Накипело: как обесценились награды в Болливуде
Сегодня у меня незапланированная статья, потому достаточно эмоциональная, так как мое железное терпение дало трещину. Вообще-то я давно хотела поговорить с вами на тему наград в индийском кинематографе, но руки не доходили. И вот вчера я увидела, что Шанайю Капур удостоили премией «Восходящая звезда 2023» на церемонии наград Elle Awards.
Я была, мягко говоря, в шоке! В Болливуде дали награду актрисе, которая еще не дебютировала и не выпустила ни одного фильма! Зато уже Восходящая звезда! Как считаете, это справедливо?
Лично для меня внезапный всплеск церемоний награждения от популярных журналов и веб-сайтов — это тревожный аспект Болливуда. Помимо обычных наград за актерское мастерство, таких как Filmfare Awards, Zee Cine Awards, IIFA и т. д., в индустрии появилось бесчисленное множество наград во всех категориях.
Возьмем, к примеру, недавнюю церемонию вручения премии Grazia Millenial Awards, на которой Диша Патни была признана «Самой стильной звездой следующего поколения».
Адити Рао Хайдари была объявлена «Новатором года», а Бхуми Педнекар получила награду «Восходящая Звезда тысячелетия».
Популярный веб-сайт Bollywood Hungama в этом году провел церемонию вручения наград Style Icon Awards. «Самой стильной актрисой признали Крити Сэнон.
Видимо это было мнение жюри, потому что премию как «Самой стильной актрисе по мнению зрителей» дали Ананье Пандей.
«Самая стильная актриса высокой моды» — такого звания удостоилась Моуни Рой.
«Новатором года» окрестили Шехназ Гилл.
«Самой стильной молодежной иконой» признали Джанви Капур.
Анушку Шарму наградили трофеем «Самая стильная культовая актриса». Если кто знает, напишите, пожалуйста, в комментариях в чем состоит культовость Анушки. А то я не понимаю.
Также Ваани Капур получила награду «Самая стильная звезда, ломающая стереотипы». Только какие стереотипы — непонятно…
В общем, большинство наград в Болливуде сегодня не имеют смысла, и очевидно, что акцент трофеев сместился с актерского мастерства на стиль и моду. Все это также отражается на качестве выпускаемых фильмов. Такое ощущение, что актеры больше заняты нарядами и позированием папарацци, нежели реальной работой над проектами.
Я очень хотела найти один интересный комментарий от нашей зрительницы на Ютубе, но она писала его давно и я уже не помню под каким видео. Там шла речь о Шахрукхе Кхане. Она писала о том, что свое звание «Король Болливуда» Кхан получил за самое большое количество наград.
Мол, у него столько трофеев, сколько ни одному актеру Болливуда не снилось. Поэтому он король. Давайте признаем честно, если бы звание Короля Болливуда Шахрукх получил только по этому параметру, то никакой он не Король, поскольку награды никогда не являлись показателем реальных достижений актера.
У знаменитого Дхармендры нет ни одной награды за актерскую игру. Ни одной за 87 лет жизни. Есть Национальная премия в качестве продюсера и за жизненные достижения. Но не за роли в фильмах. Значит ли это, что он плохой актер? Чем он хуже Короля Шахрукха?
Давайте немного поговорим о наградах? Начнем с государственных. Сценаристу, режиссеру, автору текстов и поэту Гульзару повезло, его удостоили желанной премии Дадасахеба Фальке за выдающийся вклад в мир индийского кино еще при жизни. Поистине достойная награда для такого многогранного гения.
А вот актер прошлых лет Пран получил награду слишком поздно. Этот бриллиант Болливуда прожил 93 года, но правительство решило вручить ему награду, когда он лежал на смертном одре. Он был настолько серьезно болен, что тогдашний государственный министр информации и телерадиовещания Маниш Тевари лично приехал к нему домой, чтобы вручить ему награду.
Пран, который в тот год много лежал в больницах и выписывался из них, сидел в инвалидной коляске и кажется, вообще не понимал, что происходит.
Возьмем, к примеру, нашего великого Раджа Капура, который приехал в Нью-Дели 1 мая 1988 года, чтобы получить награду Дадасахеба Фалке. Во время самого мероприятия у него случился приступ астмы и его на президентской машине скорой помощи срочно доставили в больницу, где он умер месяц спустя. К сожалению, так и не насладившись своим трофеем.
