Рехана Султан: проклятие одной роли
Одна из немногих профессионально подготовленных актрис своего времени, Рехана Султан, прославилась своим дебютным фильмом, выдавая один за другим фильмы, получившие признание критиков. К сожалению, ее огромный актерский талант так и остался неиспользованным после того, как она стала типичной героиней, готовой обнажиться на камеру.
Рехана Султан родилась в Аллахабаде 19 ноября 1950 года. Ее отец был государственным подрядчиком и позже переехал в Бомбей. Окончив школу в 1967 году, 17-летняя Рехана просто ради развлечения подала заявление в Институт кино и телевидения Пуны на двухгодичный курс актерского мастерства. Ее выбрали, и два года спустя она снялась в дипломном фильме Вишваната Айенгара «Первая годовщина свадьбы».
Известный писатель на урду и режиссер Раджиндер Сингх Беди заметил ее в этом фильме и, впечатленный ее талантом и превосходной грацией, решил взять ее на главную роль в своем новом фильме «Стук» (Dastak, 1970). За богатую нюансами игру Рехана была удостоена Национальной кинопремии. Для 20-летней героини, которая только что закончила институт, это было невероятным успехом!
В паре с опытным актером Сандживом Кумаром Рехана не затерялась, а наоборот, сумела выделиться талантом и красотой. Фильм стал настоящим хитом, получившим признание критиков за деликатное изображение мусульманской пары из низшего класса, которая переезжает в Мумбаи. Вскоре после этого актриса снялась в роли девочки по вызову в фильме «Вдохновение» (Chetna, 1970) режиссера Бабу Рамы Ишары. Смелое и напористое изображение героини в фильме навсегда изменило представление о проститутках в кино на хинди. В фильме впервые были показаны неблагоприятные социальные условия, вытеснившие таких женщин на обочину общества.
Многие аплодировали Рехане за ее умелую интерпретацию персонажа, несмотря на то, что ей было всего 20 и она едва дебютировала. Ей пророчили большое будущее и надеялись, что она станет первой суперзвездой кинематографа новой волны за два ее появления в нетрадиционных фильмах в самом начале своей карьеры. Ее работу высоко оценил знаменитый индийский режиссер Сатьяджит Рай.
Бесспорно прогрессивный для своего времени фильм «Вдохновение» похоронил карьеру Реханы. Проект был разрекламирован с изображением ног актрисы на плакате, и зрители штурмовали кинотеатры, чтобы посмотреть на откровенную героиню на экране. Ее сразу же завалили предложениями от различных продюсеров и режиссеров с просьбой появиться в «смелых» или «дерзких» ролях.
«Мне предлагали сценарии, полные «дождя и купания». Уловок, чтобы раздеться на экране. Диалоги были не просто откровенными, а грязными. Меня просто тошнило от всего этого», — рассказывала актриса журналу.
Хотя после этого она время от времени снималась в некоторых фильмах, таких как драма «Проиграть и выиграть» (Haar Jeet, 1972), драма «Гора любви» (Prem Parbat, 1973) и политическая сатира «История стула» (Kissa Kursi Ka, 1978), Рехана отказывала большинству предложений и тщательно выбирала роли.
Но с выбранными проектами ей не всегда везло. Например, был утерян оригинал и копии фильма «Гора любви» и сейчас он считается утраченным. Сатиру «История стула», которая высмеивала политику Индиры Ганди и ее сына Санджая, правительство Индии, естественно, запретило и все копии были конфискованы.
Обладая сильной волей и самоуверенностью, Рехана Султан отважно боролась против того, чтобы ее изображали исключительно как секс-символ, часто не соглашаясь с продюсерами, которые, как она подробно рассказала в интервью Filmfare в 1973 году, хотели, чтобы она «раздевалась, курила и пила без особой причины». «Для ее аудитории — в основном мужчин — Рехана была синонимом слова «секс» и не представляла интереса, если была одета. Каждый ее фильм после выхода первых двух зрители встречали вежливыми и уважительными зевками», — писали критики.
Ее избирательное отношение и отказ индустрии признать ее талант привели к тому, что в течение 10 лет она сыграла всего несколько ничем не примечательных ролей. В 1984 году, после того как она снялась в фильме «Жертва обмана» (Hum Rahe Na Hum, 1984) с Шабаной Азми в главной роли, Рехана вышла замуж за режиссера и своего давнего друга Бабу Рама Ишару и постепенно исчезла из индустрии.
После смерти супруга в 2012 году, Рехана оказалась в тяжелом финансовом положении и согласилась на роль в фильме Судхира Мишры «Отказ» (Inkaar, 2013) с Арджуном Рампалом и Чатрангадой Сингх в главных ролях. За два десятилетия в послужном списке Реханы числится почти 30 фильмов.
В настоящее время актриса живет в Мумбаи и надеется продолжить сниматься как в кино, так и на телевидении.
Мила — Bollywoodtime