Mouna Ragam / Молчаливая симфония. Рецензия Тиллоттамы
Где-то я читала, что Камасутра появилась в Индии потому, что не было любви. Столетиями мужчины и женщины завязывали брачный узел, минуя стадии знакомства, увлечения и привязанности. Сексуальное разнообразие заменяло духовную гармонию.
И хоть сейчас в Болливуде стараются преподать этому обычаю романтический ореол, человечнее традиция не становится. Эту бесчеловечность очень остро заставил меня почувствовать фильм Мани Ратнама – «Молчаливая симфония». Причем бесчеловечность стала очевидной из-за того лицемерия, с которым сделан этот фильм. Сложно понять, что хотел им сказать Мани. Поначалу я подумала, что он все-таки решился снять фильм в защиту подлинного семейного счастья, а оказалась – банальная мелодрама.
Героиня фильма – Дивья. Семья неожиданно ставит ее перед фактом: пришла пора уйти со двора. Ту бурю эмоций, которую переживает несчастная девушка, надо видеть. Она не в силах смириться с родительской волей: спорит, плачет, грубит жениху. Доводы родителей: жених богат, а нам кроме тебя еще детей учить. У любящего папы очень кстати случается сердечный приступ, и мать говорит Дивье, что та оставляет ее вдовой. Я никогда не смогу понять таких отношений. Хотя по логике все ясно – если нет любви между родителями, то и к детям она будет неполной. Одно порождает другое.
Делать нечего. Дивья соглашается. Когда ее чуть не силком волокли в спальню к жениху, у меня волосы дыбом вставали. Спасибо тебе, Боже, что меня там нет.
До этого момента действие было хоть и тяжело, но правдиво. А потом фильм стал превращаться в обычную мелодраму. Мани вплел интересные повороты сюжета, но на мое впечатление они не повлияли. Я не верю, что любовь может родиться в таких обстоятельствах. Но если в это верит Мани, зачем было так реалистично показывать страдание Дивьи и равнодушие семьи?