Мадан Мохан: невоспетый при жизни, восхваляемый после смерти
Мелодичность и меланхолия. Рубаи и романтика. Это отличительная черта музыки Мадана Мохана. Спустя десятилетия после смерти, его композиция в исполнении Латы Мангешкар «Обними меня» из триллера «Кто она такая?» (1964) была признана лучшей песней о любви всех времен. Фактически, «культовый» припев использовался в «Говорит и показывает Бомбей» Карана Джохара и «Дела сердечные».
В поколении, которое увлечено поп, джазом, роком и электронным рэпом, газели Мадана Мохана живут своей собственной жизнью. Его сложные треки служат барометром мастерства на музыкальных соревнованиях. К сожалению, Мадан Мохан получил больше признания после своей кончины, чем при жизни.
«Он не стал бы легко потворствовать коммерческим требованиям или несправедливо пытаться выиграть награды. Не стал бы продавать себя продюсерам для больших коммерческих фильмов», — сказал в интервью его сын Санджив Кохли.
Жизнь Мадана Мохана в 51 год оборвал цирроз. А, может быть, это было уныние и его поиски помощи в алкоголе, которые, возможно, ускорили его уход.
Мадан Мохан родился 25 июня 1924 года в Багдаде, где его отец Рай Бахадур Чунилал Кохли был генеральным бухгалтером иракской полиции (часть британской территории). Позже семья переехала в Лахор, а затем в Мумбаи. Их соседкой была певица и продюсер Джадданбай (мать актрисы Наргис). Мадан стоял под окном Джадданбай и слушал, как она поет.
Со временем Чунилал стал одним из соучредителей престижной студии «Bombay Talkies», а затем и «Filmistan». Но мечты своего сына о фильмах он не поддерживал и отправил его в армию. Мадан начал служить в качестве младшего лейтенанта в 1943 году. Два года спустя он уволился и начал работать музыкальным продюсером и координатором на Всеиндийском радио в Лакхнау.
Там он встретил музыкантов Бегум Ахтар, Али Акбара Хана, Вилаят Хана, Талата Махмуда и различных поэтов, чье мастерство на урду повлияло на него. Вернувшись в Бомбей, Мадан сказал отцу, что хочет стать композитором. Отец, конечно же, был против, и тогда Мадан уехал из дома и жил в шалаше, пытаясь осуществить свои мечты.
Он начинал как помощник музыкального руководителя Рамчандры. Фильм «Братья» (1956) с Ашоком Кумаром и Кишором Кумаром принес ему некоторый успех. Еще следует отметить музыку Мадана к произведению Четана Ананда «Реальность» (1964), основанному на китайско-индийской войне 1962 года. Его песни в исполнении Мохаммеда Рафи, Манна Дея и Талата Махмуда до сих пор являются непревзойденными. Для него также пели Кишор Кумар и Лата Мангешкар. Лата вообще боготворила Мадана Мохана и нарекла его титулом «Король газелей».
Композиторы в один голос говорили ему: «Мы любим тебя, но завидуем. Когда Лата поет для тебя, она звучит какой-то другой». Выдающийся музыкальный директор Наушад так сильно любил музыку из фильма «Ирония судьбы» (1962), что однажды сказал Мохану: «Отдай мне эти газели и забери все мои сочинения».
Запоминающиеся мелодии из фильма «Кто она такая?» (индийской версии Раджа Кхослы «Женщина в белом») принесли Мадану номинацию на Filmfare. Но награда была вручена Шанкару и Джайкишену. Позже треки Мадана в исполнении Латы Мангешкар для фильма «Воскрешение» (1966) стали хитами чартов.
Поскольку популярные награды всегда проходили мимо него, Мадан остался равнодушным, когда его фильм «Удар» (1970) получил Национальную премию в области музыки. Но Санджив Кумар сказал: «Если вы не приедете, то мы (его партнерша по фильму Рехана Султан и он сам) тоже не поедем». Двое мужчин были одеты в одинаковые костюмы.
Мадан всегда очень стильно одевался. Он ходил на скачки каждое воскресенье, одетый в костюм с иголочки. Для концертов классической музыки он выбирал курту (национальная индийская одежда). Он был фанатом спорта и любил смотреть борцовские матчи Дара Сингха. Дара Сингх часто отмечал: «У Мадана Мохана мускулов больше, чем у меня».
К концу 60-х годов на смену пришла новая бригада — Р.Д. Бурман, Лакшмикант-Пьярелал, Калянджи-Ананджи. Иногда было трудно найти студии и певцов для записи, так как они были забронированы большими баннерами. «Это усугубило его горечь и неуверенность, и он начал много пить. Разочарованный, он вступал в споры», — поделился его сын Санджив Кохли с изданием Filmfare.
«Рана была глубокой. Он получил признание, но коммерческий успех ускользнул от него. В те дни барометром успеха было то, что вы сочиняете музыку для больших баннеров, с большими звездами. Фильм должен был стать серебряным юбилеем, а ваша песня должна была возглавить чарты… И у папы никогда не было ничего подобного», — сетовал сын.
Мадан Мохан умер от цирроза печени 14 июля 1975 года. Как ни странно, популярность композитора резко увеличилась после его ухода из жизни. Его композиции для фильмов «Путешествие в прошлое» (1975) и «Лейла и Меджнун» (1976) стали бестселлерами и возглавляли чарты по три месяца.
Венцом славы композитора стало то, что его музыка была использована в мелодраме Яша Чопры «Вир и Зара» (2004). Журнал Billboard (США) написал, что это было беспрецедентным явлением, что спустя 30 лет после кончины музыканта его мелодии получили такую высокую оценку.
Имя Мадана Мохана появилось в «Империи» на Лестер-сквер и на Бродвее. Как сказала Лата Мангешкар: «Судьба некоторых людей открывается после их смерти».
Мила — Bollywoodtime