Отец индийского кино: взгляд на жизнь и творчество Дадасахеба Фальке
1913 год. Вокруг полная тьма. Люди елозят на месте, взволнованные тем, что вот-вот что-то произойдет. Запертые внутри Coronation Theatre, зрители затаили дыхание, разглядывая чистый белый занавес. И вдруг на занавеске появляется король. Картинка как будто оживает. Проносятся возгласы изумления и восхищения.
Звука нет, но происходящее на экране связывают интертитры. За эти сорок минут на обычной белой просыне была передана целая легенда. Так родился первый в Индии полнометражный художественный фильм.
В те дни, когда кино только зарождалось, Дадасахеб Фальке, известный как «отец индийского кино», принес идею кино на индийскую землю. Перфекционист и строгий приверженец дисциплины, он был человеком, которого интересовало в жизни многое: фотография, архитектура, любительская драматургия, литография, и даже магия. Живописец, сценограф и оператор, он также был великим художником: изучал скульптуру, инженерию, рисунок, живопись и фотографию. Он познакомил жителей Индии с волшебным кинематографическим опытом и создал крупнейшую индустрию развлечений в мире.
Увлеченный творчеством, он продолжил свое образование в Школе Искусств в Бомбее, где развил свои навыки. Он начал свою карьеру как фотограф в Годхре, но бросил заниматься любимым делом после смерти первой жены и ребенка во время вспышки бубонной чумы. Вскоре он встретился с известным немецким фокусником Карлом Герцем, работавшим на братьев Люмьер.
Позже он несколько лет работал рисовальщиком в Археологической службе Индии. Неудовлетворенный своей работой и имеющимися в ней ограничениями, Фальке уволился с работы, чтобы открыть полиграфический бизнес. Открыв собственную печатную мастерскую, он отправился в Германию, чтобы узнать о новейших технологиях и оборудовании для этой сферы, но позже ему пришлось закрыться.
Творческий путь Дадасахеба Фальке в качестве режиссера начался в 1911 году, когда европейский фильм «Жизнь Христа», показанный в Бомбее, вдохновил его на создание фильмов, основанных на индийских рассказах. В то время он работал со знаменитым художником Раджей Рави Вармой, который рисовал индийских богов и богинь, впоследствии вдохновивших Фальке на сюжеты в своих фильмах. Однако Дадасахеб чувствовал, что ему не хватает необходимой информации и технологий, поэтому он поехал в Лондон, чтобы обучаться ремеслу кинопроизводства у пионера кинематографа Сесиля Хепуорта.
В Индию он вернулся с камерой Williamson и другим жизненно важным оборудованием и начал процесс создания первого в истории фильма. Наконец, после коллективных и утомительных усилий членов его семьи, друзей и других помощников и съемок в течение шести месяцев и двадцати семи дней, 3 мая 1913 года Индия увидела свой первый фильм «Раджа Харишчандра».
Фальке сам написал сценарий и поставил этот фильм. Даже сам построил декорации. Интересно, что вся семья Дадасахеба внесла свой вклад в создание легендарного фильма. Его вторая жена создавала костюмы для актеров и готовила еду для всей съемочной группы, а их сын сыграл в фильме роль сына Харишчандры.
Это был огромный успех и историческая веха в индийском кино. Сегодня от пленки, длиной 3700 футов (1100 метров), расположенных на четырех катушках, практически ничего не осталось. Далее Фальке экспериментировал с различными спецэффектами, что было высоко оценено публикой.
В 1917 году он основал продюсерский центр Hindustan Film Company в партнерстве с пятью бизнесменами из Мумбаи. В то время как его партнеры были больше заинтересованы в получении прибыли, Дадасахеба больше беспокоили творческие аспекты. В 1920 году Фальке ушел из Hindustan Films из-за разногласий.
За свою 19-летнюю карьеру в кино Дадасахеб снял 95 полнометражных и 27 короткометражных фильмов. Среди его величайших хитов были «Lanka Dahan» (1917), «Шри Кришна Джанма» (1918), «Guru Dronacharya» (1923). «Gangavataran» (1937) оказался его последним фильмом, в который Фальке удачно добавил звук, чтобы сделать его более живым.
«Он боролся вопреки всему, и, несмотря на недовольство британцев, начало мировой войны и собственные финансовые трудности, он осуществил свою мечту о создании индийской киноиндустрии», — сказал его праправнук Шарао Фальке Самманвар, чья книга «Немой фильм» содержит подробности личной жизни Дадасахеба, а также его плодотворной карьеры.
Мы потеряли этого великого человека 16 февраля 1944 года в Насике, Британская Индия. Сегодня его именем названа очень престижная награда за выдающиеся достижения в области кинематографии.
Обязательно посмотрите фильм «Фабрика царя Харишчандры / Harishchandrachi Factory» (2009) режиссера Пареша Мокаши, запечатлевший прекрасное, но трудное путешествие в проникновенный мир индийского кино.
Мила — Bollywoodtime