Романтика и философия железных дорог в индийском кино. Часть четвёртая

Образ поезда весьма красноречиво использовали и режиссёры, которые снимали фильмы, внёсшие вклад в развитие киноискусства. Зачастую они не имели коммерческого успеха (хотя есть и исключения), зато отличались высокой художественной ценностью и были отмечены многими наградами как внутри самой Индии, так и за её пределами. Говоря о таком кино, в первую очередь конечно же приходит на ум Сатьяджит Рей и его дебютный, но едва ли не самый знаменитый фильм Pather Panchali / Песня Дороги 1955 года. Фрагмент с поездом из него стал хрестоматийной кинематографической классикой.

В поле царит тишина, только ветер колышет пушистые травяные метёлочки, заставляя гнуться упругие стебли и кланяться земле. Брат с сестрой: Апу и Дурга впервые видят мчащийся на всех парах вдоль линии горизонта поезд. Восхищённые дети бросаются ему навстречу. Но не успевают добежать до железнодорожной насыпи, как тот уже, посылая на прощание протяжный свист, скрывается из глаз. Завораживающая прекрасная гипнотизирующая картина, надолго остающаяся в памяти после просмотра.

Сцена стала культовой и навсегда вошла в историю не только индийского, но и мирового кинематографа. Стала нетленной классикой. У Сатьяджита Рея поезд зачастую использовался в традиционном ключе как символ модернизма, тот самый локомотив прогресса. Но в этой сцене, в качестве яркого образа, запечатлённого восприимчивым детским сознанием, он становится символом неуловимой несущейся вперёд мысли и мечты, зримый воплощением порыва и устремлённости в будущее, свойственного с такой силой только детям.

Как и в «Песне дороги» образ поезда играет важную и роль у Награджа Манджула в его Sairat / Безумии (Дикий) 2016 года. Хотя он и появляется в кадре всего на несколько секунд, но несколько раз за фильм, как повторяющийся символ и многогранная метафора, меняющая оттенки смысла в зависимости от контекста происходящих в фильме событий.

Поезд здесь аллегория движения, в том числе и того самого пресловутого прогресса, что лишь по касательной проходит по отношению к сельской местности Индии. А ещё он воплощение музыкального ритма жизни, под который в порыве чувств безудержно отплясывают подростки в фильме. Символ дороги и жизненного пути, у которого всегда есть станция отправления и конечный путь назначения. А ещё он спаситель жизни, увозящий несчастных влюблённых прочь от деспотизма кастовых обычаев.

Ритвик Гхатак — известный мастер бенгальской режиссуры и современник Сатьяджита Рея также часто использовал образ поезда в своих фильмах, причём практически каждый раз в разных значениях. В фильме Meghe Dhaka Tara / Звезда за тёмной тучей он выступает символом романтического чувства главной героини, в котором сладость неотделимо от горечи и грусти. Она встречалась с возлюбленным на железнодорожной насыпи, и каждый раз шум проносящегося поезда заглушал слова нежности и признания, которые должны были сорваться с губ.

В фильме Ajantrik / Немеханическое — поезд выступает как один из соперников в гонке между таксистом Бимолом и его одушевлённым стареньким авто, который тот с любовью именует Дажагаддалом. Вначале Джагаддал с успехом выигрывает, благодаря тому, что машины может позволить себе более короткий путь по бездорожью, в то время как поезд едет всегда по одному и тому же маршруту, очерченному и ограниченному рельсами.

Но в конце концов паровое сердце поезда оказывается более выносливым и стойким, нежели надорвавшийся износившийся двигатель-сердце Джагаддала, и в этом кадре мы уже видим, как поезд на всех парах проезжает под мостом, по которому толкают сломанного Джагаддала.

В фильме Komal Gandhar/ Камал Гандхар присутствует не столько сам поезд, зритель может слышать только звук его движения за кадром, сколько железная дорога. Причём в кадр берётся ветка, оканчивающаяся тупиком. У перекладины которой стоят герои и смотрят вдаль: туда, где видны дома уже другого государства — Бангладеш. И железная дорого выступает как зримый символ разделения единой Бенгалии на Западную и Восточную части, оказавшиеся по разную сторону государственной границы.

В качестве границы, правда не между государствами, а скорее, как рубеж на жизненном пути выступает и железная дорога и уже сам поезд в фильме Swami / Хозяин (Святой) Басу Чаттерджи. Здесь героиня по имени Саудамини должна сделать выбор между своей первой любовью и уважением и долгом перед своим нынешним мужем. Поезд и железнодорожная станция — это точка невозврата. Если она сядет на него и уедет, то выберет своё прошлое и первую любовь, навсегда отрезав себе путь назад к статусу уважаемой замужней женщины. Если останется, не поедет, то выберет своё настоящее и мужа, которого научилась уважать и уже невольно глубоко к нему привязалась.

Гораздо более мрачный философский смысл образ поезда и железной дороги приобрёл у Бимала Роя в его фильме Devdas / Девдас 1955 года.

В конце этого фильма Девдас отправляется в путешествие на поезде по Индии в отчаянной попытке убежать от своих демонов, от себя самого. Железная дорога становится для него метафорой пути на тот свет, а поезд аллегорией на мистическую «лодку Харона». Недаром едущий поезд показывают в кадре в основном в сумерках, так что его движущийся силуэт зловеще чернеет на общем фоне, затем сливается с ночной тьмой, а яркий свет передних фар и сигнального огня кажется устрашающим.

А ещё есть кадр с уходящим в небо столбом чёрного дыма от паровоза и кадр, в котором чьи-то руки лопатой подбрасывают в жаркую пышущую огнём паровозную топку уголь, что вовсе превращает его в некую адскую машину.

Поездка на поезде как способ избавиться от самого себя представлена и в более поздней версии экранизации Девдаса режиссёра С.Л. Бхансали 2002 года.

Бхансали многое в своём фильме показывает или интерпретирует иначе, нежели Бимал Рой. Но вот последнее железнодорожное путешествие Девы, которого здесь прекрасно играет Шах Рукх Кхан, визуально и по смысловому наполнению делает очень похожим. И только некоторые акценты и нюансы расставляет иначе.

Изображение поезда тоже представлено похожими ночными и сумеречными кадрами с тёмным силуэтом и ярким сигнальным огнём. Только благодаря цвету и несколько иной освещённости, оно выглядит хотя и мрачным, но не зловещим.

Топка тоже имеет смысл адского горнила, но теперь она показывается как бы внутри самого Девдаса. Его собственный ад внутри него самого. Его тело, изъеденное болезнью и алкоголем — его самая страшная огненная мука. Поездка на поезде — последнее путешествие в иной мир, который скорее будет для героя избавлением, а не адским наказание за грехи.

Один из наиболее сложных и мастерски разработанных философских значений образа поезда можно увидеть в фильме Сатьяджита Рея Nayak / Герой (Актёр) 1966 года, действие которого практически полностью происходит во время путешествия по железной дороге.

По сюжету знаменитого киноактёра Ариндама (Уттам Кумар), звезду бенгальского кино, приглашают в столицу, чтобы вручить ему престижную награду. Билеты на самолёт оказались распроданы, и ему приходится путешествовать из Калькутты в Нью-Дели поездом. Он очень расстроен: утренние газеты написали о том, что он оказался замешанным в скандале, а его последний фильм не имел обычного успеха у публики. В вагоне-ресторане он встречает Адити (ШармилаТагор), юную журналистку, которая сотрудничает с серьёзным журналом для женщин

Путешествие и случайная попутчица дают толчок к воспоминаниям и переосмыслению событий из прошлого главного героя. Он словно проживает свою жизнь заново, рассказывая о ней, переоценивает значимость отдельных событий и собственных поступков. Поездка на поезде здесь выступает сразу в нескольких смыслах: как путешествие в воспоминания, как жизненный путь и как особое межвременье, которое может окончиться либо завершение жизни-пути либо выходом на новый уровень осознания главным героем смысла собственного существования. И помощь в этой сложной кризисной ситуации отчасти случайную, отчасти умышленную, вызванную нечаянным духовным сближением в поездке, оказывает главному герою случайная попутчица.

Похожим способом философски углубляет образ поезда и Автар Кришна Каул, в своём единственном фильме 27 Down /27 экспресс 1974 года. Режиссёр трагически погиб вскоре после его выхода и получения Национальной премии за лучший художественный фильм на хинди.

Главный герой — Санджай (М.К. Райна) работает кондуктором в поезде. Вся его жизнь — дорога, которую он не выбирал. Когда-то Санджай хотел стать искусствоведом, но его властный отец решил иначе. В прошлом машинист поезда, отец считал железную дорогу лучшим местом для сына. В итоге Санджай, смирившийся с выбором отца, механически выполняет свои служебные обязанности. За окном мелькают станции и полустанки, день сменяет ночь.
Однажды в поезде Санджай знакомится с милой девушкой Шалини (Ракхи Гульзар). Но его отец, оказывается против их брака.

