Masaan / Улетай один / Место кремации / Neeraj Ghaywan (2015). Рецензия Падмини
В ролях: Вики Каушал, Рича Чадда, Санджай Мишра, Швета Трипатхи, Панкадж Трипатхи и другие
Горнило страданий
Варнаси – священный город для индуистов, буддистов и джайнов. По преданию древнейший город во всей Индии, основанный ещё Шивой более 5 000 лет тому назад. Место, известное своими гхатами – мощёными набережными с широкими пологими лестницами, обрамляющими спуски к священным водам Ганги. Гхаты бывают купальными, предназначенными для религиозных омовений и погребальными. Последние служат гигантским крематорием, работающим чуть ли не круглые сутки под открытым небом. Тысячи индуистов со всех концов света, почувствовав приближение смерти, приезжают сюда, чтобы быть преданными огню в великом городе. Считается, что кремация на гхатах священного Варнаси (он же Каши и Бенарес) дарует очищение грехов и способствует выходу из бесконечного круговорота перерождений – сансары.
Мутные воды широкой Ганги полны величественного покоя, даже когда вдоль её берега не смолкая шумит неугомонный гигантский муравейник города. Запутанные лабиринты узких улочек и закоулков заполнены тесно прижавшимися друг к другу разнокалиберными домишками. Кажется, что их пёстрая масса не валится в воды реки только потому, что отделена от неё по всему побережью широкой лентой священных набережных. Эти места самых многочисленных и масштабных в Индии кремаций кормят множество людей. Они рождаются, растут, мужают и умирают у этих лестниц среди нескончаемого запаха пожираемой пламенем человеческой плоти и застилающего солнце дыма погребальных костров. Гхаты не засыпают даже по ночам, освещая огненным заревом и взмывающими к чёрному небу снопами искр великую реку вплоть до рассвета.
Именно на этих варнаских гхатах выросли двое разных ребят. Молчаливая, погружённая в себя, но сильная духом и выносливая Деви (Рича Чадда). И уже заканчивающий технологический колледж, открытый навстречу всему миру, дружелюбный, искренний и немного наивный, несмотря на ум и усердие, Дипак (Вики Каушал). Каждый день они дышали воздухом, в котором запах трупов, мешался с ароматом благовоний. Оба встретили свою первую любовь, начавшуюся с робкой дружбы и постепенно переросшую в нечто большее. Оба пережили страшную трагедию, разбившую сердце и перевернувшую всё в личной жизни и мировоззрении с ног на голову. Оба столкнулись с социальной несправедливостью, непониманием близких, жесткостью и пороками общества, окрашенными в оттенки национальных традиций. Деви была вынуждена противостоять позору, шантажу и человеческой алчности в среде, где добрачный секс считается несмываемым пятном на семейной чести. А Дипак боролся за право на личное счастье с системой кастовых предрассудков.
Но не всё так удручающе и беспросветно в жизни двух простых индийцев из низших слоёв общества. Их семьи далеко не бедствуют, хотя каждая рупия им достаётся потом великим, а то и ночами бессонными. Хотя Деви и живёт в хижине, но имеет персональный компьютер, может позволить себе далеко не самые дешёвые наряды и благодаря своей образованности способна зарабатывать больше, торгующего на гхате отца. Пусть Дипак и принадлежит к касте неприкасаемых, чьи предки получали свой доход исключительно от кремаций, но его семья смогла себе позволить дать ему платное образование, дающее возможность вырваться из чадной среды своего рода. Они оба – будущее Индии. Новое поколение, впитавшее в себя, как древние традиции и национальные ценности, так и западные знания. Они способны взять судьбу в собственные руки. Сколько раз бы не пришлось упасть, они смогут встать снова и, отряхнув пыль и пепел, идти вперёд. Они будут надеяться и стремиться дальше и выше, пока живы. И возможно судьба однажды наградит их за благородство и силу воли. Недаром в фильме неоднократно упоминается Сангам – священное для всех индуистов место слияния Ганги и Ямуны а также некой третьей мистической и невидимой глазу реки Сарасвати. Оно способно не только очистить, но и возвысить душу.
Есть в «Месте кремации» ещё и третья история, идущая пунктиром между рассказами о Дипаке и Деви. И пусть ей уделено намного меньше времени внимания, но она имеет не меньшее значение. Речь идёт об отношениях между отцом Деви – торговцем ритуальными предметами Видьядхаром Патхаком (Санджай Мишра) и его малолетним работником. С трогательной нежность и даже трепетностью показано развитие между ними отцовско-сыновних чувств. Всё происходящее выглядит очень скромно и натуралистично в эстетике близкой к минимализму. Здесь ничто не напоминает о яркости и красочности болливудских постановочных кадров с их намеренно избыточным изобилием. Все краски словно приглушены. Все диалоги будто подслушаны на улице, в автобусе или во дворе у соседей. Простота и естественность царят во всём. Визуальная поэзия даёт о себе знать только тогда, когда камера опускается в мутные воды великой реки или устремляется ввысь вслед за взмывающими снопами искр погребальных костров в чернильную тьму, а огненные багровые отблески ложатся на лица людей. Жутко и прекрасно одновременно.
Пройдя через огненное горнило страданий, человеческая душа получает искупление и обновляется. К личному счастью можно прийти лишь дорогой печали. Человек может и должен быть выше и духовно сильнее обстоятельств и иметь смелость делать выбор в пользу не только разума, но и сердца. Ведь недостаточно просто существовать, нужно ещё быть и полновесно живым душою.
