Maya Memsaab / Госпожа Майя. Рецензия Saule
Само имя героини символично. Ведь, если посмотреть значение слова «майя», что в переводе с санскрита звучит буквально «не это», то можно понять и идею режиссера фильма, который показывает всеми возможными способами, что мир вещей, явлений и людей есть лишь иллюзия. Из Википедии, «»майя» является иллюзией не оттого, что она лишена права на существование, а оттого, что она приходяща.
Сюжет пересказывать нет смысла, так как многие фильм смотрели, вот ли я — только-что просмотрела и он меня просто завел, не думаю, что могу и имею право писать отзывы, так как немею ни базовых знаний, ни знания такого предмета, как индийское кино, но, тем не менее, хотелось бы поделиться с вами своим мнением.
Отличие индийского фильма от романа Флобера и многих экранизаций этого романа в том, что весь сюжет выстроен в виде расследования , проводимого двумя следователями, случая пропажи героини Майи. По ходу этих поисков следователи встречаются со всеми, кто был близок с Майей, и кто мог каким-то образом послужить предпосылкой ее таинственного исчезновения.
Параллельно с действиями этих двух, мальчик, сын аптекаря, читает обнаруженный им дневник Майи, в который она вносила ежедневно свои записи, и который был для нее больше, чем другом, Это дневнику она рассказывала обо всем, это дневник принимал ее такой, какая она есть на самом деле, и не осуждал, это был ее мир иллюзий, в котором она постоянно пребывала.
Персонажи.
Майя, гениально сыгранная актрисой Дипи Сахой. Есть у нее внешнее сходство с героиней Флобера: бледное лицо, черные волосы, опущенные уголки губ, огромные глаза, которые живут отдельно от Майи, от ее тела, эта та Майя, с которой она безуспешно борется в течение всего фильма. Получившая неплохое образование, начитавшаяся женских романов с идеалистическими представлениями о любви, Майя несколько озадачивает не только жителей провинциальной Индии, но и, наверное, зрителей фильма, настолько нетрадиционная героиня появляется на экране. Все ее поведение вызывает временами раздражение, так как сложившиеся стереотипы облика индийской женщины идут в разрез с показанным режиссером образом Майи.
Сам отец Майи говорит так о Майе :: «Это она мое давление, с тех пор , как умерла ее мать. Трудно подыскать ей жениха, она мечтает о принце». Ее все время мучает один вопрос, откуда берется неизвестное, мучает до головной боли, и она сама говорит об этом – «может тараканы в голове, может душевная усталость, может что-то потерял и нашел, а это оказалось иллюзией, майя?» Она выходит замуж за сельского врача, но не нашла то, что искала. Сплошное разочарование — дом мужа после, пусть и разрушающегося, но дворца отца, оказался убогим, оставшаяся после покойной жены врача краска для синдура, все не то, она-то думала что жизнь будет сказкой, все оказалось не так, слишком будничным и скучным. Вопрос в дневнике – Неужели так и пройдет вся жизнь- так созвучен с теми вопросами, котрые задает себе Эмма Бовари, ведь ее настольной книгой, является именно этот роман Флобера.
Здесь все есть в этом фильме: тема одиночества среди людей, инфантильность героини и других персонажей фильма, бесцельность и бесполезности отношений, которые может заменить общение с дневником.
Майя устала от человеческих скучных будней, у нее всегда есть такое желание убежать куда-нибудь, скрыться от людей и от всех надуманных ею проблем, зарыться где-нибудь и слушать от мужа только одни слова – «я тебя люблю», без которых смысл ее существования – большой вопрос. Что это – комплекс недолюбленного в детстве ребенка и соответственно страх, что все приходяще? Или это извечная тяга женщины к одному – быть любимой и быть Госпожой в жизни своего мужчины? И то и другое близко к психическому заболеванию, потому что налицо раздвоение личности, в ней существуют две женщины – одна реальная, другая иллюзия. Кто возьмет верх – в этом смысл фильма, ИМХО.
И мы видим, что Майя борется с той, кто не дает ей покоя, но никто ей не помогает. Муж считает ее странной, родственники мужа, точнее его мама не принимает невестку, ее отец, спихнув ее, оказывается ее самой большой иллюзией, то есть она сомневается уже и в его любви.
