кадрах
Танец считается одним из видов художественной культуры и искусства. В каждой стране есть свои собственные танцевальные традиции, уходящие корнями зачастую в далёкое прошлое. Но, ни в одной другой стране нет такого отношению к танцу, нет такого глубокого постижения его ритма, красоты движений и духовной сущности, стоящей за всем этим, как в Индии.
Классический индийский танец всегда следует строгим канонам, закрепленным в «Натья шастре» (Науке о театре), «Абхиная Дарпане» (Зеркало актерской выразительности), «Нритья винода» и других.
Главной особенностью индийского классического танца, делающего его одним из самых сложных во всём мире, является особая согласованность в движении и ритме буквально всех частей человеческого тела: бровей, глаз, носа, губ, шеи, тела, ног и рук. К этому ещё следует добавить особые танцевальные движения, жесты, мимику и способы выражения эмоций и смысла, передаваемого танцем. Танец для исполнителя – настоящий серьёзный труд, требующий напряжения всех мышц тела, притом, что главная нагрузка приходится всё-таки на ноги, которые могут принимать просто самые невероятные положения. Считается, что в процессе реализации танцевальных движений должно быть задействовано не только тело, но и вся внутренняя энергия, душа и дух человека. Танцевальный ритм требует не просто точного восприятия звука, но и ощущение ритма внутри себя, внутри своей души. Именно в этом случае танец из технически верно выполненного превращается в настоящее высокое искусство. Но даже просто технически правильно это всё выполнить весьма непросто.
Причём в фильме показан не один стиль классического танца (которых в Индии много), а несколько. На слух я уловила из речи на телугу — кучипуди, манипури, катхак, катхакали и бхаратнатьям.
Главный герой, которого сыграла Камал Хассан (ставший для меня настоящим открытием) танцует практически на протяжении всего фильма. При этом можно узнать каждый стиль, благодаря его мастерскому воспроизведению (а в некоторых случаях, ещё и устным комментариям).
Так, например, в катхаке Камал движется практически, не сгибая туловища, делает стремительные пируэты и при этом выстукивает ногами сложнейшие ритмические танцевальные узоры. А в кучипуди танцор сочетает плавные прыжки и повороты с шагами и полной чувств игрой глаз. Все танцы понравились просто безумно. Может быть Камал и непрофессиональный танцор, так как всё-таки он очень известный актёр регионального индийского кинематографа, но он здорово воспроизводит технику движений и изумительно передаёт эмоции, исходящие из души во время танца. Смотреть на это – настоящее эстетическое удовольствие.
Нельзя промолчать и о Джае Праде. Всё больше уважаю эту актрису. Она очень талантлива и отличается какой-то утончённо-индийской изысканной красотой. У её героини очень благородная и одухотворённая натура.
Течение повествования идёт плавно и неторопливо, в него погружаешься незаметно как в ласковые волны летнего моря, и по окончании просмотра не хочется расставаться с фильмом, а окунаться в него, особенно отдельные эпизоды, снова и снова.
По сюжету фильм – это история о великом и необычном искусстве танца, о человеке, у которого в жизни было три любви: мама, любимая девушка и танец. Фильм о том, как и почему человек может сломаться, утратить веру в себя и желание бороться и даже жить. Фильм о том, что любовь это не только большое счастье и радость; любовь – это, прежде всего боль. И эта боль может иногда стать невыносимой, причинять нестерпимые страдания, которые человек невольно пытается заглушить любой ценой.
Это ещё и фильм о благородстве души и самопожертвовании. Фильм о том, насколько важен и священен для простого индийца институт брака.
Но в конечном итоге, это фильм о самовыражении человека в красоте танцевальных движений, в искусстве, возникшем когда-то из поклонения Божеству, искусстве передачи эмоций, переполняющих сердце и красоты души.
Люди тленны и несовершенны, но искусство — совершенно и бессмертно.