Почему продали студию Раджа Капура
С тех пор, как Рандхир и Риши Капуры объявили о продаже 70-летней собственности своего отца — RK STUDIO, фанаты по всей стране, включая людей из киноиндустрии, независимо от возраста и пола, выражали шок, недоверие, печаль, разочарование и гнев. Многие даже подумать не могли, что неотъемлемая, важная и знаковая часть индийского кинонаследия будет стерта с лица земли только для того, чтобы на этом месте построили очередной бетонный муравейник в виде многоэтажки.
Знаменитая RK Studio Раджа Капура, раскинувшаяся на площади в два акра в районе Чембур стала незабываемой культовой достопримечательностью города и предметом гордости в сердцах любителей кино на протяжении последних 70 лет. Студия появилась через год после обретения Индией независимости, в 1948 году, и не только дала путевку в жизнь лучшим талантам, но и стала свидетелем съемок классических фильмов эпохи черно-белого кино, снятых под престижным баннером РК.
Фильмы «Бродяга», «Господин 420», «Чистильщики обуви», «В стране, где течёт Ганг», «Бодрствуйте!», «Сангам», а в последующие годы «Бобби», «Ганг, твои воды замутились», «Мое имя — Клоун», «Перехитрить судьбу», «Река времени», «Хенна», «Возвращение домой» и др.
Эта студия никогда не ограничивалась пространством, заключенным в четыре стены, где снималось кино. Здесь часто проходили различные мероприятия, премьеры, махураты и культурные программы. Именно отсюда многие актеры сделали свои первые шаги в мире кино!
Радж Капур построил эту студию с нуля в то время, когда Чембур был похож на джунгли и здесь почти не было зданий. Его особое видение и непоколебимая страсть к кино заставляли почитать это место как храм. Ежедневно он устраивал здесь молитвы. Он дышал и жил кино каждое мгновение своей жизни.
Для Раджа Капура эти два акра земли, на которых стояла студия и личный коттедж шоумена, были настоящим королевством, откуда он «буквально правил индустрией и индийским кино». Многие отзывались о студии с благоговением, подчеркивая духовную привязанность Капура к своему детищу, которую он с такой любовью построил.
Каждый его фильм был так дорог и близок его сердцу, что он хранил в отдельной комнате даже самый маленький аксессуар со съемок. «Фильмы – а не кровь – текут в жилах Капура», — шутили в семье Раджа.
Радж Капур скончался в 1988 году, оставив после себя процветающую студию и несравненное наследие. Трудно представить, что за последние тридцать лет ни дети, ни внуки не смогли сохранить его наследие. Театр Притхви был возрожден Шаши Капуром и до сих пор поддерживается его семьей. Но спрашивается, что заставило Рандхира и Риши так долго ждать, чтобы потом плакать перед журналистами о финансовых потерях легендарной RK Studio?
Увы, но ни один из сыновей не унаследовал видение, страсть или талант Раджа Капура к созданию фильмов. Они были настолько недальновидны, что даже не задумывались о том, что студией надо заниматься, продолжать снимать фильмы, поддерживать.
Сегодня семья Капур называет множество причин, по которым она приняла это трудное, историческое, но невероятное решение продать студию. По их словам, финансовые потери, понесенные членами семьи при содержании этого огромного имущества, сделали почти невозможным сохранение этого места в его нынешнем виде только из-за его исторической ценности и наследия. Количество заказов на съемки фильмов за последние несколько лет сокращалось, но они не делали абсолютно ничего, чтобы исправить ситуацию.
Хотя здесь снималось несколько телешоу, все равно студия стала нерентабельной. А после масштабного пожара, вспыхнувшего во время съемок реалити-шоу в октябре 2017 года, большая часть студии и множество памятных вещей были уничтожены навсегда. К счастью, обошлось без человеческих жертв!
И хотя Капуры не раз делали громкие заявления, они никогда не проявляли особого интереса к возрождению студии в ее былой славе. После смерти Раджа Капура они не вложили в нее ни копейки. Оборудование было настолько старым, что потенциальные продюсеры перестали рассматривать студию как место для съемок.
А везти с собой новое современное оборудование в пригород Мумбая было затратно. Новейшие методы кинопроизводства тоже остались в прошлом. Капурам просто нечего было предложить своим потенциальным клиентам.
Студия потеряла ценность. Среди последних крупных фильмов, которые были сняты на ее территории был проект Имтиаза Али «Когда Гарри встретил Седжал».
А ведь с тех пор, как внук Раджа Капура, Ранбир Капур, дебютировал в Болливуде, ходили слухи, что он хочет возродить знамя РК. Но в интервью журналу GQ в начале 2019 года наследник «свернул удочки» и сказал:
«RK Studios стала тем, чем стала, благодаря моему дедушке. Я не думаю, что у меня есть талант или способности рассказывать истории, чтобы возродить студию».
И если у самих Капуров не оказалось сил, чтобы поддерживать наследие отца, то государству и подавно наплевать на RK Studios. Индия вообще безразлична к сохранению собственного наследия. Это объясняет, почему так много индийских фильмов прошлых лет утеряны навсегда. Несколько лет назад почти все жемчужины студии Bombay Talkies были уничтожены.
На сегодняшний день в Индии даже нет ни одной копии первого звукового фильма «Свет мира». Все катушки похерены. Каким-то образом известному архивариусу Наиру удалось сохранить две бобины первого немого фильма «Раджа Харишчандра», снятого Дадасахебом Фалке.
В этих условиях трудно представить, что РК — 70-летний живой кусок кинематографической истории стерт с лица земли только потому, что наследники Раджа Капура, его сыновья и внуки, зарабатывающие миллионы долларов, вкладывали свои деньги в дорогие дома, автомобили и недвижимость за рубежом, вместо того, чтобы спасти студию от полного уничтожения.
Они могли хотя бы попытаться создать фонд и собрать деньги, чтобы превратить это место в музей Болливуда. Лучшие бизнесмены, которые без колебаний приглашают звезд за миллионы рупий танцевать на своих свадьбах и мероприятиях, могли бы тоже внести свой вклад в сохранение этого кинематографического наследия. На худой конец могло вмешаться правительство и превратить эту территорию в музей.
Ведь Мумбаи, который может похвастаться тем, что является Меккой киноиндустрии хинди, не имеет ни одного музея, посвященного киноиндустрии. Журналистка Намрата Джоши вспоминает историю создания своего документального фильма «Живая легенда Радж Капур» для 4 канала в Великобритании: «Я помню, как спросила Раджа Капура, стоя на сцене: «Что такое студия? Это гранит, цемент, кирпичи или стены?»
— Важна не студия, а то, что там делают люди, — ответил он.
Да, наследники Раджа не имели такого стремления к созданию фильмов, как его отец. Да, они не занимались этим наследством и со временем она стала нерентабельной. Но ведь Капуры зарабатывают достаточно, чтобы содержать собственность, не приносящий доход. Что же стало настоящей причиной продажи имущества? На этот вопрос в 2018 году откровенно ответил Риши Капур.
«Феникс не всегда может восстать из пепла. Мы, братья, очень дружны и тесно связаны. Но кто знает о наших детях и внуках? Что, если в следующем поколении возникнут разногласия? Тогда только адвокаты будут хорошо зарабатывать. Как вы думаете, моему отцу понравилось бы, если бы труд всей его жизни стал предметом судебного разбирательства?»
Друзья, а что вы думаете по этому поводу? Неужели страх, что внуки и правнуки Раджа Капура может быть, когда нибудь в будущем передерутся и разругаются из-за этой собственности — весомая причина для того, чтобы продать дело, которому их отец посвятил всю жизнь?
«Папе не понравилось бы, что его студия стала предметом судебного разбирательства» — подытожил Риши. Ну да. А то, что его студия сейчас стерта с лица земли и на ее месте строится современный жилой квартал люкс класса с брендовыми магазинами — ему бы, конечно, понравилось.
Мила — Bollywoodtime
А ведь и правда, Индия это не только Тадж Махал это и Болливуд. Сколько туристов и внешних и внутренних могли бы посетить этот храм искусства. Но увы зарабатывая первый капитал мы сразу бежим вложить его за границу . А вот насчёт наследников согласна, что то Риши знал про своих детей и племянников раз такое сказал.
Как сказал один известный профессор, исследователь мозгов, талант по наследству не передается! Содержать такое большое предприятие, как киностудия и чтобы оно ещё и процветало, для этого тоже талант нужен.
Ну и потом, современные реалии сейчас таковы, что у каждого в кармане давно уже свой кинотеатр есть и в любое время можно достать и смотреть всё что хочешь.
Так что они вообще-то правильно сделали, что продали, а то может с учетом нынешнего кризиса и этого не смогли бы сделать.