Лакшмикант-Пьярелал: великие композиторы, написавшие песни для 750 фильмов Болливуда

Лакшмикант-Пьярелал, Р.Д.Барман и Кальянджи-Ананджи определили музыку индийского кино для поколения, которое выросло в семидесятые и восьмидесятые годы. Знаковые композиторы, чьи песни звучали по радио днем и ночью. Среди них дуэт Лакшмикант и Пьярелал считался самым универсальным. Они правили индустрией на протяжении трех с половиной десятилетий.

Лакшмикант Кудалкар родился 3 ноября 1937 года в праздничный день Лакшми-пуджи. Вероятно, поэтому родители назвали его Лакшмикантом в честь богини Лакшми. А позже, 3 сентября 1940 года на свет появился Пьярелал Шарма.

Лакшми был родом из семьи среднего класса. Его отец был рабочим на фабрике, а мать — медсестрой. Отец Пьярелала, Рампрасад Шарма был известным трубачом, но не в лучшем финансовом положении.

И Лакшмикант, и Пьярелал были вынуждены стать музыкантами в очень юном возрасте — не только из-за любви к музыке, а скорее, из-за финансовой необходимости поддерживать семью. Отец Лакшмиканта умер, когда тот был еще ребенком. Из-за нехватки денег он не смог доучиться в школе и тогда друг его отца посоветовал мальчику и его старшему брату заняться музыкой.

Отец Пьярелала с детства учил сына игре на скрипке, но семья жила бедно, поэтому к 12 годам Пьярелал был вынужден зарабатывать деньги, играя в студиях. Так, в одной из студий и познакомились Лакшмикант и Пьярелал. Вскоре они сами сформировали команду и стали помогать таким музыкальным руководителям, как Шанкар-Джайкишан и Кальянджи-Ананджи.

В 1960 году Пьярелал всерьез подумывал о переезде в Вену и создании музыкальной карьеры, как это сделал дирижер Зубин Мета. Но Лакшмикант убедил его остаться и начать карьеру в Индии. Предстоящий путь был непростым. Конкуренция была настолько жесткой, что однажды, когда они обратились к известному продюсеру Сашадхару Мукерджи с просьбой о работе, тот напыщенно ответил: «Перед вами в моем списке ожидания двадцать пять композиторов. Шанкар-Джайкишан первые, а вы — последние!»

Ничуть не обескураженные такими пренебрежительными замечаниями, дуэт прИнял вызов. Это не остановило их даже тогда, когда первые три фильма, которые они получили, были отложены. «Философский камень» (1963) — фэнтезийный фильм категории «В» был их стартовой ракетой, а саундтрек сразу же занял первое место в самой популярной музыкальной радиопрограмме.

«Дружба» (1964) стал их следующим большим шагом вперед. Усеянный хитами в исполнении Мохамеда Рафи, фильм обогнал «Сангам» Шанкара-Джайкишана и получил престижную награду «Filmfare» за «Лучшую музыку».

Этот успех был очень сладким, так как это была своего рода победа над своими кумирами – Шанкаром и Джайкишаном. Лакшмикант и Пьярелал никогда не отрицали тот факт, что они построили свою карьеру на идеалах, созданных легендарными композиторами. В первые годы музыка Лакшмиканта-Пьярелала была очень похожа на музыку Шанкара-Джайкишана. Однажды Шанкар даже изменил свою оркестровку, чтобы его музыка не звучала как музыка его почитателей.

Лакшмикант и Пьярелал работали только с певцами высшего класса. Лата Мангешкар и Мохаммед Рафи соглашались петь для них, несмотря на небольшие бюджеты. Фактически, Лата, Мохаммед и Аша Бхосле, спели для них наибольшее количество песен за свою карьеру. Кишор Кумар исполнил для этих композиторов 402 песни, за ним следует Рафи (около 400 песен).

Критики часто называли Лакшмиканта и Пьярелала «музыкальными наемниками» и не без доли правды. Принимая слишком много заказов в конце семидесятых и восьмидесятых и не уделяя особого внимания качеству, они определенно способствовали падению музыки для фильмов на хинди.

Даже их хитовые саундтреки того периода, такие как «Бобби», «Истина, любовь и красота», «Ритмы песен», «Долг чести», «Любовный недуг», «Созданы друг для друга» и «Жгучая страсть» лишены настоящей музыкальной глубины и отдают грубым популизмом.

Тем не менее, Лакшмикант и Пьярелал заслужили звания великих композиторов. Во многом благодаря двум вещам. Во-первых, из-за их мелодичной подачи в шестидесятых и начале семидесятых годов, а во-вторых, за то, что они сочинили максимум песен для двух передовых певцов – Рафи и Латы.

В начале своей карьеры они выкладывались по полной и разнообразие их работ было потрясающим! Над тем, как этот талантливый дуэт с годами заблудился в лабиринте посредственности, стоит задуматься. В этом отношении интересно наблюдение Латы Мангешкар. В одном из интервью она сказала: «Изначально и Лакшмикант, и Пьярелал участвовали в сочинении мелодий.

Каждая песня была коллективным усилием. Позже только Лакшми сочинял мелодии, а Пьяре стал заниматься только оркестровкой. Этот фактор привел к чрезмерному количеству фильмов. В конце концов, как долго можно выдавать разнообразие? Обязательно пойдут повторения!»

Это то, что произошло с дуэтом после семидесятых годов. Их музыка стала повторяться. Предсказуемые мелодии стали штамповаться год за годом. Потом даже это мерцание стихло. Лакшмикант скончался 25 мая 1998 года в возрасте 60 лет. Пьярелалу сейчас 82.

Он давно на пенсии, но изредка помогает другим композиторам, например Кумару Сану с аранжировкой песен.

Мила — Bollywoodtime

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *