Притхвирадж Капур / Prithviraj Kapoor
Притхвирадж Капур всегда считался — и совершенно справедливо — «королём», великим драматическим актёром, подвижником общественного труда. Однако, прежде всего он был гуманистом. Он любил людей, человеческое бытиё, философию, которую исповедовал с открытой душой.
Родом Притхвирадж был из Пешавара (сейчас на территории Пакистана). Имея диплом университета в Равалпинди, он, как обычно, занимался правовыми проблемами, как вдруг решил, что станет актёром. В 1929 году Притхвирадж перебрался в Бомбей и поступил на работу в «Империал филм компани». Сначала был занят только на проходных ролях, но не прошло и года, как в «Империале» уже поручили ему главную роль в фильме «Девушка из кино».
Героиню играла Эрмелина, эта «индийская Клара Бау», и с тех пор Притхвирадж и Эрмелина в многочисленных лентах, выпускавшихся «Империал филм компани». делили славу между собой. В последние месяцы 1930 года основатель компании Ардешир Ирани приступил к съёмкам первого индийского звукового фильма «Красота мира» (1931). Главные роли он отдал Зубейде и мастеру Витхалу, самым высокооплачиваемым «звёздам» того времени. Притхвираджу досталась лишь вторая роль, но благодаря своей безукоризненной дикции он привлёк внимание к этому фильму.
Когда кино повсеместно стало звуковым, Притхвирадж сыграл Арджуна в фильме «Драупади», где Эрмелина, его партнёрша по немым фильмам, исполнила заглавную женскую роль. Главного персонажа воплотил он и в знаменитом костюмном фильме тех лет 2Влюблённый обманщик», где его героем был принц-католик, влюбившийся в еврейку и обвинённый в измене. Сходный сюжет был и в картине «Девушка-еврейка» (производство «Нью тиэтрс») с Сайгалом в главной роли. Но Сайгал был певцом, а Притхвирадж, в отличии от остальных «звёзд» первых звуковых фильмов, никогда не пел.
На этом этапе своей кинематографической карьеры Притхвирадж ущёл из «Империала» и поступил работать в театральную компанию Андерсона, которая ставила Шекспира по-английски. Здесь Притхвирадж сыграл практически всех шекспировских персонажей; при этом особо триумфального успеха он добился оригинальным исполнением роли Шейлока в «Венецианском купце».
Отправившись в турне по стране, Пртхвирадж добрался и до Калькутты, где их труппа распалась. Не было ни работы, ни денег. Тогда он поступил в «Нью тхиэтрс» на довольно-таки скудный заработок в триста рупий в месяц. Тем не менее, именно благодаря работе в «Нью тхиэтрс», а также сотрудничеству с «Ист-индиен филм компанги» его талант был признан и критиками и зрителями, по достоинству оценившего его как выдающегося драматического актёра. Первым фильмом, где Притхвирадж сыграл по-настоящему творческую роль был «Раджрани Мира» (1933), который снял Дебаки Бошу. Притхвирадж исполнял здесь роль короля-традиционалиста, тщательно соблюдавшего культ Шивы, тогда как его жена Мира (в исполнении Дурги Кхоте) была неистовой почитательницей Кришны. Это столкновение двух конфессий, представленных мужем и женой, и создавало драматическое напряжение, что так нравится зрителям. Спустя некоторое время Притхвирадж сыграл роль опасного бандита в фильме «Бандит Мансур» (1934, реж. Нитин Бошу). Но ролью, снискавшей многочисленные похвалы критиков, всё же оказался Рама в фильме Дебаки Бошу «Сита» (1934). Фильм представлял собой экранизацию последней части «Рамаяны», а именно того эпизода, где от Ситы уходит её супруг из-за выдвинутых против неё публичных обвинений. Лирическая сцена мизансцен была такова, что о фильме отзывались как о «поэме на плёнке». В роли Рамы Притхвирадж был необыкновенно убедителен и выразителен, а Дурга Кхоте превзошла себя в роли Ситы. «Сита» оказался первым индийским фильмом, отобранным для венецианского фестиваля 1935 года. В следующем фильме «После землетрясения» (1935), также снятом Дебаки Бошу, Притхвирадж играет чиновника по общественным работам, прибывшего в Бихар на помощь жертвам землетрясения. Эта катастрофа, и в самом деле произошедшая в тех местах, послужила для развернувшейся на экране истории документальным фоном.
