Paheli / Загадка (2005) Амол Палекар. Рецензия Падмини
Легенда
Богатый раджастанский дом, похожий скорее на роскошный дворец, нежели особняк, весь украшен цветочными гирляндами. Его хозяин выдаёт замуж свою красавицу-дочку в другую деревню, за Кишенлала – сына богатого купца. На женской половине слышен звонкий девичий смех, задорные песни и искрящиеся безудержным весельем и энергией танцы под мелодичный перезвон ярких браслетов. «А что, если муж не снимет свадебное покрывало и уснёт в первую брачную ночь?» — игриво спрашивает Лачи. Ах, знала бы юная красавица, что её невинной шутке было суждено обернуться печальным пророчеством.
Песчаные пейзажи Раджастана полны поэтичной неброской красоты. Время течёт плавно и размеренно, позволяя вдоволь насладиться изысканным ретро-вкусом истории. Но страсти при этом кипят бурно, почти с первобытной экспрессией, сочетаясь и чувственно резонируя с яркими фресками и красочными нарядами. Режиссёр частично заимствует форму народных кукольных представлений, превращая главных рассказчиков своей истории в ожившие марионетки. Финальная песня и вовсе представляет живых актёров в качестве театральных кукол, говоря о том, что все мы игрушки в руках судьбы, и она постоянно дёргает нас за ниточки своими невидимыми пальцами. Эффектность массовых танцевальных сцен усилена съёмками с большой высоты. Сари с блестящею каймой, расшитые золотыми и серебряными нитями. Большие, а иногда вовсе забавные гротескно огромные многослойные мужские тюрбаны. Насыщенные цвета, множество отражений в зеркалах, которыми щедро украшены интерьеры. Открытые террасы с резными перилами, ажурные балкончики. Во внутреннем дворе журчащие прохладные фонтаны, контрастирующие со жгучим солнцепёком пустыни. По стенам яркие изображения сцен из мифов о Радхе и Кришне, множество как живых павлинов, так и их изображений или отдельных перьев буквально повсюду. Широкие и глубокие старинные колодцы-купальни, с многочисленными пересекающимися друг с другом лесенками. Всё манит, интригует, завораживает.
Вначале 70-х гг. прошлого века Виджаядан Детха в своём рассказе Duvidha (Выбор) по-своему пересказал старинную раджастанскую легенду. Это была история очень красивой, просто идеальной и в тоже время чувственной любви, невозможной в насквозь традиционном обществе. В 1973 году Мани Каул снял по мотивам рассказа свою одноимённую кино-притчу. Это был фильм, созданный в манере близкой к документальной, и использующий литературный источник для критики положения женщины в патриархальной семье. Амол Палекар пошёл иным путём. Сохранив первоначальную сказочную форму повествования, он создал кино с широким размахом. Но при этом существенно расширил, а моментами и вовсе изменил оригинальную историю в соответствии со своим авторским видением. В результате старая легенда приобрела необыкновенную глубину и многослойную проблематику.
Дилемма
Один из ключевых вопросов истории Палекара – это проблема выбора, с которой сталкиваются не только главные герои, но и практически все второстепенные персонажи. Лачи должна выбрать между законным, но бесчувственным супругом и одухотворённой любовью чужака. Кишенлал не знает: то ли принять отказ от него родственников, то ли бороться за свои права. Призрак мечется между искренностью и честностью в любви и желанием быть рядом с возлюбленной. Родители не могут разобраться, кто из двойников их собственный ребёнок. И даже деревенский совет встаёт перед проблемой: жить ли в неведении или пытаться и дальше искать решение этой головоломки. Причём каждый выбор очень неоднозначен с точки зрения морали и вызывает у героев сложные чувства и борьбу с самими собой.
