Peepli (live) / Прямой репортаж из Пипли (2010). Рецензия Pol’a.

Четвертый по счету фильм, снятый продюсерским домом Aamir Khan Productions и четвертый подряд хит за 10 лет. При этом, он стал первым для Киран Рао в качестве продюсера, а для Ануши Ризви в качестве режиссера. Картина вышла на экраны 13 августа 2010 года и в первый же уикенд «отбила» свой бюджет в 14 крор. Если учесть, что её жанр не относится к числу популярных, то можно с уверенностью утверждать, что это был успех. Чем же она так могла привлечь зрителя?
На мой взгляд у фильма есть несколько слагаемых успеха.

Во-первых, это очень простая по сюжету история, которая вполне доступна для осмысления каждому зрителю.
Во-вторых, эта история абсолютно точная, правдивая, без прикрас и гламура, рассказывающая о жизни людей в одной из многочисленных глубоких деревень Индии, и знакома большинству зрителей.
В-третьих, это очень точная и дозированная сатира на окружающую действительность, на политическую жизнь в Индии, и особенно на журналистскую деятельность. Учитывая, что режиссер картины в прошлом журналистка – это не удивляет!

С одной стороны, сюжет фильма прост и, поначалу, не кажется каким-то уникальным. Но, с другой стороны, он многослоен. По окончании просмотра появляется вопрос: а кто, собственно, был главным героем фильма? Не был ли намеренно использован фон деревенского быта и семейного уклада для задачи сатирического отображения более серьезных проблем жизни страны?

Казалось бы, с самого начала повествования в центре нашего внимания находится персонаж по имени Натха, которого играет очень колоритный актер Омкар Дас Маникпури.

Натха (Омкар Дас Маникпури)

Мы с некоторым ужасом следим за событиями, разворачивающимися в его семье. Беспредельная нищета, невероятно тяжелые условия для жизни не оставляют никаких светлых надежд ни его брату, ни матери, ни жене, ни трем его детям. Семья в долгах, как в шелках, земля заложена в банке под кредит и в ближайшее время уйдет с молотка. Жена «пилит» мужа за никчемность, больная лежачая мать, покуривая травку, постоянно «наезжает» невестку, которая, похоже, единственная кто в доме работает. А Натха и его брат Будхия (Рагхубир Ядав) и в правду производят не самое лучшее впечатление.

Будхия (Рагхубир Ядав)

У меня, например, к ним так и не возникло какого-то особого теплого чувства. Одеты как оборванцы (впрочем, как все жители деревни), они занимаются в основном тем, что пьют, курят траву. Но при этом режиссер ни разу не показал их работающими! Для меня так и осталось загадкой, за счет чего они живет семья Натхи. И это поразительно! Такое впечатление, что царящая безнадега стала доминантой в жизни главного героя и его близких, да что говорить, и жителей всей деревни. Если есть ад на земле, то он именно здесь. И самой реальной надеждой на избавление от всего этого становится слух о том, что правительство Индии выплачивает компенсацию семьям фермеров, которые покончили жизнь самоубийством. Будхия, не имеющий собственной семьи, применяя простейшую логику, то ли в шутку, то ли всерьез склоняет Натху к этой мысли. Постепенно их разговоры о предстоящем самоубийстве расползается по всей деревне и однажды случайно доходят до журналиста местной газеты Ракеша (Навазуддин Сиддики).
С этого момента повседневный бытовой ад перерастает в трэш, проявляя нам следующий слой. Так совпало, что именно в эти дни проходит избирательная компания. Для кандидатов в депутаты история Натхи оказалась очень кстати, чрезвычайно полезной для собственного пиара и возможности «утопить» конкурента. У нас на глазах разворачивается нешуточная борьба за голоса избирателей, в центре которой находится история маленького человечка, о котором никто никогда не узнал бы, не будь выборов. Тут же появляются представители различных партий (одна из них так и называлась – Партия низших каст), обещающих все виды благ. Но ведь наученый зритель уже знает цену всем этим обещаниям, поэтому именно слой политической демагогии не выглядит так уж захватывающе. Правда, повествование о борьбе политиков не обходится без жесткой сатиры.

Но была бы возможна политическая борьба без участия СМИ? Конечно, нет! Очень мягко фокус перемещается от Натхи и его семьи, от политиков на журналистов, освещающих события в деревне. Сразу почувствовалось, что режиссер вступил на известную ему тропинку, открывая нам третий и самый захватывающий слой этой истории.

