Raam / Рам (2005). Рецензия Милы
Пребываю в небольшом потрясении от Дживы. Вчера посмотрела фильм «Раам» и не могу передать всех чувств, который он у меня вызвал (и фильм, и Джива). Это всего лишь третья его роль и второй фильм режиссера Амира Султана. Да… влияние Балы налицо — его атмосферность и повествование. Такие же сильные персонажи и сильный сюжет.
Джива — несомненно, талантлив! Очень молодой, а такой стержень внутри! И еще сыграть настолько сильно! У меня почти шок. Не ожидала от него таких способностей и делаю вывод, что он с каждым новым фильмом расслабляется (как сейчас Сурья). Потенциал у Дживы Викрамовский, если не больше. Кстати, я почему-то иногда представляла в роли Раама Викрама — перед глазами стоял четко. Такая же гениальная игра.
У Амира мало фильмов, «Mounam Pesiyadhe» я терпеть не могу. Для меня это один из худших фильмов в Колливуде. А вот «Парутхивиран» — это хорошее кино. Как и «Раам». Атмосферное, глубокое. Почти Баловское. На моей памяти это единственный случай, когда корейцы, потрясенные «Раамом» и игрой главного героя, сняли у себя римейк. В основном, индийцы черпают свои идеи у азиатов. А здесь обратный случай.
Болливудскую версию смотреть не хочу, думаю, что вышел жалкой пародией. И обидно, что у нас обходят стороной подобные картины. Я лично вообще ни одного отзыва не читала и мнений не слышала. Жаль, что режиссер за него не получил наград, но сам факт, что о фильме помнят, очень радует. Недавно во Франции и Люксембурге состоялся официальный релиз, с французскими субтитрами. Фильм прошел в кинотеатрах. Нам о таком только мечтать. Наши лучше будут закупать тупую голливудскую конвейерную продукцию, чем серьезное тамильское кино. А вот Джива на Кипрском Кинофестивале получил награду за исполнение. Чему я несказанно рада!
Признаюсь, что подобное исполнение я встречала только у Викрама и Камала Хассана. Никак не ожидала, что с первых минут просмотра прикручусь невидимыми шурупами к стулу и за весь фильм почти ни разу не моргну. Затягивает как трясина в болото. Потом не выберешься. Единственное, мне не понравилась актриса, исполняющая роль матери Рама. Я ее не люблю, хотя она часто играет матерей. Лицо у нее дебильное, как будто она умственно отсталая. Но здесь я на нее внимание не обращала — меня поглотил Джива. Девочка (Гаджала) ничего так… Видела ее в парочке фильмов, особо не запомнилась. В конце хорошо сыграла, от души.
Герои у Амира — простые люди. Кажется, он не использовал никаких приемов, чтобы приукрасить или наоборот изуродовать их внешне. Эстетически очень приятные, очень простые. Отсюда и натуральный, сдержанный и «человечный» реализм. Огромное спасибо Амиру. За музыку тоже спасибо — передала настроение картины.
Мне очень сложно писать отзывы на подобные фильмы. Они необычные, нетипичные и серьезные. Эмоциональность там проявляется не на лице, а внутри персонажа. Когда не видишь, а именно чувствуешь. Нутром. Когда растворяешься в образах. Таких режиссеров как Амир Султан в Индии можно пересчитать по пальцам. А актеров, умеющих «пронести» жизнь своего героя не играя, а живя им — и того меньше. Подобные фильмы особенные. Вряд ли я насчитаю и десяток таких. Для меня «Раам» в одной категории с Викрамовскими шедеврами, с Сурьиным «Нандой» и Дханушевским «Я полюбил».
Однозначно, 10 из 10 за старательность и талант всех, кто работал над фильмом.