После романа «Девдас», имевшего общенациональный успех, режиссёр Прамотеш Чандра Боруа экранизировал другой роман Шоротчондры Чаттерджи «Грихдах» («Сожженный дом»). вариант на хинди назывался «Манзил» (1934). Сам Боруа сыграл в нём роль героя, взявшего в жёны девушку, в которую влюблён его близкий друг. Роль этого друга великолепно исполнил Притхвирадж. Его многостороннее дарование в полной мере проявилось в фильме «Милап» (реж. А.Р. Кирдар), где он непринуждённо набросал портрет беззаботного бродяги, живущего чем Бог послал. Но наиболее значительной ролью, сыгранной за всё время работы Притхвираджа в Калькутте, стала роль короля в фильме «Видьяпати», выпущенном в «Нью тиэтрс» и снятом Дебаки Бошу. Этот фильм — история придворного поэта, в которого влюбилась махарани, тогда как махарадж, её супруг, был убеждён, что любит она именно его. Эта роль своей пассивностью представляла немалые трудности, и Притхвирадж сыграл её необыкновенно сдержанно и, вместе с тем, чувственно.
В конце 1938 года Притхвирадж уехал из Калькутты, где провёл пять лет, принёсших ему почёт и славу. Возвратиться в Бомбей его уговорил Чандулал Шах, продюсер из компании «Ранджит мувитон». Там он снялся подряд в двух фильмах, выпущенных этой компанией: «Незаконченная повесть» и «Сегодняшний Хиндустан», которые, однако, явно не стоили его таланта. Зато в главной роли в фильме «Ненормальный», снятом А.Р. Кирдаром, Притхвирадж несомненно вновь порадовал своих критиков. В1941 году он сыграл две выдающие роли. В фильме «Придворная танцовщица» (реж. Вадия) выпавший ему успех он разделили со знаменитой танцовщицей Садханой Бос. картина эта была снята в трёх версиях: на хинди, на бенгали и на английском языке.
Однако обессмертила Притхвираджа, несомненно, роль знаменитого персонажа из фильма «Сикандер» — так называли в Индии Александра Македонского. Высокая, стройная, мужественная фигура Пртхвирадж, его орлиный нос позволили ему легко и убедительно перевоплотиться в великого завоевателя. Даже и теперь, спустя полвека после премьеры «Сикандера» фильм этот пользуется немалым успехом, а герой вызывает зрительское восхищение.
Притхвирадж был одним из первых, кто постарался освободиться от системы кинопроизводственных компаний и добился права работать самостоятельно. Кроме того, он был актёром незаменимым, прежде всего в фильмах на темы индийской мифологии, в ролях легендарных персонажей. Ему были подвластны такие роли, как молодой мусульманин, потерявший память (из фильма «Цветок») и молодой человек, замешанный в криминальную историю (из фильма «Одна ночь»). Эти роли существенно укрепили его исполнительскую репутацию. В то время как его коллеги-актёры нередко проматывали заработанные гонорары, Притхвирадж предпочитал вкладывать свои деньги в театр. В те годы театра на хинди практически не существовало. Разумеется. не только Притхвирадж придал ему новое дыхание, но своим «Притхви тиэтерс» он революционизировал этот театр. Он тщательно прорабатывал все постановки. осуществлявшиеся в его театральном обществе, после этого каждый вечер шёл ещё и на съёмочную площадку. Это было время, когда Индия ещё не обрела независимость, а Мусульманская лига уже объявила о создании исламского государства Пакистана. В эти-то годы Притхвирадж и показал пьесу «Стена», выведя на сцену двух братьев, один из которых, подстрекаемый иностранцем, борется за раздел Индии. Проигрывают в этой пьесе именно защитники раскола, хотя в реальной жизни именно они одержали верх. Так как пьеса «Стена» прозвучала тогда страстным монологом против раздела страны. она тут же вызвала оживлённую политическую полемику. Фанатики даже пригрозили Притхвираджу смертью. Следующей после «Стены» постановкой стал спектакль «Патхан», лучший спектакль той эпохи как с точки зрения сценической техники, так и в художественном отношении: успех этой постановки был поистине триумфальным. Взаимоотношения индусов и мусульман рассматривались в пьесе прежде всего с гуманистических позиций. В следующей его пьесе «Изменник» вновь поднималась тема раздела страны и тема положения мусульман в разделённой Индии.
