Naachiaar / Начийя / Начийяр (2018) режиссёра Балы, рецензия Падмини
Правосудие богини как акт феминизма
Господь Вишну говорил, что во времена Кали-юги мужчинам придётся прислушиваться к женщинам. Поэтому он решил первым подать пример и уступить первенство в решении вопросов богине Лакшми в облике (аватаре) Начийя.
Заместитель комиссара полиции (ASP) в Ченнаи Начийя (Джотика) привлекательная особа с выразительными глазами. Она собирается в отпуск, потому что давно обещала своей дочери-подростку рождественские каникулы в Европе. Но тут внезапно появляется информация о месте нахождения жертвы и подозреваемого по делу об изнасиловании несовершеннолетней. Начийя бросается в погоню, не подозревая о том, что дело примет неожиданный оборот и его не получится закрыть по-быстрому, но придётся или передать другому, или нарушить обещание, данное дочери.
Само имя заместительницы комиссара очень символично. Так зовут одно из воплощений богини Лакшми в Тамил-Наду, а именно ту её аватару, что считается могущественнее своего божественного супруга Вишну. Это окрашивает фильм в никогда ранее не свойственные Бале, но нынче являющиеся одной из самых актуальных тем в Индии оттенки феминизма. И действительно, Начийя – яркий образ современной сильной женщины, но только в своеобразной режиссёрской трактовке. Это некий индийский эквивалент «бабы с яйцами». Она не просто носит брюки, но эффективно выполняет непростую мужскую работу, с одинаковой лёгкостью отдавая распоряжения многочисленным подчинённым, как мужского, так и женского пола. У неё железная воля и недюжинная внутренняя сила. Её упорство, бескомпромиссность, целеустремлённость и несгибаемость в любых обстоятельствах, как перед простыми людьми, так и теми, кто наделён властью, внушают уважение.
Начийя любит дочь, но жертвовать ради неё защитой справедливости не станет. Она та, кто готова спорить и сурово противостоять даже своим родным. Насилие в семье она, правда, не использует, но делает всё, чтобы время и жизнь доказали и близким её правоту. Фактически Бала наделил свою героиню качествами, присущими героям южно-индийской масалы. Те же грозные взгляды, такие же показные позы, беспрецедентная храбрость и даже эффектное появление перед ошеломлённым злодеем из клубов горячего пара. Ух! Грядут новые времена. Меняется общество, а вместе с ним и индийский кинематограф.
Араси (Ивана) милая темнокожая девушка с огромными лучистыми глазами, способными, кажется, заглянуть прямо вглубь вашей души. Она диаметральная противоположность Начийи. Юная, нежная, хрупкая, беззащитная. У неё доброе сердце, отзывчивая душа, преданное любящее сердце. Это настоящая индианка в самом традиционном и идеальном представлении. Неудивительно, что, будучи девушкой из трущоб, она оказывается в роли жертвы. Глядя на неё сразу становится понятно, что без помощи и защиты других бедняжка быстро пропадёт.
«Начийя» — это сочетание драмы, романтики и детектива. История простая, почти будничная, но украшенная яркими героями и с выпукло и впечатляюще, в лучших традициях Балы, обрисованными характерами. Интрига подогревается несколькими внезапными поворотами сюжета, переворачивающими ход дела об изнасиловании с ног на голову несколько раз. Процесс поиска преступника среди многих подозреваемых фактически является иллюстрацией постулата о сложности отделения добра от зла в современном мире. Те, кто кажется злодеями при более близком рассмотрении оказываются вполне себе неплохими людьми. И наоборот. Социальные роли навешивают ярлыки и запутывают в стереотипах. Но порой даже отъявленный бандит может оказаться чище и принципиальнее вполне себе добропорядочного семьянина и респектабельного члена общества.
История начинается с панорамных кадров окрестностей Ченнаи, скользящих внизу под тревожные завораживающие аккорды и карканье ворон. Камера пролетает на большой высоте над грудами мусора многокилометровой свалки. Высота и скорость полёта приличные, но проходит несколько минут, прежде чем свалка одним своим краем погрузится в водоём, на противоположном берегу которого вздымаются к облакам сталебетонные груды небоскрёбов. Таков недвусмысленный образ продуктов жизнедеятельности современной цивилизации. Ближе к финалу режиссёр снова покажет свалку, как место линчевания, где злодея буквально смешивают с окружающим мусором. Ибо только ваши поступки показывают и доказывают, кем вы являетесь в действительности.
Но несмотря на сцены жестоких избиений и пыток, которым поклонников режиссёра уже не удивить, Бала снял свой самый нетипичный фильм. Это самое милое и даже почти доброе кино в его творчестве. И дело тут в трогательной паре: Араси и Каату и тому экранному времени, что уделено развитию их романтических отношений.
Причём Каату – это типичный любимый герой Балы, узнаваемый в этом качестве благодаря рыжим крашенным волосам, выделяющих его в толпе тамильцев, словно маркер. Низкорослый паренёк из трущоб, круглый сирота, воспитанный бабушкой-старушкой. Чистая душа, наивный и мягкий не меньше своей подруги.
Каату и Араси – два сапога пара, поэтому их так тянет друг к другу. И в тоже время Каату из тех, кто в травмирующей жесткой ситуации готов будет защищать себя, свою любимую и её честь, кулаками и всеми доступными средствами. Также, как и в других рыжеволосых героях Балы, в нём чувствуется скрытая звериная сила и глубокие архаичные, даже архетипичные пласты натуры. Это особенно заметно в сцене, в которой девушка называет Каату собакой, после чего тот буквально начинает гавкать на неё в ответ.
И всё-таки алмаз остаётся драгоценным камнем даже среди пыли и грязи. В то время как тот, чья душа подобна разлагающемуся мусору может обитать в богатых хоромах и прятать свой внутренний смрад за внешней чистотой и опрятностью. Но однажды может явиться земное воплощение богини справедливости, которая сорвёт все маски и покровы и возвратит человеческий мусор туда, где ему самое место – на свалку жизни.
(c) Падмини
Pol , сейчас пересмотрела фрагмент фильм. Действительно Начийя называет Каату по английски «проклятый лилипут».)))) Не на тамил. Но мнение моё остаётся тем же — дело в маленьком росте Каату.
Pol , По поводу того, что Каату называли карликом. К сожалению, я не знаю оригинального тамил. Совсем. И не могу сказать, как точно его по фильму называли в оригинале. Но, как мне показалось, имелся в виду маленький рост Каату, из-за которого он смотрелся младше, чем являлся в действительности.
Milavina , рада, что текст понравился. Фильм действительно хороший с любой точки зрения. И ни в одной другой работе Балы ещё не было настолько мало жестоких сцен.
Спасибо за отзыв!
Вкусно «подали» прям очень захотелось посмотреть
Кстати, в фильме не раз звучало, как Каату называли карликом. Это в связи с чем? Обзывательство со стороны окружающих, уничижение или так принято по отношению к его роду?
Падмини, огромное спасибо за очень яркую рецензию!
Помимо того, что я получил ответы на свои вопросы, порадовали иллюстрации. Они снова меня окунули в атмосферу фильма. А эта парочка, Каату и Араси, просто очаровала!