No Smoking / Пагубное пристрастие / Не курить. Рецензия Лорелии
Фильм снят по мотивам рассказа Стивена Кинга Корпорация «Бросайте курить». Но это не экранизация, а именно съёмка по мотивам. Кашияп творчески переработал содержание. Перенёс место действия в Индию, разбавил мистикой, фантасмагорией и сюрреализмом, придумал множество деталей и нюансов, которые просто не могли поместиться в рамки рассказа. Основные герои были существенно изменены или заменены вовсе.
Любимый клип, идущий в качестве т.н. айтем-сонг уже на титрах фильма
Цитата статьи, посвящённой фильму из википедии: The film was not really successful in Indian theatres. It wasn’t generally accepted because of unusual screenplay and a storyline, which isn’t easily decipherable. It has acquired a cult following amongst many critics and movie buffs, who rate it amongst one of the most abstract stories, which can have multiple interpretations.
«Фильм не пользовался особым успехом в индийских кинотеатрах. Он не был принят широкой публикой по причине необычности сценария и сюжета, неподдающегося однозначной интерпретации. Но впоследствии этот фильм приобрёл статус культового как среди кинокритиков, так и кинолюбителей. В настоящее время он считается одной из самых абстрактных историй, имеющих множество вариантов интерпретации.»
Наверное, по-другому и быть не могло. Это арт-хаусная кинокартина, рассчитанная в первую очередь на думающего зрителя, которому нравится погружаться в смысловые джунгли созданные автором.
Это высоко художественная кинокартина, настоящее искусство.
Она безупречна с технической точки зрения. Там практически не к чему придраться, кроме фрагментов изображающих Сибирь и русских. Но поскольку всё происходит лишь в сознании главного героя, а не реальной действительности, то это можно понять и принять.
Это фильм, потрясающий по своей атмосферности. Все эти необыкновеннейшие декорации, множество фантастических, сюрреалистических и натуралистических деталей, искусно переплетённых между собой. Это необычайные помещения. Это череда современных интерьеров офисов, квартир, клубов с фантасмагорией необычайных трущоб, жутких лабиринтов, непонятных и зверских устройств, странных помещений. Эти грязные стены, все в мутных потёках, вызывающие просто физическое ощущение нечистоты, осклизлости и мерзости. И при этом такие потрясающие барельефы, выполненные с такой фантазией и мастерством. Они уводят из реального мира, создают совершено иное пространство, которое кажется, существует в каком-то ином измерении, тем не менее, соединённом с обычным миром, каким-то нереальным мистическим образом. Именно поэтому обитатели этого неведомого места могут появляться в нашем мире просто как бы по волшебству в совершенно любой географической точке и без особых усилий.
Картина, в которой актёрское мастерство не играет такой существенной роли, как взаимосвязь между смыслом и формой его воплощения. И взаимосвязь эта практически идеальная, гармоничная. А ведь искусство и рождается как раз в результате подобной гармонии.
Самое замечательное в этом фильме – многозначность его смысла, дающая простор для множества самых разнообразных его толкований. Например, следующих.
1. Всё происходящее можно воспринимать как бред человека, у которого из-за его болезненного пристрастия расстроилась деятельность рассудка (надо сказать, что судя по отзывам, именно такой вариант интерпретации встречается наиболее часто).
2. Фильм можно рассматривать как фантастическую историю об организации по борьбе с индивидуальными пороками людей по средством необычайной организации, члены которой обладают чуть ли не сверхъестественными свойствами и необычайными методиками влияния на поведение людей.
3. Сюрреалистическая история с психоаналитическими элементами в своём повествовании. В этом случае все необычайные события трактуются как видения, возникающие в то время, как главный герой спит или же сразу после его пробуждения, в состоянии изменённого сознания. Когда человек ещё не способен адекватно воспринимать окружающий его мир.
4. Как аллегорию способа 100% излечения от алкоголизма, наркомании. А также патологической табакозависимости посредством терапии души.
Лично мне более всего по душе последняя аллегорическая интерпретация смысла. Суть этой терапии заключается в том, что такие патологические зависимости человека от алкоголя, сигарет и наркотиков рассматриваются не столько как болезнь тела, сколько как болезнь души. Поэтому, чтобы человек выздоровел лечить надо прежде всего душу. Человек при жизни оказывается ввергнутым в ад кромешный. Он подвергается ужасающим процедурам и наказаниям, претерпевает жуткие мучения. Но даже этого бывает недостаточно для того, чтобы душа очистилась от пороков, не дающих человеку излечиться. В этом случае душа подвергается последней экзекуции – она сжигается в адском пламени. Но в результате этого она не уничтожается, но как бы реинкарнируется, восстаёт как феникс из пепла в новом виде, очищенной от пороков и патологий.
Но становится ли личность в результате этого по настоящему чистой, высоко духовной и свободной от пороков? К сожалению, фильм даёт отрицательный ответ на этот вопрос. Душа, бывшая рабыней патологической порочной зависимости, просто сменяет один вариант рабства на другой. Рабское следование собственным страстям сменяется рабским подчинением руководству фантасмагорической организации, производившей лечение…