Вечная дилемма: следовать своей карме или проявить свою собственную волю, подчинение или свобода. Распространённость браков по договорённости в Индии приводит к тому, что женщина может оказаться замужем за человеком, который ей совершенно не подходит. И поскольку её с детства учат относится к будущему супругу как божеству, возникает глубокий внутренний конфликт. Любовь к другому мужчине при живом муже рассматривается не просто как проступок или даже преступление, но кощунство. Но естественная женская психология с её стремлением к любви и счастью никак не вписывается в социальные нормы и архетипы. С другой стороны, общество вполне себе спокойно относится к ситуации, когда деньги и вещи ценятся выше живых людей, искренних чувств и горячих привязанностей. В этом контексте «Загадка» высмеивает и двуличную мораль современного общества потребления, которая не является ни лучше, ни прогрессивнее средневековых патриархальных устоев.
Аллегория
Вообще индийские сказки славятся своей аллегоричностью. Именно поэтому образ призрака в фильме Палекара можно понимать в переносном смысле. Само слово bhoot санскритского происхождения. Обычно его переводят с хинди как «дух» или «призрак». В индийском фольклоре так называют существа, обладающие сверхъестественными способностями. Bhoot появляется в облике вороны, белочки, сказочной синей птички, прохожего крестьянина, прежде чем принимает облик желанного возлюбленного. Он сам характеризует себя как бессмертное существо, способное творить волшебство и по всей видимости обладает мудростью и добрым сердцем. Ему нужна не просто утеха на одну ночь, он жаждет подлинного чувства. Пусть тело духа всего лишь иллюзия – зато любовь истинна.
В своём зримом воплощении призрак – просто идеал мужчины! Он уважает желания Лачи, никогда не ссорится с нею и при этом стремится помогать всем вокруг. Строит новый колодец в пустыне, способствует возвращению сбежавшего от позора брата в семью. А возможно никого духа и нет вовсе. Может быть это подсознание Лачи материализовало и вызвало к жизни её подавляемые нереализованные желания. Ведь дух ведёт себя именно так, как того хотело бы абсолютное большинство женщин. Он превращает жизнь Лачи в настоящую сказку, буквально устилая пол под её изящными ножками розовыми лепестками и превращая её ночи и дни в непрекращающийся праздник любви и поклонения женственности. Принимая решения, дух руководствуется не столько умом, сколько сердцем. В то время как супруг, наоборот, живёт больше разумом и подавляет желания сердца. Даже прежде, чем написать письмо Лачи, он много думает и сомневается. Кишенлал и призрак – это ум и сердце – две стороны одной и той же личности. И счастье Лачи сможет быть полным только тогда, когда они сольются в гармоничное целое.
© Падмини
Падмини , я смотрела фильм дважды, но давно. Остался восторг, который я наконец разделила с Вами и другими ценителями философских дилемм в яркой подаче. Спасибо за теплые слова
TheOleg , я, конечно, не специалист по женской красоте. Но, по-моему, не бывает ни нации уродин, ни нации красавиц.
Просто люди, когда фотографируют обычно обращают внимания на крайние случаи. Ну то есть то, что бросается в глаза в первую очередь: а это как раз красота и некрасивость. Особенно если речь идёт о не постановочном фото.
А изображения звёзд зачастую настолько отфотошопленны, что там от живого человека остаются черты лица только, дабы его узнать можно было…
Sav it ri ,
Как же просто и вместе с тем здорово вы написали! Настоящий отзыв! Спасибо!
Вы первый раз смотрели это кино?
Julie_Agra написал(а):
Ну понятно что не все такие.
Просто мне кажется что сари визуально увеличивает бедра — и они не особо заботятся о талии.
Не знаю, но картинки в гугле не радуют.
Мне кажется что у нас все таки талий больше))))
А актрисы это вообще отдельная тема, там да — все на подбор в основном + постоянно занимающиеся танцами что способствует фигуре)
TheOleg написал(а):
Не надо обобщать))) И с Болливудом сравнивать тоже не надо.
