Not A Love Story / Не история любви. Рецензия Aeryn
Слепой эксперимент РГВ
Обвинение настаивает на смертной казни. Адвокаты требуют того, чтобы они сами друг друга убили. Они хотят быть казнёнными вместе. Приговор по делу до сих пор не вынесен…
Моим первым ощущением, когда я только узнала об этом фильме, была радость: «Наконец! Дипак Добриял в главной роли! Он достоин того, чтобы его заметили». Теперь, после просмотра этой, кхм, киноленты, я больше не уверена, что это достаточно подходящий для дебютной большой роли фильм.
Несколько лет назад я изучала историю убийств маньяка Фрица Хаарманна, орудовавшего в Ганновере в годы после Первой мировой войны. Он сбывал на чёрном рынке мясо и студень… Жертв (он выбирал молоденьких ребят, вечно голодных бродяжек, которых искать никто не станет) Фриц приглашал к себе «поесть мяса», а затем уговаривал к соитию, перекусывал горло и дальше уже разделывал на части и выносил в сумках к реке. В ленте «Две немецких судьбы: Фриц Хаарманн и Теодор Лессинг» Франк Херцог произносит от имени своего героя: «Что такое человек? Всего лишь несколько сумок…» Это происходило с 1922 по 1924. Как ни ужасна каждая деталь его действий, но в исторической ретроспективе она объясняется послевоенным временем, сбитым с толку сознанием целого народа, голодом и неопределённостью. Однако, не берусь утверждать, что подобные случаи, происходящие в современном более-менее благополучном мире, более ужасны. Всё это я пишу затем, что «Не история любви» показывает едва ли не таких же недочеловеков. Впрочем, об этом каждому зрителю предоставляется судить самому.
Если знаете южноиндийское кино, имя Балы Вам что-нибудь, да говорит. Так вот, Бала и его последователи (Амир Султан, к примеру) – хирурги-психопаты, которым подавай ставить опыты на живых людях. НО… Из сострадания или по каким другим причинам они применяют наркоз из красивой музыки, зачастую неплохого юмора, подготавливают сознание и сердце чистыми эмоциями, а затем уже, в финале, врезаются острым скальпелем. Они дают противоядие, позволяющее кое-как пережить «опыт». А Рам Гопал Варма – заплечных дел мастер. Положите на плаху сердце, и он, не разбираясь в его тонких механизмах, разрубит его на части. Тем, ЧТО он показывает в этой ленте, сегодня мало кого удивишь. Другое дело, КАК…
Рам Гопал Варма вдохновляется реальной историей и ставит эксперимент. На это всегда интересно смотреть. По-моему, в данном конкретном случае эксперимент состоял в отказе от оператора. После просмотра у меня сложилось впечатление, что режиссёр сам взял в руки камеру и ходил с ней туда-сюда, причём в объектив не смотрел, а потом то, что «попало под руку», то и показал. Лента изобилует самыми неожиданными ракурсами: камера норовит залезть Махи Гилл под юбку, а иногда совсем близка к этому. Избыточные крупные планы, нестатичная камера, самые непривычные и непредсказуемые ракурсы, объяснение которым не в желании показать историю глазами героев, а, пожалуй, в создании эффекта скрытой камеры. Я будто посмотрела расширенную версию известных сюжетов, которыми пестрят криминальные хроники.
Золотая рыбка в аквариуме, «музыка ветра», короткий отрывок композиции Oasis Moon… СИМВОЛЫ. Во-первых, несмотря на неуместность отрывка в конкретной сцене, для которой он призван служить музыкальным фоном, раньше я считала, что пути Рама Гопала Вармы и Карунеша никак не могут пересечься. Что ж, придётся изменить предыдущее мнение. Во-вторых, ярые сторонники РГВ, не удивлюсь, среди первых аргументов в пользу шедевральности данной киноленты назовут вот что: «Крупный план дома, который снаружи выглядит нормальным». И прибавят, пожалуй: «Это гениально! Что произошло внутри дома, а каким нормальным он остаётся снаружи!» Могу противопоставить лишь это: «Что же, в стенах дома совершено преступление, и его теперь сразу мчаться перекрашивать в, скажем, красный цвет, или разрушать?» Но символичность неизвестно зачем часто мелькавшей в кадре золотой рыбки и «музыки ветра», конечно, никто не отменял. Только узнать бы у самого режиссёра, что же он хотел сказать этими символами?
Могу также отметить, что режиссёр в этом «эксперименте» ведёт доказательство путём «от противного». Он громко заявляет «Их история — НЕ история любви», а сам потихоньку нашёптывает «Их поступками движет любовь, смотрите, вот оно – новое измерение истрёпанной величины».
Игру актёров могу похвалить; на мой скромный взгляд, за исключением нескольких эпизодов, они были органичны, исполняли роли достоверно.
В общем, если наблюдаете в себе достаточную долю мазохизма и даже чуточку садизма, смотрите эту ленту, что-то узнавайте, открывайте для себя новое индийское кино, терпите плевок в душу, от которого будет не увернуться. Возможно, Вы станете хвалить этот фильм как гениальный, прорывной, назовёте его «новым словом» в кинематографе, а, возможно, и до конца не досмотрите. Кто-то советует, уж если так интересно узнать подробности ужасного преступления, положенного в основу сюжета «Не истории любви», поищите информацию в интернете и не тратьте два часа своего драгоценного времени. Кто-то любой ценой стремится доказать, насколько фильм гениален, применяя как довод даже то, что многим фильм совсем не понравился, и значит, — эврика!- он опередил своё время! Я сама предпочту роль наблюдателя, сколько возможно подготовившего будущих зрителей к тому, что им предстоит увидеть.
Критика также приняла фильм неоднозначно: одни «Не историю любви» ругают, а «стреляному воробью» Махешу Бхатту не осталось ничего другого, кроме как похвалить Рама Гопала Варму за его, я бы сказала, «экспремент».