Mother India / Мать Индия. Рецензия apelsink’и
Один из трех индийских фильмов, номинировавшихся на Оскар. Проиграл статуэтку фильму «Ночи Кабирии» с разницей в один голос.
«Мать Индия» — это что-то вроде саги под названием «Из жизни индийской крестьянки». Местами он мне напоминал «Унесенных ветром» (теми местами, где Скарлетт собирала хлопок, не разгибая спины; минус весь гламур, естественно), а эпическим духом — «Балладу о солдате». Фильм обо всех горестях, тяготах и невзгодах, которые могут выпасть на долю женщины в сельской Индии.
Не могу назвать этот фильм трогательным, не подходит ему этот эпитет… Хотя меня тронул конкретно! Если вам кажется, что у вас проблемы и хочется пороптать на жизнь — посмотрите этот фильм и, может быть, ваши проблемы покажутся не такими уж страшными…
Я в общем-то в шоке от того, насколько это сильное кино. Совсем не ожидала. Он у меня месяца два лежал, никак не могла настроиться посмотреть. Я не очень-то жалую старое индийское кино, хотя смотрела его мало. И музыка из него не идет, как правило, и еще там всякие моменты… До этого фильма, еще ни один старый индийский фильм не цеплял так уж сильно… Вот и здесь села смотреть, думая, что посмотрю полчаса-час и выключу. Хотя бы начну. А потом за работу возьмусь. Надо было работу доделывать, срок сдачи на следующий день. Приготовилась зевать. В общем, полетели и работа, и дедлайн, потому что оторваться от кино так и не смогла, досмотрела до конца, практически с места не сдвинулась.
Настолько сильных, честных и бескомпромиссных фильмов в индийском кино я, пожалуй, еще не видела… (хотя, конечно, не так уж много я пока смотрела). Rang De Basanti и Dil Se чуть приближаются, и, может быть, Company, но все же там другое. Ни «Месть и закон», ни «Бродяга» и вполовину так не затронули. Это не значит, что «Мать Индия» должна всех так потрясти, просто лично меня поразило насколько сильно и правдиво отображены отношения «мать—непутевый сын» в фильме, и ввиду того, что мне эта тема близка, фильм и произвел такое большое впечатление.
Наргис просто великолепна, заслуженно получила и Фильмфэр как лучшая актриса, и приз на фестивале в Карловых Варах.
Были в фильме местами и стереотипы, и некоторые второстепенные актеры малость фальшивили (во всяком случае, две девушки мне показались несколько ненатуральными), но старому фильму можно простить. Тем более сами тема и идея такие глубокие и жизненные и показанные так сильно и честно. По крайней мере, в самом сюжете я не увидела ни одного штампа. Все очень горько, правдиво и с надрывом. За все хорошее надо платить, и дорого, и почему люди поступают так, а не иначе, и не могут жить «как надо» — бог знает.
Этот фильм часто включают во всякие «списки»:
The 100 Best Films Of World Cinema
The greatest films not in the English language…