Поезд здесь сложнейший образ бесконечного движения между бытием и небытием в некоей пространственно-временной петле. Это не какой-то конкретный состав, а общий образ, характеризующий железную дорогу в целом. И в то же время он имеет налёт мистического характера, обладающего некоей властью над чувствами и мыслями Санджая, который будучи рождён в движущемся поезде, всю жизнь пытался освободиться от той власти, что железные дороги приобрели над ним. В конечном итоге поезд становится для него ловушкой, в которую герой помещает себя сознательно, потому что больше не имеет сил ни жить и бороться, ни умереть, наложив на себя руки.

Поэтому в финальных кадрах изображение поезда очень похоже на то, что было у Бимала Роя в «Девдасе» с одним существенным дополнением. Экспресс здесь мчится внутри хорошо освещённого тоннеля, являющегося мостом. И таких мостов поезд пересекает множество, но несётся дальше не замедляя ход.

Особую роль железная дорога играет в фильмах культового тамильского режиссёра Мани Ратнама.

Это один из самых узнаваемых и ключевых образов во всей фильмографии режиссёра, встречающийся не менее, чем в половине его фильмов от Mouna Raagam / Молчаливой симфонии 1986 до OK Kanmani / Да, моя радость 2015. Мани Ратнам использует поезд во всех выше названных смыслах и значениях: как аудиовизуальный образ в музыкальных композициях, как сложную эффектную движущуюся экшен-сцену, как особое пространство, способное сближать и разъединять людей, как сложную философско-образную метафору и как романтический символ.

Вот так средство передвижения стало многогранным кинематографическим образом, любимым многими режиссёрами и композиторами Индии и раз за разом всё в новых обликах и смыслах возникающем в их творчестве.

© Падмини
Романтика и философия железных дорог в индийском кино. Часть первая
Романтика и философия железных дорог в индийском кино. Часть вторая
Романтика и философия железных дорог в индийском кино. Часть третья

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook

Романтика и философия железных дорог в индийском кино. Часть четвёртая: 13 комментариев

  • Milavina
    11 февраля, 2019 в 08:49
    Permalink

    Прочла все четыре части с огромным удовольствием,Спасибо.Падмини!!!! give_rose радуйте по чаще такими прекрасными обзорами.
    Многие фильмы из статей не видела,но приятно было ознакомиться и конечно появилось желание что то посмотреть.

    2+
  • Падмини
    8 февраля, 2019 в 06:26
    Permalink

    nino написал(а):

    У меня иногда бывают периоды, когда прям тянет на самоистязание

    У меня тоже такое бывает. laugh

    2+
  • nino
    7 февраля, 2019 в 19:31
    Permalink

    Падмини написал(а):

    я должна предупредить — 27 экспресс мало того, что чистый арт-хаус со всеми вытекающими, так ещё очень тяжёлый фильм, даже депрессивный. Его на самом деле тяжело смотреть.
    Я бы лично посоветовала, если никогда не видели — посмотреть Сатьяджита Рея попробовать, начиная прямо с «Песни дороги», о которой я говорила вначале этой статьи.
    Сатьяджит, хоть и снимал арт-хаус, но после его фильмов всегда на душе остаётся светлое чувство. И «Песнь дороги» — шедевр, мирового уровня.

    Спасибо за советы, обязательно учту. У меня иногда бывают периоды, когда прям тянет на самоистязание, вот и пригодится «27 экспресс» в те дни. laugh А «Песни дороги» поищу обязательно.

    2+
  • Падмини
    7 февраля, 2019 в 17:55
    Permalink

    Энди написал(а):

    Самое интересное, что я хотела про Шармилу написать, но потом остановилась, поскольку это ну совсем уже не про паровозы
    У неё такой трогательный, такой беззащитный, но в то же время такой стойкий образ в фильме… Мне сейчас сложно про неё писать… Но вот сейчас те же «звезды» любят мерятся экранным временем, а сколько вот этого экранного времени было у ее героини? Вопрос риторический… Но настолько ее образ глубокий, яркий… Его невозможно измерить ни количеством времени, ни значимостью персонажа в сюжетном повествовании. Но я вот, рядовой зритель, из третьей части, вспоминаю больше ее образ, нежели образ главного героя. А в первой части — образ сестры Апу. Прямо сердце кровью обливается…

    Про паровозы и с Шармилой у Сатьяджита Рея отдельное кино, да)))
    И вообще тут я тоже целиком и полностью с Вами согласна.