Иначе с таким же успехом можно пожалеть американских мужчин, чьи женщины не соответствуют голливудским стандартам и вообще вот прям все-все жирухи)))
Все разные. От природы индианки довольно красивые, другой вопрос, что не все ухаживать могут за собой. Однако им многое дано. Глаза, ресницы, волосы, зубы, тонкая кость и миниатюрность (да, даже у толстушек в основном тонкая кость, узкие плечики к примеру, маленькие изящные кисти и ступни). Я встречала в жизни действительно красивых девушек и женщин. Даже без макияжа красивых, в отличие от болливудских див)))
Дорогая Падмини, спасибо за чудесную рецензию!
Я поняла режиссера так— ужасное преступление — замужней полюбить постороннего! Ужас-ужас. Только её оправдывает любовь и счастье, ради которых она и родилась на свет женщиной. А недотёпа-муж, который даже ягоды ей не разрешил, заслужил свои страдания. Он провинился перед Богами, отвергнув любовь своей жены. Выйдя замуж, она ИМЕЕТ право на счастье. Боги обещали. Дух увидел душевную сухость новоиспечённого мужа, увидел как он высушивает душу молодой супруги и только тогда разглядел её, достойную любви и счастья. Как же так?— спросим мы у режиссера—прелюбодеи и обманщики из родного дома выгнали послушного отцовской воле сына и это правильно? А вот загадка — ответил режиссёр. Реши, дорогой зритель, что соответсвует замыслу Создателя?
Мне мнение режиссера нравится
Речь зашла о мехенди, ну я на свою голову решил в гугле поискать что там и где рисуют.
(где только не рисуют оказывается )
И вот зашел я посмотрел на простых индианок (не актрис) и стало грустно: с фигурами там полнейшая беда:
или худые квадратные без талии
или тоже квадратные тетки только с жиром по бокам и без талии.
Не знаю в чем причина, наверное в плохом и недостаточном питании, и потом тяжелая работа.
В общем бедные индийские мужики)
Svetikk007 написал(а):
Скорее именно так, как Вы говорите. Образ с усами узнаваем.
А сами усы все-таки разные. Здесь (на картинке, что разместила Падмини) они отчетливо Д’Артаньянские (добавтье к ним бородку клинышком!). А в ЭПСБ — немного покороче, менее аккуратные, создающие образ скромного недотепы.
Pol написал(а):
Кстати, да! Я тоже это заметила. Даже подумала, что наверное после «Загадки» этот успешный образ Шаха решили повторить и в «ЭПСБ».
Софья , Svetikk007 , спасибо за тёплые слова и внимание к тексту! Я считаю, что «Загадка» фильм, который можно пересматривать неоднократно, потому что при следующем просмотре можно увидеть что-то новое, упущенное первый раз, когда не зная ещё содержания следишь за сюжетом, а детали не замечаются. А именно через них зачастую режиссёр и старается передать свои идеи.
Точно также игра актёров может быть тонко нюансированна. Это касается едва уловимых изменений в выражении лица, а иногда только глаз, когда герой обращается к разным лицам или пытается что-то скрыть или наоборот выставить напоказ то, чего не испытывает.
Заодно хочу ещё представить ссылку на любимую песню из этого фильма: «Dheere Jalna«:
https://youtu.be/vpTqUne_g6E
Как атмосферно вы описали весь антураж фильма! А о такой глубокой аллегории я даже и не задумывалась. Я скорее историю восприняла как сказку о необычной любви, без подтекста о традициях брака и месте женщины в обществе. Спасибо, это было очень интересно. Теперь с иным взглядом пересмотрю «Загадку». 😉
Как то так получилось, что я «не приметила» сразу этот замечательный материал, и хотя бы с опозданием сегодня удалось с ним ознакомиться. Я отношусь к числу тех, кто полюбил этот фильм всем сердцем. Смотрела фильм дважды и очень давно — сегодня же сделала заметочку для себя, что его надо пересмотреть обязательно — как говорится, обновить приятные воспоминания, которые сохранились после прежних моих просмотров. Увидела название рецензии и перед глазами сразу появилась потрясающая картина — солнечный день, повозка… и Рани с горсточкой сочных красных ягод в руке и таких запоминающихся моментов для меня было очень много. Спасибо вам, Падмини, за вашу замечательную рецензию — каждая ваша фраза рождала в моей памяти множество прекрасных моментов и отдельное спасибо нашей замечательной соотечественнице из Агры за её прекрасные «дополнения».
