Rang De Basanti / Цвет шафрана. Рецензия Sioy
Я знала, что заканчивается все трагично, что фильм тяжелый. Все знала. Но даже не представляла, сколько противоречивых эмоций, сколько слез вызовет у меня «Rang de basanti»!
По здравому размышлению, то есть пару дней спустя, должна признаться: у меня есть нарекания к сценаристам. Однако к режиссеру, актерам, оператору, композитору, да и остальной съемочной группе — ни одного.
Бывают такие фильмы, когда при просмотре не покидает ощущения, что ты предсказатель. В том смысле, что уже ясно, что, как, зачем и почему будет в следующей сцене. И иногда такие моменты даже хочется перемотать. Здесь же, хотя такое ощущение иногда и возникало, но почему-то не хотелось упустить ни единого кадра, ни единой фразы из уст героев. Два часа сорок три минуты я была прикована к экрану, где разворачивалось очень красивое, талантливое, завораживающее и невероятно грустное зрелище…
Уже несколько дней задаю себе один вопрос: а как бы я поступила на месте героев? Задаю и не могу найти ответа. Это очень легко – судить других за неправильный по твоему мнению выбор. Действительно, было ли правильным убийство министра? И, тем более, как может считаться правильным убийство своего родного отца, пусть и ради Цели? Я не знаю. Кровные узы ничуть не прочнее, а подчас и легче уз дружбы…
Но это все неограненные ощущения. А теперь то, что я считаю фактами.
Актеры. Пройдусь практически по всем (по мере появления в кадре), потому как пропустить кого-либо будет непростительной ошибкой.
Элис Патен. Я прониклась. Сью покорила меня своей целеустремленностью, храбростью и… кокетливостью. Она смотрит на мир широко открытыми глазами, жадно впитывая все новое.
Соха Али Кхан. Я отношусь к ней очень даже неплохо. Она довольно естественна. В ней чувствуется «порода», как и в ее брате. Сония показалась мне очень открытой и искренней.
Кунал Капур. Запомнился мне по «Aaja nachle». Аслам очень трогательный, ранимый и честный юноша. Пожалуй, из всех друзей он наиболее беззащитен перед реальной жизнью.
Шарман Джоши. Видела его в «Shaadi №1» и «Life in a metro». Не скажу, что сильно запомнился. Однако, здесь… Весельчак и балагур, Сукхи, мне показалось, на самом деле очень зависим от обстоятельств и окружающих его людей, он боится окунуться с головой в реальную жизнь. И очень боится остаться один.
Аамир Кхан. Преклоняюсь перед мастерством. Один из талантливейших людей в Болливуде. Его ДиДжей, в первую очередь, — заводила. Он — неофициальный лидер этой компании. В отличие от такого же весельчака Сукхи, ДиДжей, по-моему, не боится одиночества. В любом случае, оно ему не грозит.
Сиддхартх. Уже пересмотрела почти все его фильмы. Он, действительно, словно солнце, освещает своим светом любой фильм. Но Каран не похож на «южных» героев Сидду. Он замкнут, немногословен, сдержан. Но когда он чуть-чуть ослабляет над собой контроль, мы видим, что только лишь друзья делают его по-настоящему счастливым. Показался раздираемым какими-то известными только ему противоречиями. На мой взгляд, самый трагичный персонаж фильма.
Атул Кулкарни. Из всей его фильмогрфии, кроме «RDB», видела только «Долг превыше всего» и «Дели-6», и оба фильма прошли мимо. Так что Атул был для меня новичком. Его Лакшман – это идеалист до мозга кости. Интересы страны — на первом месте. Но, по мере того, как лучше узнает четырех друзей, он понимает, как ошибался на их счет. Лакшман – человек, который не боится признавать свои ошибки. И исправлять их.
Мадхаван. Из всей фильмографии видела только «Гуру». Но его, к сожалению, там не помню. Аджай – летчик, влюбленный в свою профессию. И в Сонию. Мне показался именно таким, каким и должен быть настоящий военный: храбрый, умный, самоотверженный, не лишенный чувства юмора и умеющий расслабиться, когда есть возможность.
Кирон Кхер. А что про нее можно сказать плохого? Она, как всегда, бесподобна! Ее матери всегда разные, но такие живые, такие искренние… Вот и Митро не исключение. Она безумно любит своего непутевого сына и прощает ему все прегрешения. Да его смерть…
Анупам Кхер. Очень люблю. Он переиграл множество отцов. Вероятно, Кирон и Анупам – лучшие экранные родители для любого актера… Его мистер Синкхания совсем мало появляется в кадре, но лично для меня образ раскрыт полностью. Один из многих коррумпированных чиновников. Страстно любящий деньги и власть. И все-таки любящий своего сына, пусть и очень сдержанно. Однако, имя и репутация для него – наиважнейшие понятия.
Стивен Макинтош. И ему я верила безоглядно. Он показал душевные терзания мистера МакКинли очень ярко, очень честно. Особенно в сцене молитвы в церкви…
Ом Пури. Замечательный актер. В каждой роли он хорош. Его мистер Кхан – жесткий и очень религиозный человек, не верящий в то, что индусы и мусульмане когда-нибудь смогу ужиться на этом свете.
Вахида Реман. Ее миссис Ратход – идельная жена и… вдова военного летчика. Она – хранительница домашнего очага, преданная жена, заботливая мать. И, что немало важно, — гражданин с четкой жизненной позицией, пошатнувшейся после смерти сына.
Очень не хотелось подробно обсуждать сюжет: почему он/она сделал так, а не по-другому и так далее? Одно мне хочется сказать: фильм этот – шедевр. Пусть местами спорный, пусть кое-где шероховатый, но, несомненно, шедевр режиссерского и актерского мастерства…