    2+
  • Энди
    6 февраля, 2019 в 21:05
    Permalink

    Падмини написал(а):

    А я больше люблю последнюю часть — Мир Апу — там ещё Шармила Тагор сыграла будучи совсем девочкой.

    1+

    Самое интересное, что я хотела про Шармилу написать, но потом остановилась, поскольку это ну совсем уже не про паровозы unknw
    У неё такой трогательный, такой беззащитный, но в то же время такой стойкий образ в фильме… Мне сейчас сложно про неё писать… Но вот сейчас те же «звезды» любят мерятся экранным временем, а сколько вот этого экранного времени было у ее героини? Вопрос риторический… Но настолько ее образ глубокий, яркий… Его невозможно измерить ни количеством времени, ни значимостью персонажа в сюжетном повествовании. Но я вот, рядовой зритель, из третьей части, вспоминаю больше ее образ, нежели образ главного героя. А в первой части — образ сестры Апу. Прямо сердце кровью обливается…

    4+
  • Падмини
    6 февраля, 2019 в 19:32
    Permalink

    Энди написал(а):

    Очень люблю всю трилогию об Апу

    я тоже! Но я люблю почти все фильмы Сатьяджита Рея. А больше всего три из них, что он снимал с Мадхаби Мукхерджи.

    Энди написал(а):

    но наверное первый фильм трилогии «Песнь дороги» — самый любимый.

    А я больше люблю последнюю часть — Мир Апу — там ещё Шармила Тагор сыграла будучи совсем девочкой.

    Энди написал(а):

    Сейчас модно слово «атмосферный», вот эти фильмы наверное как раз соответствуют этому слову. Буквально обволакивают тебя тем временем, видами, звуками, словно не на экран смотришь, а в открытое окно

    Точно-точно! good

    2+
  • Энди
    6 февраля, 2019 в 08:40
    Permalink

    Очень люблю всю трилогию об Апу, но наверное первый фильм трилогии «Песнь дороги» — самый любимый. Сейчас модно слово «атмосферный», вот эти фильмы наверное как раз соответствуют этому слову. Буквально обволакивают тебя тем временем, видами, звуками, словно не на экран смотришь, а в открытое окно.

    Падмини, спасибо за весь цикл статей.

    3+
  • Падмини
    5 февраля, 2019 в 21:48
    Permalink

    nino написал(а):

    есть одно из наиболее притягательных и ценных старон в искусстве: я вольна разглядеть в любом его образце даже то, что, может быть, и сам автор не подразумевал.

    Так в этом же суть искусства! Его отличие от ремесла, поделки. Творение-искусство (если оно искусство) всегда больше замысла, вложенного творцом-человеком.
    Любое настоящее произведение искусства предполагает сотворчество воспринимающего его субъекта ( зрителя, слушателя, читателя). И только в процессе сотворения и рождаются подлинные шедевры. На тонкой грани созидания-восприятия…
    Однозначным для всех может быть только ширпотреб, который штампуется бездушно.

    nino написал(а):

    Но после прочтения обзорных статей, подобных вашей, начинаешь вникать в тончайшие детали и нюансы, часто неуловимые первым взглядом.

    Это наивысшая похвала!
    Мне очень приятно.

    nino написал(а):

    И ещё, захотелось посмотреть 27 Down /27 экспресс. Если найду с переводом, посмотрю обязательно.

    Он был только с русскими сабами. У меня есть в коллекции. Если очень нужно — напишите вконтакте мне — мой ник здесь кликабелен и работает как ссылка.
    Но я должна предупредить — 27 экспресс мало того, что чистый арт-хаус со всеми вытекающими, так ещё очень тяжёлый фильм, даже депрессивный. Его на самом деле тяжело смотреть.
    Я бы лично посоветовала, если никогда не видели — посмотреть Сатьяджита Рея попробовать, начиная прямо с «Песни дороги», о которой я говорила вначале этой статьи.
    Сатьяджит, хоть и снимал арт-хаус, но после его фильмов всегда на душе остаётся светлое чувство.
    И «Песнь дороги» — шедевр, мирового уровня. И есть в сети очень во многих местах.
    Если «Песня» понравится, «подсядите» на этого режиссёра))). smile