На самом деле фильм многим не нравится.
Я читала в интернете от индийцев много слов ненависти прямо.
И «Загадка» не была успешна в кассе. Но она очень понравилась критикам.
Некоторые зрители даже посчитали, что призрак буквально убил мужа и занял его место.
И вообще — как могла традиционная индианка изменять мужу — на костёр ведьму!!!!
Шёл всего 2005….
mo-tata , моё мнение полностью совпадает с вашим!
mo-tata написал(а):
Как красиво и чудесно вы сказали!
Энди
«всё дело в усах» (с) …
Gol Maal 1979
Энди написал(а):
Точно! Всё дело в усах Меня они тоже смущают.
Энди написал(а):
Спасибо большое Сейчас она старше в два раза.
Смотрела фильм довольно давно, лет 8 назад. И все, казалось бы, в фильме было для того, чтобы влюбиться в него — и пара Шах и Рани очень мне нравилась, и сам фильм очень красивый, но что-то не сложилось у меня с ним… Может усы тому виной ?
Я даже в завершении фильма подумала, что, если бы в нем снялись менее известные актёры, то фильм может и выиграл бы. Не касса, успех и все такое, а именно фильм. А больше всего мне понравилась финальная песня)))
Julie_Agra написал(а):
Какая лапочка!!! Хорошенькая-прехорошенькая)))
Наряд, конечно, потрясающий!
Падмини! Большое спасибо за отзыв на Загадку! Я тоже большая поклонница фильма. Один из моих любимых в фильмографии Шаха. Нравится своими красками и видами, неспешностью повествования, удивительным светом исходящим из каждого кадра, чувственностью и атмосферностью. Фильм есть сама любовь. «Когда любит призрак, льется дождь». Так и фильм, льется в мое сердце.
Огромная всем признательность за обсуждение.
Пожалуйста всем поблагодарившим — мне очень приятно.
отдельное спасибо gur3107 , за повод и вдохновение к написанию этого текста.
«Загадка» у меня один из двух самых любимых фильмов фильмов с Шахом (просто любимых — гораздо больше ). В этом фильме мне нравится всё!
Абсолютно.
Удивительно целостное и гармоничное кинопроизведение. Мне нравится, что оно такое сложное, многоуровневое по фабуле и многослойное по смыслу. Ведь и режиссёр — не кто-либо, а Амол Плекар, который до этого фильма и после него тоже создавал исключительно малобюджетный арт-хаус на маратхи и английском, за который у него множество премий разного уровня. Причём зачастую это арт-хаус, посвящённый неоднозначной сексуальной проблематике. Причём самого секса в его фильмах нет, но много чувственности. И в «Загадке» она тоже присутствует, причём в очень красивой утончённой и эстетизированной форме.
Я никак не могу согласиться с утверждением о том, что было бы лучше, чтобы это кино было просто сказкой — ясной и понятной. Тогда бы его пригласили снимать другого режиссёра. И оно вряд ли бы понравилось мне вообще.
Но вот как легенда густо замешанная на притче, сложных противоречивых дилеммах, метафорах и аллегориях — оно мне нравится до восторга!
Кроме того — само название — ЗАГАДКА — говорит о том, что кино надо осмысливать и разгадывать, что удовольствие от него — это не просто сиюминутное развлечение и набор тех или иных эмоций — но интеллектуальное удовольствие.
Для написания текста я фильм пересмотрела в N-ный раз, на этот раз найдя его в качестве блюрея, что подарило мне дополнительные ощущения от визуального удовольствия.