© Падмини
Pol написал(а):
Я очень рада!
Pol написал(а):
Совершенно согласна!
Pol написал(а):
Очень красиво написал. И точно! Сразу становится понятно, насколько глубоко кино тебя затронуло и насколько сильно тобой прочувствованы главные герои.
Я тоже посмотрел!
Падмини, спасибо!
Фильм — необыкновенный, живой, настоящий!
Красота человеческих отношений, трагедия и сила духа. Все есть!
Я долго ждал момента, когда две истории, две эти линии фильма, соприкоснутся. И это случилось очень красиво и очень тонко, в такой малюсенькой точечке, но дающей всем нам надежду..
nino написал(а):
ник LLlaKTu.
У меня сейчас утрачен доступ к тому профилю. Но все тексты остались на сайте.
Правда тогда я писала попроще во всех смыслах. Ну и сама помладше была.
Падмини написал(а):
Можите сказать, под каким? Интересно было бы взглянуть.
nino , очень рада, что вы посмотрели этот фильм и что он вам понравился.
Кино действительно непростое в плане тяжести некоторых сцен. Но всё-таки вцелом оно позитивное. И след в душе оставляет светлый.
Это арт-хаус, не развлекательное кино. На нём душе и уму приходится не отдыхать а трудиться на собственное совершенствование.
Наверное поэтому такие фильмы могут не подходить для частого просмотра.
«Дневники Мумбая» я тоже видела. Замечательный фильм. Рецензию на него я когда-то давно писала на кинопоиске, ещё под своим старым ником.
Падмини , спасибо ещё раз. Вчера смотрела фильм — эмоции за край. Повествование в фильме хоть и не динамичное, но оторваться от экрана невозможно. И да, согласна: «тоски и безысходности нет совсем!»
Вики!!! Сцена у костра с друзьями… просто нет слов!
Однако, должна признаться, такие фильмы перевариваю с большим трудом. Помню, после «Дневники Мумбая» несколько дней приходила в себя: потрясена была полностью. У меня даже остались маленькие пробелы с некоторыми деталями, но пока так и не сумела собраться духом, чтоб пересмотреть его заново. И как же я сожалела, что не нашла здесь отзыв на этот фильм!
И ещё не сколько слов от себя.
Фильм не просто демонстрировался на Канском фестивале. Ему там просто аплодировали после просмотра. И удостоили двух наград:
— Приз ФИПРЕССИ — особый взгляд
— награда Особый взгляд Каннского кинофестиваля — приз Avenir
Есть награды и других кинофестивалей.
И награды внутри страны, в том числе Национальная кинопремия за лучший режиссёрский дебют.
Именно это кино сделало Вики Каушала знаменитым и сразу ввело в круг актёров международного уровня.
Рича Чадда, у которой вторая главная роль, уже была знаменита благодаря фильму Анурага Кашияпа «Банды Вассейпура».
Всем спасибо за спасибо!
Pol написал(а):
Кино однозначно достойно просмотра.
Julie_Agra написал(а):
Действительно, эта фраза очень даже применима к Masaan
Julie_Agra написал(а):
В фильме действительно Варнаси немного пугающий и очень сильно завораживающий.
Но тоски и безысходности нет совсем!
После мрака наступает свет. Зло преодолевается изнутри через силу воли и во вне, через упорную борьбу и стремление к новому будущему.
Admin написал(а):
просто ППКС!
Кроме только фразы, что кино » не может не понравиться». Всегда найдутся те, кто против. Это неизбежно, люди изнутри ещё более разные, нежели снаружи, восприятия это ж тоже касается.
Julie_Agra написал(а):
Ты шутишь, да?
Говорить здесь можно об искусстве, кино из ряда «не для всех».
Admin написал(а):
Пожалуйста! очень рада, что текст вызвал желание посмотреть кино
Спасибо большое, Падмини, за чудесную рецензиюю. Пошла смотреть фильм.
Julie_Agra написал(а):
Потому что он фестивальный (премьера состоялась в Каннах), и вышел в очень ограниченном прокате по Индии, всего на 300 экранах и только в очень крупных городах. Капля в море, как говорится. Возможно, его бы заметило больше зрителей, если бы за неделю до Masaan не вышел Братец Баджранги, который рвал всех.
Пошла ради интереса глянула статус фильма в Индии… Катастрофа. Ну ё-моё, о чём тут вообще говорить можно.
Жизненный, сильный фильм, затрагивающий эмоционально каждую струнку души. При этом очень глубокий, есть над чем задуматься. Мне кажется, после просмотра он не может не понравится… Тратьте своё время только на стоящее кино, а это как раз такой фильм! И режиссура, и актерская игра всех без исключений актеров просто на высоте!
Падмини, спасибо! Как всегда прекрасная рецензия. Сразу повеяло — «Всё лучшее покупается ценой великого страдания» — из «Поющих в терновнике».
К Варанаси у меня… сложное отношение. Меня пугает этот город и завораживает. Но пугает всё-таки больше. Почему-то всегда тяжело смотреть фильмы, где именно там место действия разворачивается. Какой-то мистический ужас прям охватывает… Столько тоски и безысходности.
Падмини, спасибо за рецензию.
Пока читал, очень живописно представил себе картинку. Трейлер добавил впечатлений.
В общем, буду смотреть. Обязательно!