    4+
  • nino
    5 февраля, 2019 в 21:24
    Permalink

    Падмини , спасибо большое, было действительно очень интересно читать, хотя и видела из перечисленных фильмов только Devdas с Шахом. Я, как простой, рядовой зритель, при просмотре фильм воспринимаю чисто на субъективно-эмоциональном уровне, особо не ища аллегорических образов. (По правде говоря, для меня это и есть одно из наиболее притягательных и ценных старон в искусстве: я вольна разглядеть в любом его образце даже то, что, может быть, и сам автор не подразумевал. Это мое личное, интимное пространство, никто не вправе посягнуть на него!) Но после прочтения обзорных статей, подобных вашей, начинаешь вникать в тончайшие детали и нюансы, часто неуловимые первым взглядом. Так что, спасибо ещё раз. heart
    И ещё, захотелось посмотреть 27 Down /27 экспресс. Если найду с переводом, посмотрю обязательно.

    4+
  • Падмини
    4 февраля, 2019 в 20:07
    Permalink

    Спасибо всем за комментарии!
    Комментарии дают возможность почувствовать, что старался не зря.

    Anita написал(а):

    Железнодорожная станция как место жизненного выбора из Swami потом еще в Ijaazat аукнется кстати

    Да, вы правы!

    Pol написал(а):

    Сейчас вспомнился момент из Sairat, где парни отрывались, дико отплясывая под бешеный стук колес поезда. Поезд прошел.. и все стихло.

    Да, было такое. В этом фильмы очень много классно поставленных метафорических сцен, в том числе и с поездом.

    Julie_Agra написал(а):

    Читая о «лодке Харона», вспомнила момент из фильма «Земля 1947». Время разделения Индии и Пакистана… кровавый период в истории. Когда поезд с мёртвыми телами прибывает на станцию… Жуткий момент, пробирающий насквозь.

    Лично я склонна относить данную сцену, как и всё кино «Земля» в целом к сугубо историческому реализму. Т.е. это горькая правда жизни… страшная и ужасающая; не метафора.
    У сцены прямой и непосредственный смысл.

    Julie_Agra написал(а):

    Ещё припомнился поезд как символ скоротечности времени, когда сначала мы видим ребёнка — а потом — уже юношу или мужчину. К примеру, в «Беги, Милкха, беги» именно так нам показан главный герой — вот только что мальчишка бежал по крышам вагонов, и вот уже здоровенный лоб Фархан Ахтар)

    А вот это действительно метафора, которая рождается за счёт монтажного приёма, дающего такой эффект скачка во времени.
    Как говорится, просто, но со вкусом. curtsey

    На самом деле, примеров с поездом, используемым в индийском кино в качестве метафоры с философским подтекстом — много. тут дело обстоит также, как и с клипами-песнями.
    Я собрала в данной статье те, что считаю ( от субъективизма, конечно, никак не отвертеться, хотя старалась придерживаться объективного критерия) наиболее изысканными, что стали культовыми сценами со временем и что отличаются сложной многослойностью.
    Но всё, естественно, даже в кино — знать и даже увидеть невозможно. Хотя иной раз очень хочется. smile

    4+
  • Julie_Agra
    4 февраля, 2019 в 13:52
    Permalink

    Спасибо огромное.
    Читая о «лодке Харона», вспомнила момент из фильма «Земля 1947». Время разделения Индии и Пакистана… кровавый период в истории. Когда поезд с мёртвыми телами прибывает на станцию… Жуткий момент, пробирающий насквозь.
    Ещё припомнился поезд как символ скоротечности времени, когда сначала мы видим ребёнка — а потом — уже юношу или мужчину. К примеру, в «Беги, Милкха, беги» именно так нам показан главный герой — вот только что мальчишка бежал по крышам вагонов, и вот уже здоровенный лоб Фархан Ахтар)

    7+
  • Pol
    4 февраля, 2019 в 13:33
    Permalink

    Сейчас вспомнился момент из Sairat, где парни отрывались, дико отплясывая под бешеный стук колес поезда. Поезд прошел.. и все стихло.
    А в эпизоде, что на иллюстрации, да… очень ощутимо присутствие поезда, как элемента создающего чумовой ритм, взрыв эмоций.

    5+
  • Anita
    4 февраля, 2019 в 12:01
    Permalink

    Ох, спасибо! Не зря ждала, особенно конечно про Рея приятно прочитатьsmile
    Железнодорожная станция как место жизненного выбора из Swami потом еще в Ijaazat аукнется кстатиsmile

    7+

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *