«Мое имя Клоун»: как Радж Капур снимал свой шедевр

«Мое имя Клоун» — полуавтобиографический фильм Раджа Капура, который стал ошеломляющим провалом в момент выхода, но приобрел культовый статус после смерти режиссера в 1988 году.

Капур начал снимать это кино в 1965 году, но задумал его гораздо раньше. В начале февраля 1960 года Радж стал свидетелем шоу Чехословацкого государственного цирка в Бомбее и именно тогда у него зародилась идея создать историю о клоуне по имени Раджу, который был бы продолжением его знаменитого образа бродяги, показанного в более ранних фильмах, таких как «Бродяга» (1951) и «Господин 420» (1955).

Уже на следующий день он обратился к своему любимому сценаристу, Ходже Ахмаду Аббасу и поделился с ним своими мыслями. В 1960 году Радж Капур был занят производством драмы «В стране, где течёт Ганг», а у Аббаса было немного свободного времени, поэтому он немедленно приступил к написанию сценария.

Первоначальный вариант «Клоуна» состоял из шести глав, каждая с разной главной героиней. Сценарий должен был уместиться в двух разных фильмах, по три главы в каждом.

Вечером, 24 октября 1961 года — перед тем, как Капур запустил в производство романтический мюзикл «Сангам» (1964) — Аббас вместе со своим другом и соавтором В.П.Сатхе, приехал в личный коттедж режиссера, который находился на территории RK Studio, и положил ему на стол готовый сценарий фильма «Мое имя Клоун».

В тот вечер Радж Капур отменил все встречи и дал строгие указания менеджеру, чтобы его не беспокоили. Прежде, чем открыть обернутый в кожу сценарий, состоящий из 200 страниц, Радж принял ванну, переоделся и воскурил благовония перед всеми богами, стоящими в его коттедже.

На следующий день, окрыленный, он погрузился в создание «Сангам». Этот фильм имел беспрецедентный успех и придал ему много сил на создание фильма о цирке. Когда в 1965 году началось производство «Мое имя Клоун», Раджу Капуру только исполнилось 40 лет.

Однако из-за любви к еде и рюмке он потерял форму и явно уже не подходил на роль молодого героя. Тем не менее, мегауспех «Сангам» гарантировал, что финансисты охотно дадут деньги на новый проект.

Бюджет, увы, быстро вышел за рамки и Радж Капур был вынужден заложить свой дом, драгоценности жены и даже студию RK.

Сценарий к тому времени претерпел множество изменений. Было удалено несколько сцен, написаны новые диалоги и включены детские и школьные воспоминания Раджа Капура. Что касается кастинга, то на женские роли были подписаны три героини.

18-летняя Сими Гаревал в качестве учительницы, солистка московского Большого театра Ксения Рябинкина в качестве артистки трапеции и южно-индийская звезда Падмини в качестве киноактрисы.

Радж Капур также выбрал Раджендру Кумара, Маноджа Кумара, Дхармендру и Дару Сингха для небольших ролей. Ни один из них не взял за свою роль ни рупии.

На роль молодого Раджу Капур выбрал своего сына-подростка Риши Капура, которому пришлось носить синие контактные линзы, чтобы передать цвет глаз своего отца.

Реальные съемки фильма Капур начал с третьей главы, так как для нее требовались внутренние/студийные съемки. Затем шоумен снял вторую главу, для которой требовались открытые площадки, такие как школа Святого Павла, Дарджилинг и его ферма, расположенная в Лони, недалеко от Пуны. Вторая часть при этом оказалась самой сложной частью производства.

20 русских артистов вместе с Ксенией Рябинкина должны были прибыть в Бомбей летом 1968 года. К тому моменту режиссер заключил соглашение с цирком Gemini Circus о съемках многих сцен внутри его шатра.

Но прибытие русской труппы задержалось, что было даже хорошо, поскольку лето 1968 года выдалось настолько изнуряющим, что выходить на улицу было небезопасно. В тот год зарегистрировали очень много случаев солнечного удара с летальным исходом.