В его «Притхви тиэтрс» начинали свой путь многие талантливые новички, но большинство из них просто использовали театр Притхвираджа в качестве трамплина для собственной чисто кинематографической карьеры. Он открыл новых актёров (своих сыновей Раджа, Шамми, Шаши, а среди прочих — Премнатха, Мохана Сехгала, Саджану, Хемавати, Дамаянти Сахни и Узру Мумтаз), музыкальных режиссёров (Рама Гангули, Шанкара, Джайкишана) и драматургов (Индера Раджа Ананда, Рамеша Сайгала и Рамананда Сагара).
Полностью поглощённый сценой, Притхвирадж, однако, продолжал сниматься, чтобы оплачивать свои театральные постановки, хотя постепенно отходил от амплуа романтического героя, переходя на вспомогательные роли. В этом отношении показательны два фильма — «Наследство» (1950) В. Шантарама и «Бродяга» (1951), снятого его сыном Раджем Капуром. В «Бродяге» он — уважаемый адвокат, который, как и легендарный Рама, отрекается от жены, потому что её увёз с собой разбойник Джагга. Позднее адвокат становится судьёй, не зная, что в это время его брошенный сын встаёт на скользкую дорожку преступлений. Финальное столкновение отца и сына — самая сильная часть фильма, где сталкиваются и актёрские индивидуальности Притхвираджа и Раджа Капура. Тем не менее, в эти годы Притхвирадж постепенно уходит из кино и посвящает себя исключительно театральным гастролям.
В 1948 году он возглавляет марш на Бомбей, стараясь восстановить мир в этом городе, где раздел страны спровоцировал межобщинные столкновения и вызвал ужасающие беспорядки. Это мирное шествие проходило в атмосфере угроз, но способствовало установлению общей обстановки терпимости и дружелюбия.
В конце пятидесятых годов Притхвирадж решил экранизировать пьесу «Пайса»; замысел этот потерпел оглушительный провал, а сам Притхвирадж во время съёмок потерял голос и так и не смог уже больше вернуть себе прежнюю неподражаемую дикцию. Он энергично сопротивлялся попыткам закрыть его театр и ограничить свой кинорепертуар вспомогательными ролями. В этот смутный период своей жизни он сыграл роль могущественного императора .Акбара в фильме «Владыка моголов» (1960). Критики вновь разразились восторгами. Его роли шестидесятых годов были самыми разнообразными, а исполнение роли нищего властителя Хайдерабада в фильме «Асман Махал» (1965) удостоилось высокой оценки на кинофестивале в Карлови Вари. Его последний и, конечно, наиболее значительный фильм «Прошлое, настоящее, будущее» обозначил дебют его внука Рандхира Капура и как актёра и как режиссёра. Во время съёмок этого фильма Притхвирадж заболел, но участвовал в них с начала и до конца. Спустя несколько месяцев он умер от рака в бомбейской больнице. В память о Притхвирадже его сын Шаши Капур построил «Притхви тиэтрс». (Перевод с французского из книги «Les stars du cinema Indien», Paris, 1985).
Информация взята:
sitaara.narod.ru
indomania.net
bolly-bolly.narod.ru
Подбор информации — Савитри, Annet