Lamhaa / Мгновение. Рецензия Aeryn
Бог сотворил рай. Человек создал ад. Вот вам и вся история Кашмира…
Только что посмотрела, нахожусь под сильным впечатлением.
С этого фильма начинается моё знакомство с темой терроризма в кино. Фильм Жертва, хоть и с таким любимым Саифом Али Кханом, хоть и с ещё более любимым Вивеком Обероем, хоть и с сильным сюжетом, хоть он и получил много благоприятных отзывов, давно уже у меня на диске «валяется», и каждый новый фильм всё встревает и не даёт его посмотреть. Вот теперь уж точно доберусь до Жертвы, несмотря на ненавистный одноголосый перевод. Чёрное и Белое пока не смотрела по причине участия там господина Анила Капура. Может, и посмотрю теперь.
И раз уж знакомство с темой терроризма, с темой освободительного движения Кашмира, началось в одно Мгновение длиною 2 часа, не могу не сказать о том, что я пережила за это мгновение.
Проект высокобюджетный, дорогой, но я просто заметила это по косвенным признакам. С внешней стороны фильм как таковой не производит впечатление бюджетного блокбастера. Несмотря на участие в нём Санджая Датта, который за последние несколько лет выдал на суд зрителя достаточно много боевиков, блокбастеров, экшна. Моё к нему отношение до недавнего времени было скорее нейтральным, просто он немного не моя возрастная категория. Но вот я сильно в нём разочаровалась, когда узнала, что он переснял Олдбой (Узник прошлого — Zinda), при этом никак не показав, что это римейк, не отметив оригинальных создателей ни словом, да и римейк создав по большому счёту бесполезный, потому как Олдбой всего 2003 года и успешно продаётся на dvd. Когда узнала обо всём, даже целый день ходила как в воду опущенная. Второе разочарование в индийском кино (первое было, когда я узнала, что актёры не сами поют, а лишь грамотно открывают рот :)), но к этому привыкла уже и даже оправдываю подобное разделение труда). Возможно, и к этому привыкну. Только до сих пор ни одна работа господина Санджая не впечатляла до слёз, до заливного смеха, до радости или тихой грусти. Сознаюсь, может, недостаточно ещё посмотрела из его довольно насыщенной фильмографии.
Но вот в одно Мгновение что-то меняется. Не сказать, чтоб игра на грани нервного срыва, но это серьёзно и это убедительно. И в это верится, хотя, честно говоря, он оказался не в центре действия, только не для меня, только не в этом фильме. Да, его персонаж что-то вроде ниточки, связывающей всё воедино, сплетающей судьбы разных людей, но ниточка тонкая и слегка бледнеет на фоне несмотря ни на что яркой и настоящей Бипаши Басу, впечатляющего Кунала Капура и Анупама Кхера, у которого такой роли за всё последнее время не припомню, всё какие-то дядюшки, благополучные отцы счастливых и не очень семейств. Но здесь…
Если яркость и эмоциональность не бьют по глазам, то их действие более глубокое и продолжительное. Это эмоциональная яркость, бьющая непосредственно в сердце, не оставляющая равнодушным.
Бипаша Басу. Вопреки тому, что не расхаживает в откровенных соблазнительных нарядах, впечатляет, по-хорошему впечатляет. Начинаешь обращать внимание на выражение глаз, на осмысленность и силу игры. Честно признаться, фильм цепляет потихоньку, с самого начала тихо-тихо пробирается в душу, разбивая последнюю преграду сценой избиения Азизы на улице. Во-первых, попирать кедами такое лицо — это ж вандализм просто! А во-вторых, если серьёзно, не Станиславский, но внутри себя воскликнула «Верю!».
Кунал Капур. Эээх, спустя 4 года снова страдает за революцию. За совсем другую революцию, но, тем не менее, страдает чрезвычайно убедительно. Это сильный потенциал.
Анупам Кхер. О, это открытие! Умение впечатлять и открываться по-новому спустя огромное количество прочих потрясающих работ — что это, если не признак таланта?!
Музыка. Песни как на подбор все очень трогательные, проникновенные. Для меня по большей части неизвестные исполнители, такие как Кштидж Таре, Мохаммед Ирфан, Арун Дага. Да здравствует жизнь! Salaam Zindagi. Трогательные и трагичные ноты западают в душу. Немного смутило видео на эту композицию, да и не видео вовсе, если судить по всем прочим видео песням из других фильмов. Бешеных плясок нет, есть попытка создать что-то трогательное. Но мне почему-то финальная песня чуть больше понравилась, уж и не знаю, почему, Rehmat Zara в общем.
Здесь вообще нет постановочных танцевальных номеров. Песни есть, правда, но не больше, чем в среднестатистическом западном фильме, и танцев банда на банду тоже нет. Задумайтесь, ну как бы здесь смотрелся массовый танец? Разве что если бы в конце все танцоры подорвали себя…
Только знаете что, самый главный персонаж — не Викрам, не Хаджи, не Азиза, не Атиф, и никто другой. Это Война! Тот, кто сказал, что у войны неженское лицо — просто не знал о конфликте в Кашмире. Война — самый многоликий персонаж, самый вездесущий, самый сильный в эмоциональном плане. Она здесь повсюду — в глазах женщин, потерявших мужей, братьев, детей в тюрьмах где-то в Индии, а может и вовсе отпустивших своих любимых к смерти, вечной спутнице войны. Она в глазах детей, фанатично повторяющих «Да здравствует Аллах» или что-то подобное, идущих на смерть как на благословение, несущих в себе смерть. Может, мне одной показалось, что все эти тренировки просто ещё одно применение печально известного принципа Геббельса «Упрощай и повторяй»?
По чьей воле самый красивый уголок мира стал самым опасным? Чей каприз — привнести в красоту смерть?
Бог сотворил рай. Человек создал ад. И разделяет их всего лишь одна пуля…