Тема «мужчины и женщины» красной линией проходит через весь фильм, но это не любовная история, так привычная для обычного индийского фильма, это тема постоянного недопонимания, извечного внутреннего конфликта полов, принужденности их сосуществования, всегда остающейся границе между ними, холодной стене, стеклу, которое продолжает стоять между ними, невзирая на любовь. И в первой части фильма мы видим, как Майя пытается пробить это стекло, она хочет только одного — слышать слова любви, но остается неуслышанной.
Она перестает петь, перестает видеть сны, даже родившийся ребенок, дочь, ей не интересна. Муж раздражает своей извечной занятостью и усталостью. Вспыхнувшая как пламя первая любовь молодого парня, студента Лалита, ее развлекает, но не больше. Разве может этот мальчик унять то пламя, которое в ней бушует. Сцена с кругом огня, в котором стоят, обнявшись, Лалит и Майя, очень символична. Майя начинает понимать, что она играет с огнем, и из этого круга ей будет трудно вырваться, она может погибнуть. Поэтому она с таким облегчением воспринимает весть о том. что Лалит уезжает, он дарит ей на прощанье кактус, чем сильно удивляет, ведь кактус- символ недолгих отношений, о чем Лалит, очевидно, и не догадывается.
Появляется другой , более взрослый мужчина, увидевший в ней этот голод плоти и жажду новых ощущений – ее глаза сами говорят об этом. Много можно говорить о знаках Зодиака, но судя по тому, как он объясняет свое решение поволочиться за Майей и соблазнить ее, он Стрелец(ИМХО), у которого всегда есть объяснение почему он сделал это – он обязан пробудить в женщине любовь, любовь – не преступление. Для него игра с опасностью – это жизнь, а любовь — это бег на короткие дистанции, и Майя – это очередная его победа, еще одна в списке его трофеев, на таких как он трудно набросить лассо брака. И этот хитроумный трюк опытного ловеласа – затащить Майю на чертово колесо(а это также символ знака Стрельца) опять таки желание пробудить в Майе – воспоминания о детстве, беспечности, безмятежности и, тем самым, просто усыпить ее бдительность.
Рудра оказался также иллюзией, он бросает ее, прислав ей на прощание корзину со спелыми и переспелыми яблоками, что говорит ей об ушедших в далекую даль чувствах любимого. Как Рудра говорит сам, нужно вовремя поставить точку в отношениях, так как любовь может тебя уничтожить, а он, как мне кажется, испугался попасть в зависимость от Майи, потому что она «диктатор» в любви.
Лалит, вовремя появившийся, как ей кажется, способен был заменить ей Рудру, но она не учла того, что Лалит повзрослел, у него на счету уже интрижки с женщинами, это не тот наивный мальчик, которому было достаточно просто держать ее за руку, это – мужчина, требующий определенных отношений, и как она правильно заметила, он тоже уйдет когда-нибудь. Потрясающая по своей эротичности сцена в вагоне поезда, когда говорят одни глаза, и ее внутренний монолог, попытка оправдать то, что неминуемо должно было бы произойти – «Я не несу за это ответственность. Я запрещала». И его слова – «Это было ее желание, это то, что она сама хотела». Была ли между ними любовь? Скорее нет, чем да. У нее желание успокоить в его объятиях свою гордость, у него – желание обладать самой желанной в городе женщиной, и это произошло.
Если говорить о символах этого фильма, то хочу высказать свое мнение. У меня во время просмотра этого фильма возникло ощущение, что режиссер играет со тобой, как только начинаешь понимать смысл одного эпизода или другого, как возникает что-то другое, даже запах появляется у картины, она начинает дышать, ты остаешься один на один со странным ощущением того, что ты глуп: так ли ты понял тот или иной символ. Никто тебе не помогает, ты сам должен до всего додумываться, и в этом та самая необычность этого индийского — неиндийского кино.
Очень много символов в этом фильме: рассыпавшиеся бусы нищего; зеркало, в которое смотрится героиня; упавшее обручальное кольцо; развязавшиеся шарфы во время брачной церемонии; упавший шарф героини несущийся в стремительном потоке реки, окрашивая воду в цвет алой крови; засохшие лепестки розы между страницами книги; подаренные Лалитом Майе цветы из пластика; и все время показывают эту бутылку с каким-то снадобьем, которое может принести тебе успокоением и решение всех твоих проблем, если ты только чист сердцем и своими помыслами.
Более всего из символов этого фильма меня потряс символ снеговика, вернее , Снегурочки, которую слепил Лалит, он знает, что Майя – это сказка из детства, и когда-нибудь она исчезнет, она иллюзия. И даже то, как она исчезает, она растаяла, оставив после только одежду, говорит о ее нереальности и нетипичности.
В финале фильма Майя понимает, что она проиграла, она была шуткой для Лалита, пылью в ее глазах – для Рудры, объектом для похоти для многих мужчин в городке, она никому не была нужна так, как ей хотелось. И поэтому прекрасно зная, что волшебное снадобье, предложенное ей сыном аптекаря ей не поможет, она все-таки его выпивает, то есть сознательно идет на акт суицида. Она понимает, что все остались с Майей придуманной, а она, настоящая осталась одна, она проиграла.
И эти ее слова: «Узел развязался, упало покрывало, у начала нет конца», нет смысла начинать все с начала, все повторится.
Что осталось после Майи – муж и дочь. Здесь не показана трагическая судьба всей этой семьи, как это сделал безжалостно Флобер, но финал и так понятен, семья разорена, доктор, видимо, не сможет оправиться, девочку, скорее. всего ожидает, приют. Судить Майю? Жалеть Майю? Не знаю, не суди, и не судим будешь.
Игра всех актеров потрясающа. Хочется написать, конечно, про моего любимого Шакрукха Кхана. Я жалею, что раньше не посмотрела этот фильм, тогда не было бы разочарований после просмотра его ранних фильмов. Это была для него хорошая школа, здесь он больше играет глазами и своими действиями, что, мне кажется, намного сложнее, нежели проговаривать выученные диалоги или монологи. Молод, красив, обаятелен, чистый душой и помыслами в первой части фильма и Охотник, желающий обладать самой красивой и необычной женщиной, которую он когда-либо видел. Он не заморачивается, чтобы понять ее внутреннюю борьбу, он не понимает, что ее тревожит, и этот ее вопрос «Ты знал, что делал?», мне кажется не достал его до самого нутра. Финал их отношений предсказуем, она необычная женщина, но слишком тяжелая в общении, ее беспричинная ревность, слезы, обиды уже начинают его утомлять, а что было бы дальше? Он, возможно, даже почувствовал некоторое облегчение при известии, что она исчезла физически из этой жизни, и теперь испытывает только страх и стыд.
Актер, сыгравший Лала-джи, Пареш Равал, мне нравился всегда. Особенно, после таких фильмов, как «Любовь и предательство», и последний, новый фильм «Свадьба моего отца». В этом фильме у него роль такого макиавеллиевского негодяя, с таким коварством заманивающего свою жертву в свои сети, причем он – хороший психолог. Он видит, что этой женщине все равно, что он ей предложит, слишком она занята собой и своими отношениями со своими мужчинами. Но как он это делает мастерски. И как меняется в фильме его характер и его манеры, особенно к трагической кульминации. Он не испытывает к ней жалости, потому что твердо уверен, что в время когда она развлекалась, он усердно работал.
Очень интересен в фильме образ нищего, который все время поет, увидев Майю. Когда Майя впервые появилась в городе он пел, что птичка прилетела, возможно, что такая красивая женщина не для этого городка и не для этих жителей, а когда она исчезла насовсем, то слова песни просто разрывают сердце:
Ночью солнце, днем луна ищут потерянного друга
не пытайся этого понять, а то сам пропадешь.
Высоко в горах река, куда ты улетела птичка золотая
Символичен и разговор двух следователей:
Что произошло — Кто его знает.
Почему это случилось? — Кто его знает.
Что мы обнаружили? — Причины, следствия,
возможное, невозможное, значение, бессмыслица…
Все это лишь иллюзия, майя.
И последний кадр фильма — тонущий дневник Майи —
тоже, своего рода, иллюзорный персонаж фильма, который оказался лишь бумагой.
Сказать что фильм понравился, значит ничего не сказать. Я просто потрясена сюжетом, такой интерпретацией романа. Рекомендую тем, кто еще не видел, посмотреть несколько в другом ракурсе.