Русские артисты добрались до Бомбея только в декабре 1968. Индийская зима также была очень жаркой. Настолько, что животных, сопровождавших труппу, особенно медведей, пришлось поместить в специальные кабинки, установленные в RK студии, которые были окружены ледяными плитами и гигантскими вентиляторами, обдувающими их прохладным воздухом.

У многих животных от стресса начала выпадать шерсть. Ксения Рябинкина, приехав на съемки, практически сразу получила пищевое отравление. Дни быстро заканчивались, из-за чего Радж Капур решил работать в две смены.

Съемки в палатке Gemini цирка проходили днем, а вечером когда там начинались публичные выступления, режиссер переносил съемки в RK студию. На площадке всегда были четыре переводчика, готовых помочь русским артистам. Русская труппа завершила свою работу в январе 1969 года и уехала на родину.

Изюминкой всех фильмов Раджа Капура, как известно, всегда были песни. И для «Клоуна» их писали постоянные композиторы шоумена Шанкар и Джайкишан. Однако во время создания музыкального фона режиссер столкнулся со множеством препятствий. Во-первых, постоянная исполнительница RK Films, Лата Мангешкар, отказалась петь, поскольку Радж Капур не заплатил ей гонорар. В итоге песни исполнила Аша Бхосле.

А во-вторых, 14 декабря 1966 года, прямо в день рождения Раджа Капура, случилась трагедия — умер его друг Шайлендра, оставив незавершенной музыкальную тему фильма. Позже, чтобы закончить музыку, Капур привлек Шайли Шайлендру, сына своего ушедшего друга.

Всего для фильма было записано 13 песен, написанных пятью авторами текстов, из которых 10 были экранизированы.

Когда съемки были завершены, фильм оказался слишком драматичным. Поэтому, чтобы спасти ситуацию, Радж Капур попросил своего гримера-парса Сароша Моди пригласить Ади Марзбана, известного автора комедий на языке фарси, написать комедийные сцены для «Клоуна». Однако было слишком поздно и внести комедию в уже отснятый материал стало невозможно.

После монтажа продолжительность ленты составила пять часов. Капур сократил его на полчаса и сделал два антракта. Премьера состоялась в пятницу, 18 декабря 1970 года, в кинотеатре Novelty Cinema в Бомбее.

Но ни обнаженная сцена с участием Сими Гаревал, ни сцена поцелуя между Раджем Капуром и Ксенией Рябинкиной не смогли привлечь народ в кинотеатр. Критики хаяли экспериментальный сюжет и более, чем четырехчасовой хронометраж, отмечая при этом слабеющую харизму Капура как героя.

Судьба фильма «Мое имя — Клоун» повергла Раджа Капура в шок. Он провалился в Индии. Но, несмотря на это, первая глава фильма, его песни и цирковые сцены, исполненные советскими артистами, были оценены высоко. Фильм получил три национальные награды и пять наград Filmfare.

В Советском Союзе он вышел в 1972 году, причем каждая из его глав была отдельным фильмом. В СССР все три части стали блокбастерами. Фильм также имел большой успех во многих странах Южной Америки. После смерти Раджа Капура в июне 1988 года фильм выпустили в Индии в сокращенной версии. И на этот раз он получил ошеломляющий отклик от индийского зрителя. Через 18 лет после премьеры он приобрел культовый статус.

Это была смелая попытка Раджа Капура представить свою жизнь в шоу-бизнесе глазами циркового клоуна. Он вложил в этот проект сердце и душу, но только после его смерти проект всей его жизни смог выйти за рамки циркового шатра и отправиться в вечное путешествие.

Мила — Bollywoodtime

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook

One thought on “«Мое имя Клоун»: как Радж Капур снимал свой шедевр

  • Avatar
    3 сентября, 2024 в 01:37
    Permalink

    О, админ! Не спите тоже waiting Спасибо за пост. Провалился, потому что клоун был очень грустным, мне так кажется. Фильм запомнился как драма, а не комедия, а каст шикарный.

    1+

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *