Кумовство в Болливуде: история, появление, развитие (часть 1)
В индийском кинематографе много тем для дискуссий. Но самой обсуждаемой из них является «кумовство». Сегодня мне хочется немного оглянуться назад, посмотреть на семьи, работающие вместе в Болливуде и рассказать, откуда пошло кумовство и почему.
Как известно, киноиндустрия в Индии зародилась в тени колониального господства Британии. Британцы ненавидели индийское кино. Они делали все возможное, чтобы ограничить их выпуск, подвергая цензуре и блокируя доступ к обучению и материалам. У кино не было возможности развиваться как «индустрия», и поэтому, несмотря на то, что оно было одним из самых технически продвинутых направлений в Индии, оно при этом очень отставало от Запада и было старомодно по своей структуре.
Дадасахеб Фальке, первый режиссер полнометражного индийского фильма, влюбился в кино и был полон решимости снять свое собственное. Поэтому он проделал огромный путь до Англии, чтобы купить камеру, поскольку ее нельзя было импортировать. А съемочной группой у него была жена и дети, так как больше никто не хотел рисковать в этом новом деле.
Вся семья годами работала вместе, отчасти потому, что дешевле было использовать родных, чем нанимать кого-то со стороны, а отчасти потому, что им никогда бы не пришло в голову заниматься чем-то другим. Это все равно, что жена бакалейщика всегда готова помочь мужу в инвентаризации, а сын подменить отца за прилавком.
Наглядный пример вы можете увидеть в малаяламском проекте «Кинофильм» с Притхвираджем, где он сыграл роль первого малаяламского режиссера, который снимал у себя на заднем дворе и использовал свою жену для костюмов и грима.
После обретения независимости, в то время как другие отрасли Индии постепенно начали отходить от «семейной» модели, кино отставало. Другого выбора не было. Новое индийское правительство подвергало кино цензуре и препятствовало почти так же, как это делали британцы. Получить финансирование от правительства было невозможно, деньги давала, в основном мафия. Ну и людей извне, желающих с вами работать, все еще трудно было найти.
А это означало, что ваша семья по-прежнему была вспомогательным персоналом. Риши Капур в своей автобиографии говорил об этом еще в 1980-х годах, когда заканчивал фильм «Хенна». Он был главным героем, а также руководителем производства.
Официально его супруга Ниту Сингх никак не была связана с картиной, но она была частью семьи, поэтому гладила костюмы по ночам и подавала еду съемочной группе днем. И это не была какая-то малобюджетная художественная картина! Это был мейнстримовый релиз одной из крупнейших студий.
Но киношники просто не знали другого способа снимать кино. Они всегда работали именно так, что вся семья участвовала в том, что они делают. Риши также рассказал о том, как иностранная команда, которую они использовали для натурных съемок, не могла понять этот способ работы. На Западе четко разделяли понятия дом и работа, а в Индии их вообще не делили.
На протяжении десятилетий в Болливуде работали семьи, где все объединялись, чтобы добиться успеха. Никаких внешних денег не было, поэтому режиссеры закладывали дома и драгоценности и было естественно, что вся семья проявляла глубокий интерес и активно участвовала в обеспечении успеха проектов.
Именно отсюда пошли случаи «кумовства». Например, Риши Капур получил роль в фильме «Мое имя — Клоун», потому что его отец подумал, что проще взять на роль себя молодого родного сына, чем искать какого-нибудь подростка и еще платить ему. Он получил «Бобби» потому что «Клоун» провалился, и Капур отчаянно нуждался в деньгах и не мог позволить себе заплатить другому актеру, чтобы он сыграл главную роль.
И поэтому Радж сказал Риши, что он должен сняться в этом фильме, как любой другой отец говорит сыну: «Сын, вынеси мусор». «Бобби» превратился в хит, а Риши стал звездой. Актером, который работал в семейной студии всякий раз, когда это было необходимо, и, конечно же, никогда не брал за это плату. Кто требует плату от отца? Особенно, когда ты работаешь над поддержкой бизнеса, который однажды унаследуешь.
Были еще продюсеры-однодневки, актеры одного фильма, те, кто недолговечен. Яш Джохар, например. Каран в своей автобиографии рассказывает о том, как он знал, что находится в стороне от «настоящих» киношников. Его отец некоторое время продюсировал фильмы, но это не было делом его жизни и его не принимали в кланы.
Внутренним ядром Болливуда всегда были эти преданные своему делу создатели и их семьи, которые работали день за днём и год за годом, сумели выжить в очень нестабильном бизнесе. Между ними возникла естественная связь: все они переехали в одни и те же районы, вместе общались вне работы и следили за тем, чтобы всегда был кто-то на подхвате.
Например, фильм «Дон». Продюсер Нариман Ирани долгое время был членом киносообщества в качестве оператора. Все актеры «Дона» согласились на этот проект из одолжения. Просто потому, что знали его очень долго. А потом Ирани трагически погиб на середине съемок. Фильм продолжили снимать, с остановками и запусками, всякий раз, когда у звезд было несколько свободных недель, чтобы его наконец можно было выпустить, а прибыль передать вдове продюсера.
Это сообщество было неизменным с 1930-х по 1980-е годы. А затем, в 1990-е, ситуация начала быстро меняться по двум фронтам. Но об этом я расскажу в одной из следующих статьей.
Мила — Bollywoodtime
Спасибо, я не знала, что кумовство настолько ГЛУБОКО сидит в инд.кино. Меня раздражают нынешние детки, но оказывается … Вот оно что Палыч!