Раджеш Кханна никогда не рассматривался правительством для наград, но по иронии судьбы, в год его кончины его имя появилось в списке лауреатов премии Падма Бхушан! Он получил признание, но увы! Посмертно! Что помешало правительству присудить ему эту награду хотя бы десять лет назад?
Самым большим и непростительным упущением в списке награжденных стал не кто иной, как гений Кишор Кумар, проработавший в киноиндустрии 41 год. Он был не только превосходным актером и певцом, но и продюсером, режиссером, автором текстов, музыкальным руководителем и сценаристом — все в одном лице.
Он умер 27 лет назад, и до сих пор правительство остается слепым к его вкладу в киноиндустрию, и ему до сих пор не вручили хотя бы Падма Шри посмертно.
Как ни странно, Аамир Кхан получил престижную награду Падмы Бхушан в 2010 году, на год раньше актрисы Вахиды Рехман. Разве вклад Аамира в кино больше, чем вклад Вахиды?
Такие актеры, как Саиф Али Кхан, Каджол, Акшай Кумар и даже Табу, чей вклад в получение такой престижной награды остается спорным, были удостоены этой награды на раннем этапе своей карьеры.
С другой стороны, Шамми Капуру , который определил целую эпоху в истории кино и создал для себя уникальную нишу среди гигантов индустрии, не повезло, потому что его никогда не рассматривали даже на Падма Шри.
Теперь давайте рассмотрим Национальные награды и награды Filmfare. Они обе были учреждены в 1953 году и проведены в 1954. Здесь следует упомянуть один очень важный момент: к тому времени, когда в индийском кино появились награды, индустрии фактически исполнилось сорок лет, и артисты, которые вышли на пенсию или скончались до 1953 года, ее имели возможности попасть в список лауреатов премии.
Так что хвастаться количеством наград, полученных любым актером или актрисой — бессмысленное занятие.
Национальные премии по какой-то странной причине всегда обходили стороной коммерческое кино и склонялись к так называемым «реалистическим» или «художественным» фильмам.
Это объясняет, почему исполнители таких блестящих ролей, как Балрадж Сахни в «Два бигха земли», Раджеш Кханна в «Ананде», Мадхубала в «Великом Моголе» или Мина Кумари в «Господин, госпожа и слуга» никогда не рассматривались для Национальной премии.
С 1954 года премия Filmfare была единственной престижной наградой, связанной с коммерческим кино на хинди. Вначале было очень мало категорий, буквально пять категорий: «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший актер», «Лучшая актриса» и «Лучший композитор».
Победители объявлялись напрямую. Спустя пять лет премию Filmfare стали вручать отдельно певцам и певицам. Категория «Лучший дебют» появилась только в 1989.
Возьмем, к примеру, актера Ашока Кумара, возможно, одного из лучших и самых естественных индийских актеров. Он дебютировал в 1935 году, но получил свою первую награду Filmfare только в 1963 году.
Кишору Кумару пришлось ждать двадцать лет, чтобы получить свой первый трофей Filmfare (как лучший певец) за фильм «Преданность» и еще шесть лет он ждал второй трофей за «Главаря мафии».
Р.Д. Барман выиграл свой первый приз Filmfare после 15 лет упорной работы. Многие считают сагу «Великий Могол» лучшим фильмом, когда-либо созданным в Болливуде, однако ни режиссер К. Асиф, ни композитор Наушад никак не были отмечены наградами. Даже Притхвирадж Капур и Дурга Кхоте не фигурировали в номинациях как лучшие актеры второго плана.
Похожая история и с фильмом «Куртизанка». Ни режиссер Камал Амрохи, ни актриса Мина Кумари, ни безупречные композиции музыкального руководителя Гулама Мохаммеда, не получили ни одной награды. На самом деле фильм снимали так долго, что композитор умер за два года до выхода фильма, а Мина Кумари скончалась сразу после выхода.
Специальная награда, пусть и посмертная, для обоих была бы великой данью их творчества. Вместо этого все награды достались самому обычному фильму «Нечестный» с Маноджем Кумаром.
«Месть и закон», считающийся классикой всех времен, выиграл только в 1 из 9 категорий и уступил экшену «Стена» в категории лучший фильм. Амджад Кхан, которому приписывают роль самого знакового злодея Габбара Сингха, уступил награду за лучшую мужскую роль второго плана Шаши Капуру.
К сожалению, многие деятели индустрии, создавшие настоящие шедевры, остались без наград. Их талант и усилия не были признаны ни при жизни, ни посмертно. Зато Шанайя Капур, еще ничего не сделавшая в Болливуде и не сыгравшая ни в одном фильме, уже получает награды.
