Лалита Павар — сильная духом актриса, которая добилась славы несмотря на паралич лица
Лалита Павар, урожденная Амбика Лаксман Сагун, появилась на свет 18 апреля 1916 года в городе Еола, штат Махараштра. После замужества с режиссером Ганпатрао Паваром она изменила свое имя в соответствии с распространенным индуистским обычаем.
Лалита начала свою карьеру в эпоху немых фильмов будучи совсем юной, а позже перешла на роли героинь. Например, в фильме «Раджкумари» (1936) она сыграла двойную роль принцессы и девушки из отеля в паре со звездами того времени: Назиром, Даром и Аминой. В том же году Лалита сыграла молодую женщину в драме «Воскресение» (1936), снятой ее мужем Ганпатрао Паваром по одноименной повести Льва Толстого.
В старом интервью актриса вспоминала: «Когда я впервые в жизни пошла смотреть фильм, я даже не помню его названия, то осталась под большим впечатлением! Мы вошли внутрь, было темно, но я увидела большой зал и экран. Мужчины и женщины сидели раздельно. Я не могла понять, почему в этом месте так темно и как можно играть в темноте.
Затем на экране стали появляться кадры и я получила потрясение на всю жизнь! Я видела нескольких человек, иногда чью-то шею, лицо, руки, разные части тела. Я была так напугана! Не понимала совсем, как эти «оторванные» части тела играют на экране! У нас такого никогда не было. Я в страхе выбежала на улицу и долго не могла прийти в себя!»
После встречи с человеком, управляющим проектором, ее пригласили посетить место, где снимали фильмы. Когда на следующий день любопытная девушка попала на съемочную площадку, она была удивлена, что люди, которых она видела на экране «по частям» или избитыми, были абсолютно здоровы! «Ни одна из частей их тела не была порезана», — вспоминает Лалита. Посмеявшись над наивностью Амбы, режиссер предложил ей роль в фильме. Так девушка попала в кино.
Помимо фильмов на хинди, она подарила зрителям несколько хитовых фильмов на языке маратхи, пережила переход кинематографа из немой стадии к звуку и прославила свое имя на всю киноиндустрию. В 1942 году, когда Лалите было всего 26 лет, на съемках фильма под названием Jung-E-Azadi она получила травму, которая могла стоить ей жизни.
По сценарию ее должен был ударить партнер Бхагаван Дада, но, к сожалению, актер воспринял свою роль слишком серьезно и ударил Лалиту так сильно, что у той случился паралич лицевого нерва и лопнула вена левого глаза. Три года Павар приходила в себя, восстанавливая здоровье. Ей чудом удалось сохранить зрение, но левый глаз был поврежден на всю жизнь, что положило конец ее карьере главной актрисы.
«Роль, я конечно же, потеряла. Да и вообще все мои контракты были аннулированы. Депрессия и страх овладели мной. Но все же есть Господь на свете. Я получила приятный сюрприз от создателей своего будущего фильма «Амрит / Амрут» (1941). Они не отменили мой контракт и сказали, что пока мне плохо, будут работать над другими фильмами. А съемки со мной начнут позже. Когда через два с половиной года я поправилась, мы начали работу.», — сказала Лалита.
После несчастного случая актриса нашла в себе силы продолжить карьеру. Она начала играть матерей таких артистов, как Радж Капур, Дев Ананд и Дилип Кумар, которые были не намного моложе ее. Лалита получила высокую оценку за «Простофилю» (1959) режиссера Ришикеша Мукхерджи, сыграв добродушную хозяйку миссис Д’Са и стала обладательницей своей единственной актерской награды Filmfare в категории «Лучшая актриса второго плана». Ее роли в «Суджате» Бимала Роя, «Профессоре» Ришикеша Мукхерджи и эпическом сериале «Рамаяна» (1986) принесли Лалите большое признание.
В 1961 году Правительством Индии Павар была удостоена звания Первой леди индийского кино. Она скончалась совсем одна, 24 февраля 1998 года в Пуне, поскольку семья уехала в Мумбаи на операцию ее второго супруга Раджпракаша Гупты. Ее карьера охватила невероятные 70 лет, во времена которых она снялась почти в 700 фильмах.
Мила — специально для Bollywoodtime.ru
Жаль, что тут не упомянута роль Лалиты в фильме Гуру Датта «Мистер и миссис 55», кадр из которого виден в статье.
Ее партнерство с Гуру было впечатляющим! Сцена диалога Притама и Сеты Деви (написанный Абраром Алви) напоминает блистательное шоу, когда актеры, как бы жонглируют словами, перебрасывая их друг другу («…с вами не станет говорить ни один порядочный человек, будете говорить с моим адвокатом! – Так ваш адвокат человек непорядочный?» «…вы социалист? – Нет, карикатурист!»). Сцена подана в манере французского кино 50-60-х и сыграна соответственно – Гуру Датт был отличным актером, а Лалита оказалась партнершей ему под стать!
интересно, а виновник ее увечья как-то ответил за содеянное ?..
или студия просто дала ему другую ‘грушу’ ?
ни правосудия, ни хоть какой-то компенсации для искалеченной ?
Как-будто другая планета! Не приложимо к нашему укладу