Почуяв запах жаренного, в Пипли понаехало много телевизионщиков. Каждый из них хотел первым получить эксклюзивные и уникальные кадры живой трансляции свершения задуманного Натхой. «Журналюги» следили буквально за каждым его шагом, будь он пошел «до ветру» в поле или куда еще. Истерия вокруг него достигает апогея, когда уже вся страна в курсе и следит за поступающими новостями из Пипли, когда даже сын спрашивает отца: «Папа, а когда же ты покончишь собой?» Но, ничего не происходит. Невозмутимый Натха продолжает «балбесничать». Однако, внимание прессы заставляет его привести себя в порядок, он одевает даже чистую рубаху – ведь он звезда ТВ. И постепенно новости перестают быть горячими, таков закон жанра. Надо выдумывать новые информационные поводы, и теперь мы видим, как журналисты готовы изучать даже экскременты Натхи, лишь бы только оставить эту тему главной. В один прекрасный момент Натха исчезает из поля зрения СМИ и полиции, которая тоже в изрядном количестве присутствует в деревне. Через несколько дней, под покровом ночи, Ракеш находит его на складе неподалеку. Толпа срывается с места и «летит» туда кто на машинах, а кто и пешком. В суматохе случился пожар, в котором сгорел человек. Натхи нигде нет, значит это был он. На следующее утро все «гости» деревни с облегчением покидают свои насиженные места. Пропал повод, пропал интерес, жизнь продолжается.

Но погиб в пожаре не Натха, погиб журналист Ракеш, который заварил всю эту кашу. Но никто о нем не вспомнил. Как будто не было его! А ведь именно он пытался обратить внимание других, более маститых, своих коллег на ситуацию в деревне в целом. Он однажды подошел к журналистке, ведущей новостные выпуски (Малайка Шеной), и сказал ей: «Послушайте, в этой деревне был человек, который тоже, как и Натха, потерял право на свою землю, и он целыми днями копал яму, добывая глину и продавая ее, выручая 20 рупий в день. Он умер. Его нашли в собственной яме. Почему это Вам не интересно?»

Нерейтинговая история. Навазуддин Сиддики в роли Ракеша

На что журналистка ответила: «Интересно то, что случается в прямом эфире, на глазах зрителя. Это дает рейтинг!»

Натха же оказался «умнее». Воспользовавшись суматохой и тем, что его посчитали погибшим, он бросил семью и подался в город на заработки. Мы видим его настройке в пыли и грязи, опять сидящим сложа руки и думающим думку (но без травки, видимо пыли достаточно), в то время, когда все вокруг рабочие «пашут, как папыкарлы».

Завершая свой текст, прошу простить меня за вынужденные спойлеры. Уж больно картина была живописная и без очевидных примеров просто было не обойтись. Что же в итоге? Для главного героя, разумеется, впереди безнадега. Для всех нас – интересный и поучительный рассказ о том, как создается информационный контент, как он используется и к чему приводит. Законы информации, пиара и пропаганды везде работают одинаково. Поэтому, эта история не только про Индию.

Это интересно: Peepli Live / Дело было в Пипли. Рецензия marchez’ы

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook

4 thoughts on “Peepli (live) / Прямой репортаж из Пипли (2010). Рецензия Pol’a.

  • Pol
    21 августа, 2018 в 21:49
    Permalink

    Julie_Agra , не удивительно. Я его тоже сразу не признал!

    2+
  • Julie_Agra
    21 августа, 2018 в 21:17
    Permalink

    Pol , если про Наваза, то я у него не знаю ни одной халтурной работы, даже если сам фильм мне так себе. А то, что не узнала, говорит лишь о том, что он всегда разный.

    3+
  • Pol
    21 августа, 2018 в 19:10
    Permalink

    Julie_Agra , мне очень понравилось, как он сыграл здесь. Как-то просто и ёмко. Мастер! Что тут скажешь

    3+
  • Julie_Agra
    21 августа, 2018 в 13:42
    Permalink

    Блин, стыд мне и позор, видела этот фильм давно, понравился, но в упор не помню, что журналиста играл Навазуддин! sorry laugh
    Посыл у фильма хороший, и тема глубока, но если спросить рядового индийца о нём — мало кто вспомнит сюжет и проблематику, зато всякий ответит, какой прикольный был эпизод, когда герой ходил облегчиться в поле (рукалицо).

    5+

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *