Natarang / Натаранг. Рецензия Лорелии
Центральная музыкальная тема фильма — просто потрясающая по своей красоте!
Удивительный фильм…
Я первый раз, за такое огромное количество просмотренных фильмов испытываю затруднения в написании отзыва. Эмоции, вызванные фильмом не бурные, но очень сложные, c трудом поддающиеся адекватному словесному выражению.
Безусловно, это кинокартина из числа тех, которые должны войти в золотой фонд индийского киноискусства.
Наверное, все любители индийского кинематографа уже наслышаны о том, как высоко ценится в Индии понятия целомудрия, чести, репутации, авторитета. Эти слова для индийцев, как людей традиционной культуры отнюдь не пустой звук, это то, что для многих до сих пор важнее даже денег. Причём честь эта есть и у мужчины, и у женщины, и у семьи, у целого рода. И любой поступок, противоречащий традиционным моральным нормам, может эту самую честь разрушить практически безвозвратно.
Речь в фильме идёт о театральном искусстве, актёрском мастерстве и том, чего стоит простому человеку посвящение себя этому искусству вопреки мнению общества.
Дело в том, что в Индии с очень давних пор актёры занимали низкое социальное положение — в законоведческих трактатах они приравниваются к шудрам, а их профессия объявляется недостойной представителей высших сословий. По преданию, актеры были прокляты за то, что изображали в смешном виде святых — риши. Однако низкое социальное положение не мешало актерам быть людьми весьма образованными и пользоваться покровительством и дружбой знатных особ, а в настоящее время и влиятельных политиков.
Театр в Индии – это самостоятельное высоко развитое и популярное искусство. Представления даются труппами профессионально подготовленных актеров, специализирующихся, как правило, на исполнении определенных ролей. Во главе труппы стоит ее хозяин, выполнявший обязанности постановщика, режиссера и обычно также первого актера. Актеры постоянно путешествуют, переезжая из одного места в другое.
Небольшое пояснение (думаю, оно необходимо для более адекватного восприятия сути действа): речь в данном случае идёт об особом театре — театре «Тамаша» — балагане, который является неотъемлемым элементом каждой ярмарки в штате Махараштра, куда ходит простонародье, а также любители (особенно актрис) из богачей. Слово «Тамаша» стало нарицательным в Индии, обозначающим «скандал или разборки». Театр «Тамаша» похож по сюжетному строению на оперетту. Там принят некий сюжетный шаблон – Кришна и его любовные утехи с пастушками-гопи. Постоянные персонажи: Ведущий, который поет начальную песню-оду посвященную богам и богиням –покровителям искусств и начинает рассказ о похождениях Кришны. Потом появляется сам Кришна с другом детства по имени Пендя (кривой) и иными дружками. Они устраивают засаду пастушкам, которые в Тамаше почему-то именуются молочницами. Пастушки-молочницы естественно идут продавать молоко и масло на базар в Матхуре. Они несут это добро в глиняных горшках на головах, и проказник-Кришна, из-за куста кидается в горшки камнями и разбивает их. Одежда пастушек-молочниц намокает, что пикантно обрисовывает их формы. Девушки начинают бранить Кришну и его дружков, но те не унимаются и предлагают заплатить налог за проход, но не деньгами, а песнями и танцами.
Затем начинается исполнение любовно-эротических песенок. В этом жанре приняты всевозможные пикантные двусмысленности и намёки. Молочниц обязательно сопровождает их «тетка» называемой «мауши» (сестра матери) — это евнух, который и ведет в основном перепалку в прозе с Ведущим и Кришной. Главная молочница поет и танцует, а остальные составляют хор и подтанцовку. Это сюжетная основа любого подобного представления, которая может украшаться диалогами между Ведущим, Кришной его другом Пендёй, молочницами и «тётушкой» на разные злободневные и даже политические темы.
Актерские труппы по большей части смешанные, то есть включали и мужчин и женщин, хотя «Натьяшастра» упоминает о возможности исполнения женских ролей мужчинами, а также о существовании чисто женских трупп. Но в них ничего не сказано о возможности исполнения мужчиной роли человека нетрадиционной сексуальной ориентации. А то, чего нет в священных текстах – следовательно – недопустимо.
Таким образом, занятие актёрским ремеслом в бродячей театральной труппе – само по себе является очень неуважаемым видом деятельности. А уж постоянное исполнение образа мужчины нетрадиционной ориентации – вовсе позор. А если у такого мужчины ещё и семья есть – то позор всей его семье и роду.
Главный герой данной кинокартины как раз именно такой человек. Простой крестьянин-батрак по своему происхождению, страстно влюблённый в театральное искусство, в один прекрасные день остаётся без основной своей работы и соответственно средств к существованию. После долгих раздумий он решает отдаться своей природной страсти и попытаться с её помощью зарабатывать деньги. Тем боле, что герой — Гуна, неординарен, безумно талантлив, имеет склонность не только к воплощению любого художественного образа на сцене, но и выдающиеся драматургические способности. Но оказывается, чтобы театр не просто существовал, но приносил доход, кто-то в нём должен изображать евнуха.
С одной стороны – это, конечно же, очень популярный сюжет на тему «через тернии к звёздам». Но в условиях индийской провинции конца прошлого столетия, для совершенно простого человека, бедняка, препятствия оказываются не просто досадными или сложно проходимыми колючками на его пути, а буквально-таки страшной жертвой. Причём жертвовать Гунне приходится не только собой и личной честью, а также всей своей семьёй.
Искусство здесь выступает в виде некоего сурового божества, которое, как и многие иные, требует непросто любви и преданного поклонения, но жертв, которые под час становятся очень жестокими. Мало, кто из простых смертных, тем более не рождённых в касте актёров может выдержать это суровое испытание жертвой, вынести его достойно, пройти сквозь страшную боль, горечь, позор и унижения, чтобы доказать себе, своему божеству искусства и обществу, свой талант и силу мастерства….
Прекрасная актёрская игра до этого фильма совершенно мне неизвестного Атула Кулкарни. Это не просто совершенная передача образа своего героя, но изменение своего внешнего облика и телосложения вместе с трансформациями, которые вынужден предпринять его персонаж. Вначале фильма перед нами массивный видный мужчина, отличающийся развитой мускулатурой и мужественностью, а во второй половине – мы видим хрупкого и на вид нежного молодого человека, который, однако, остался всё тем же сильным, твёрдой и волевой личностью внутренне.