А вы как считаете, судить успешность актера только по наградам — это правильно?
Мила — Bollywoodtime
Когда я только начала интересоваться индийским кино, то обращала внимание на награды — для меня это был критерий для отбора. Фильмов-то тысячи, какой выбрать к просмотру? Если читала где-то, что такой актер получил премию за роль в том или ином фильме, если видела в описании, что была номинация или премия какая-то, то этот фильм искала или выбирала. Но чем больше я погружалась в мир Индии и индийских фильмов, тем больше видела несоответствий между качеством фильма/талантом актера и присуждаемыми премиями. Теперь я вообще не смотрю на этот показатель.
бродяга из прошлого , Приянка вообще ноль, как актриса и танцовщица Нагловатая, противная. Но красивая, или точнее эффективная.
Ну, подвергать сомнению талант Шаха (по меркам инд кино, и вовсе штучный. Не спорю, с игрой европ актеров не совсем стоит рядом, но тут больше специфика инд менталитета и отсутствие, по-настоящему, хороших режисеров) проигрышный вариант)) Он не просто так стал практически богом (????) для миллионов. И столько лет удерживать звание Короля вряд ли кому-то под силу. И столько наград из года в год без какой-либо протекции и связей (учитывая что 80% Болливуда — это клановость) вряд ли смог бы завоевать артист без таланта.
Всё просто. Кино — это искусство, из этого и нужно исходить в первую очередь. И награждать, соответственно, исключительно за художественную ценность. Тогда и премия будет престижной и значимой. Для попсовой развлекухи сомнительного качества есть другая награда — финансовая (кассовые сборы). Давать награды за мордобой, трюки, танцы, прыжки, хохмы, кривляние или за звездный статус — верх дурновкусия.
Важный вопрос: а судьи кто? На Оскаре, если кто не в курсе, голосующие — это сами участники процесса: актеры, режиссеры, сценаристы, продюсеры и т.д. (всего 10 тыс. человек со всего мира). То есть получить Оскар = получить признание коллег. Это ценно. Премия Filmfare — некие журналисты и публика, голосующая за любимцев. Чувствуете разницу? Это очень размыто и субъективно, особенно зная местное раболепие прессы и зрителей к звездам. Но «звезда» и «хороший актер» — это не одно и тоже. Условные Шварценеггер или Сталлоне — суперзвёзды своего времени, любимцы, но к Оскару за актерскую игру не имеют никакого отношения. Наоборот, удостаиваются званий типа «худший актер столетия».
Ну и нынешнее состояние самой болливудской киноиндустрии тоже не способствует оздоровлению ситуации: постоянные кассовые провалы, сценарный кризис, засилие ремейков, бойкоты, кумовство, отсутствие свежих лиц, потеря уникальности, конкуренция с ОТТ-платформами, завышенные гонорары надоевших престарелых звезд… Откуда возьмутся шедевры, за победы которых будет не стыдно?
Смешно будет если Шанайя в итоге окажется талантливой
А так тут много всего, по пунктам обсуждать — это будет статья такого же размера В целом — собственно киношные премии по-моему существуют в первую очередь для того, чтобы в целом взбодрить интерес к происходящему, а не конкретным фильмам и актерам. Посмотреть на списки номинантов и чем-то заинтересоваться. Есть люди и фильмы, пролетевшие с Национальной премией, которую иногда очень странно дают, и иногда как раз коммерческим фильм не очень понятно за что ( я до сих пор изумлена Национальной премией лучшему телугу фильму Pelli Choopulu, — очень милый ромком, но явно мелковат для такого признания). С Фильмфером вообще куча актеров и актрис, которых десятилетиями номинируют и прокатывают: у Девгана например их три, но это дебют, злодей и критический, ни одного за лучшую главную роль, а уж у него было за что, Табу шесть раз номинировали и прокатывали с лучшей актрисой (зато критических у нее — можно двери подпирать), Салман вообще рекордсмен по нереализованным номинациям — у него их девять, и пару раз он вполне был достоин премии. А из классического болливуда Джитендра например, тоже ни разу не премированный. Молчу уж про Митхуна Но мы ж их любим не за это
А все эти «глянцевые» премии — просто инструмент зарабатывания денег на рекламодателях, там нужны хорошенькие лица на фоне логотипов, на результаты можно вообще не смотреть. Это как реальные модные тенденции изучать по Мет Гала
На мой взгляд это было всегда. И не только в Болливуде и не только в кино. В этой индустрии всегда была политика. Уж не знаю как там в Индии. Довольно посредственному «Доктору Жеваго» вдруг присуждают Нобелевскую премию, а классному фильму дают «Золотую малину». Не сегодня это началось.
даже Приянка Чопра получила несколько наград и премии, но не Мумтаз Бегум Джахан Дехлави, более известной как Мадхубала.
это просто кощунство… или черная зависть.
я конечно, уважаю труд Приянки.
но куда смотрят все эти люди , сидящие в жюри в этих престижных кинопремий?!
это они должны знать, что Мадхубале давно положены премии за вклад в создании великих кинофильмов как мировых шедевров!
ровно 4 года назад на этом ресурсе была статья о награждении отца Шанайи …британским парламентом)
кем там провозгласили Санджая Капура ?
«самый вдохновляющий инд актер Болливуда» ?)
до сих пор интересно, что это было вообще…)
зачем надо было так подставляться
и, кстати, подставлять парламент Великобритании…
целиком разделяю негодование автора )
надеюсь, в отношении Шанайи этот трюк не сработает,
ничего приличного ей не обломится,
и одной навязанной бездарной звёздной деткой будет меньше…
кстати, какая там реакция на такой промоушн?
неужели норм ?)
помнится, несколько лет назад дочь ШРК попала под раздачу за гламурную фотосессию в глянце.
многое хочется сказать в связи с этим — про зашкаливающую разницу культур,
в смысле как иногда не бьются восток с западом…
а по поводу упомянутых наград ШахРухКхан как-то признался, что они для него как конфеты )
и добавил, что вообще-то награды должны быть намного весомее награждаемых.
что-то в этом роде…
кстати, разве его имя не означает лицо короля ?)
это к утверждению о происхождении звания короля Болливуда …
p.s. хочется пройтись жёстким слогом по некоторым упомянутым выше именам из тусовки — той же Анушке, например )
подруге Шанайи,
ну и Ваани, конечно )
да не хочется разводить тут холивар…
но если кто подхватит тему , вставлю свои пять копеек)
Цитата: …поскольку награды никогда не являлись показателем реальных достижений актера.
А что является показателем реальных достижений актёра?
А каким образом определяют номинантов на награды. Что должен сделать деятель искусств, что быть номинирован, ну скажем, на Филмфейер, есть какая-то информация об этом?
Цитата …Сегодня у меня незапланированная статья, потому достаточно эмоциональная, так как мое железное терпение дало трещину.
Не впадай в уныние мадам! Награды сегодня пришли, завтра ушли, кто о них помнит?
судить успешность артистов только по таким наградам, имхо, неправильно.
потому что вокруг церемонии награждений много скандалов, были подозрения о подтасовок.
лучшие актеры это трудоголики, которые постоянно с годами совершенствуют свое актерское мастерство и известны своей безупречной актерской игрой.
Ашок Кумар, Амджад Кхан, Пран, Дилип Кумар, Смита Патель, Насруддин Шах, Мерил Стрип, Роберт Де Ниро, Морган Фримэн…еще много много таких по настоящему больших звезд!
И у этих великих звезд есть особый культовый статус.
девальвация наград происходит не только в киноискусстве, но и в большом спорте, журналистике, политике и т.д…
раньше звезды были недостижимые, окутанные тайной!
сейчас другие времена, другая эпоха. цифровый мир.
соцсети, подкасты и шоу-бизнес требует открытости и прозрачности от звезд.
скандалы, реалити шоу, постоянное мерцание на экране — народная масса все кушает.
а затворников , какими стали Пран, Ашок Кумар и многие другие из раннего инд.кино, больше никто не любит, и о них забывают, и премий поздно или посмертно дарят.
а организаторы церемоний хотят повысит коммерческий интерес, поднять рейтинги своих проектов, заработать денег, и для этого искусственно вели свои особые стандарты и постоянно меняющие правила, и эти стандарты большей части искусственные и фальшивые,
но коммерчески привлекательные, и часто прибыльное.
и неважно, что многое и нечестное, и незаслуженное.
да, им нет дела до чести, профессионализме и справедливости.
главное что их движет, это политическая и коммерческая конъюнктура.
лично я давно потерял интерес кто кому и зачем досталась премия «лучший актер», «лучший футболист», «лучший боец мма» или «лучший генерал армии», и т.п.т.д.
если даже церемония Оскара обесценилась.
да, такие вещи иногда раздражает))
зато научился находит то что мне нравится.