Julie_Agra написал(а):
Да, немало ЧУДЕС СВЕТА рассыпаны по индии.
Julie_Agra , не смотрела «Рама и Лилу», поставила в очередь))))))))))))) а фотки я бы тоже посмотрела с удовольствием)))))) я не то что прям в восхищении или стиль такой люблю — но в культурно-этническом познании — очень уважаю такие вещи))))) колодец не отпускает
Julie_Agra , да, конечно. Я хотела попросить, но постестнялась -))
Linast , «Рам и Лила» в плане колорита прям тоже изумителен)))) Мы когда в Удайпур ездили (один из главных туристических городов Раджастана), нам хозяин гостиницы всё хвастался, что съёмки Бхансали вёл недалеко совсем, даже показывал место на берегу, с которого Рам в воду прыгал)))))
а я вот теперь хочу еще раз пересмотреть (хоть и не понравился….) но посмотреть антураж так сказать, после того, как Юля рассказала про Раджастханский колорит)))) и фотками поделилась , да и в инете я уже порыскала)))))))
gur3107 , я бы вам покидала фоток, но тут просто спамить не хочется))) Можете мне ВК написать, если вы там есть? Среди этих работ даже ШРК инкрустированный имеется
Один из самых НЕлюбимых фильмов с Шахом. Бред полнейший, как по мне. Но за рецензию спасибо!
Сколько раз смотрела я этот фильм, не знаю. Странное то, что назвать его лучшим или наиболее любимым для меня Шаховским фильмом не могу, но перед каждым просмотром меня как бы
уносит в детские годы, когда усаживалась перед телевизором в ожидании «В гостях у сказки». Может и сейчас тоже самое тянет: чувства чистого волшебства, сказочной нереальности и абсолютной гармонии… Так и слышится любимая детская мелодия с заставки любимой передачи.
Спасибо, Падмини, за рецензию и приятные эмоции — пересмотрю фильм ещё раз.
Julie_Agra , могу только постараться представить такую красоту. Мне очень нравятся такие вещи!
gur3107 , это ещё просто роспись. В Раджастане в основном расписывают стены, потолки, дома снаружи и заборы…
А в Агре у нас к примеру — главная фишка инкрустация. Когда по белому или чёрному мрамору — самоцветные камни. По технологиям Тадж-Махала. Красотища нереальная конечно.
Julie_Agra , я уже решила, что хочу такой потолок! -))
TheOleg написал(а):
Вот что значит мужской взгляд
Может, мехенди (хна). Ну, а что — руки-ноги лицо разрисовывают, чего бы и там не подкрасить))) Для пикантности!
Julie_Agra , ух ты ж! действительно красиво! ярко!, тем более если так люди живут! да еще и при таких колодцах! хочу туда!!!!!!! может быть и нужны подобные фильмы, чтобы узнавать что-то новое в культуре……
Julie_Agra написал(а):
Это у них такой узор на кофтах?
Или не?
Тату?
У меня ниже несколько фотографий из Раджастана, проверьте уже комментарий кто-нибудь)))
Хороший фильм. Один из лучших фильмов Шаха.
Жаль что в прокате со стасусом ниже среднего.
Он более близок к западному фэнтези.
Мне понравился.
Кстати да, у нее очень часто хороший макияж, а вот, к примеру, та же Карина и Каришма все никак нормального визажиста не найдут.
Linast написал(а):
В Раджастане самая главная развлекуха для туристов — фотографироваться в национальных костюмах штата))) Вот мы старшую дочку фотографировали, когда ей было 4 года. Ну чем не кино?
А это ключи от нашего номера в отеле:
А это роспись номера внутри:
То есть тут вот этот весь блеск-шик — он даже в быту))))) В повседневности.
