The Last Lear / Последний Лир / Жертва тщеславия. Рецензия Тиллоттамы
Как всегда у меня бывает с фильмами Ритупарно Гхоша, я не знаю, с чего начать отзыв. Все его фильмы такие – на первый взгляд простые, без поворотов сюжета и запутанно-извращенных отношений. Но в этих ясных, прозрачных кадрах ты видишь много, настолько много, что не хватает слов.
«Последний Лир» — это история о мужчинах и женщинах. Двое мужчин, молодой и старик, из разных миров, но на самом деле очень близкие. Один характер, одна страсть – искусство. Театр, Шекспир, Реализм – вот то настоящее, ради которого не страшно и умереть. Или убить.
И три женщины. Просто три женщины, которые только умеют любить. Популярная актриса, медсестра и хозяйка большого дома становятся равными перед этой любовью.
И есть еще двое в этой истории – король Лир и клоун Макбул, двое отверженных перед ликом нового времени. Будущее бывает порой жестоким к прошлому.
Сценарий написан мастерски. Несколько сюжетных и психологических узлов, которые неспешно распутываются до самых последних кадров. Картина очень поэтична, с сильнейшим исполнением Шекспира. (Заставляет вспомнить еще одно произведение Гхоша – «Бабочку», где герои читали Тагора). Фильм снят восхитительно красиво. Приглушенные краски, сдержанный свет, эффект старой пленки. Некоторые сцены заставляют замереть. Больше всего на меня в визуальном плане подействовали два эпизода: первый – когда Хариш-джи (Амитабх Баччан) читает монолог из «Бури», игра света и тени просто великолепна; второй – немая сцена, в которой печальные клоуны бредут по дороге, чтобы раствориться в утренней дымке. Тут нельзя не сказать, как это по-бенгальски, хотя «Последний Лир» снят на хинди и с болливудскими актерами. Но в нем есть та тонкость, элитарность, которая присуща всем бенгальским фильмам, что я видела.
Кастинг – самая сильная сторона фильма. Все актеры так изящно исполняют свои роли и выглядят людьми, а не героями кукольного театра. Амитабх Баччан. Нет, не так, АМИТАБХ БАЧЧАН. Не секрет, что во многие свои фильмы Амит-джи попадает только потому, что режиссерам страсть как охота заполучить Бадшаха. Но есть роли, которые может сыграть только он. Хариш-джи из таких. Эксцентричный, величественный, упорный. Но вместе с тем самоуверенный, ранимый и слабый. Для этого героя нужен был Амитабх с его благородной, вызывающий трепет, внешностью и глубокой интеллигентностью. И точно также ему в пару был необходим Арджун Рампал. Вы не замечали, как они похожи? Лицом, фигурой, голосом. Это впервые бросилось мне в глаза. В них обоих есть то, что называют породой. И без них ее не было бы в фильме.
Сиддхартх в исполнении Арджуна. Он похож на Хариша. Но в нем есть то, чего в Харише нет, — жесткость. А жесткость порой становится жестокостью. И грубая шутка в начале истории превращает ее в трагедию в конце.