И колодцы эти многоступечатые — да, они именно такие. Погуглите Чанд Баори к примеру)))
Спасибо, Падании, за рецензию))))) фильм получился и не в жанре просто фильма , и не сказки как таковой…. лучше бы сделали в виде сказки, хотя все красочно, ярко, чистая одежда и чистые люди, очень впечатлил меня колодец с лестницами, ничего себе они такой бассейн колодцем назвали……. ради таких вот колодцев и стоит снимать восточные сказки)))) и раз Юлия говорит, что Раджастхан именно такой колоритный, как и показано в фильме — и что это не декорации — тогда вообще супер! а что до сюжета! ну……уже все написали…. скажу что один раз посмотрела и то ради ШРХ, если был бы другой актер , то не стала бы даже обращать внимание на этот фильм. Да…. надо было сделать акцент, что это именно сказка, джина бы какого-нибудь выпустили, злого, мне бы тогда больше понравилось))))
Я к этому фильму довольно равнодушна.
Единственное, что радует — это его раджастанский колорит. Обожаю Раджастан, это на мой взгляд самый «индийский» штат, необыкновенно яркие национальные наряды, пустыни, верблюды, архитектура, которую ни с чем не спутаешь… Вспомните «Рам и Лила», тоже в Раджастане дело происходит. Ну какой же колорит, а!
И знаменитые нитяные марионетки «катхпутли» — очень люблю этот народный кукольный театр)))
Но сюжет то ли слишком наивен для меня, то ли скучноват, не знаю, ну не захватил меня этот фильм.
И усы у мужчин не люблю до дрожи. Даже у Шаха
Pol , в этом фильме нет ни одного рациональнооо момента, он обращен к эмоции, с которой у нормальных взрослых мужчин специфические отношения, поэтому, вполне, нормально, что Вас фильм не впечатлил. И не должен был, полагаю -)
Pol, там у Шаха были ущербные усики, а бы как приведенные, несуразные, как сам герой. А это УСЫ -)))))
Спор на уровне шутки, конечно -))
На меня фильм не произвёл должного впечатления. Единственное что осталось в памяти — это какой-то бестолковый персонаж мужа.
Падмини права. Притчи — не мое
Усы Шаха похожы на те, что были в фильме «Эту пару создал Бог»
Честно весь день ждала, дождалась! Спасибо -)
Была рада обнаружить первым изображением то место, которое мне сразу запомнилось, где и началась история. Очень красивое и сцена там передает настроение всего фильма — красивое, древнее, чувствуешь эту утомляющую жару, и эмоции чего-то надвигающегося, непонятного, но не злого.
И, конечно, благодарна за то, что Вы отметили цвета фильма. Это первое, чем в свое время он мне так запал в душу. Есть определенные фильмы, которые запомнились мне именно цветом (Paheli, Shabd, Рам и Лила). Я бы эти фильмы рекомедовала смотреть просто за картинки в них.
И Рани очень красивая в этом фильме (ктобы знал сколько раз я бесполезно пыталась повторить этот макияж — )))
И Джухи Чавла. Я всегда, когда вижу ее лицо, поражаюсь свету, который от нее исходит. Этот фильм весь светлый, но она умудряется сделать каждый кадр с ней еще светлее. Хотя, не будь в фильме ее персонажа, в нем бы почти ничего не изменилось, так чтобы глобально. Но если Шах в фильме мужское лицо любви, то несмотря на присутствие в нем главной героини, я бы сказала, что женское лицо любви тут — Джухи и ее героиня.
Я, кстати, сделала себе подарок, и пересмотрела фильм.
Если можно, я бы отметила момент, когда дух в первый раз видит Лачи, уже в теле ее мужа. Он так смотрит на нее — воплощение любви, думаю именно так и должно выглядеть любящее лицо. Мне вспомнилась сцена из «Знакомтесь, Джо Блэк». Питт там, примерно, с таким же лицом. В фильме его герой Смерть, принявшая облик молодого мужчины, влюбляющйся в девушку.
Ну и не могу обойти Шаха. Всю жизнь думала, что усы могу принять только у Антонио Ломбардо (он же Андрес Гарсия). Как же я ошибалась… -)))