Кино и история. Малик Кафур / Malik Kafur

Малик Кафур — один из персонажей фильма С.Л. Бхансали «Падмават», блестяще сыгранный Джимом Сарбхом в его пусть и небольшой, но значимой роли, и в то же время, как и Алауддин Кхилджи он является реальной исторической личностью.

Он был эфиопским рабом, когда-то приобретенным Нусрат-ханом на базаре в Камбее. Он выдвинулся при дворе Алауддина Кхилджи, стал наибом, т. е. вторым лицом в государстве, и затем сыграл исключительную роль в завоевательных походах, например, при повторном завоевании Девагири. Малик Кафур отличался необыкновенной физической красотой. Говорят, что его первый хозяин купил его за 1000 динаров (почти что фантастическая сумма по тем временам). Поэтому его ещё называли hazar-dinari. Хотя возможно столь лестное прозвище было всего лишь метафорическим комплиментам внешним достоинства необыкновенного раба.

Кафур был захвачен в плен в 1299 году вместе с другой добычей в порту города Кхамбат во время вторжения в Гуджарат. Почти ничего не известно о ранней карьере Кафура на службе Алауддину. Согласно летописи Исами (XIV век), Алауддин всё больше проникался доверием к Кафуру потому что тот оказывался под рукой каждый раз и каждый раз невероятно был полезен султану. Он быстро сделал карьеру при дворе и в военных походах, и не раз выказывал султану свои необыкновенные способности в качестве мудрого советника и талантливого главнокомандующего. К 1306 году Кафур уже носил звание barbeg, которое использовалось для обозначения камергера, одновременно занимающего должность военного командира. К 1309-10 годам он стал iqta (административный управляющий) Рапри в современной Харьяне.

Кафуру удалось буквально поразить воображение султана Алауддина. Между ними возникла глубокая эмоциональная привязанность. Во время своего правления (еще до его болезни) Алауддин был влюблен в Кафура, выделял его среди всех своих друзей и помощников. А когда Алауддин заболел, его привязанность к своему слуге перешла все границы. Так летописец Зиауддин Барани (1285-1357) писал: «В те четыре или пять лет, когда султан терял память и свои чувства, он глубоко и безумно был влюблён в Малика Кафура. Алауддин возложил контроль над правительством и управление подданными на плечи этого талантливого, гениального, но неблагодарного содомита».

Основываясь на описании Барани, ученые-гомосексуалисты Рут Ванита и Салем Кидваи считают, что Алауддин и Кафур были в гомосексуальных отношениях. В то время как историк Банарси Прасад Саксена утверждает, что в последние годы своего правления Алауддин был влюблен в Кафура, но близость между ними не была сексуальной.
В 1308 г. Малик Кафур оказал помощь султану, когда тот направился на завоевание Варангала. Осада была трудной. Но в 1310 г. Пратапарудра II Какатья сдался, выплатил громадную контрибуцию и согласился платить дань султанату. Среди прочей добычи Малик Кафур привез султану знаменитый алмаз Кохинур, который оставался в сокровищнице правителей Дели до 1739 г., когда его захватил Надир-шах, правитель Персии. После смерти Надира Кохинур оказался у Ахмад-шаха, основателя афганского государства, потом попал в сокровищницу махараджи Пенджаба Ранджит Сингха. Англичане, оккупировав Пенджаб в 1849 г., захватили и этот алмаз, и Ост-Индская компания преподнесла его королеве Виктории. С тех пор пошла поговорка: «Индия — самый крупный алмаз в короне Британской империи».

В 1310-1311 гг. состоялся третий поход Малика Кафура на юг. На сей раз пришла очередь Хойсалов и Пандьев. Правитель государства Хойсалов Баллада III не ожидал нападения и не оказал серьезного сопротивления. Столица г. Дварасамудра была разграблена. Баллала согласился платить дань. Без сопротивления пала и столица Пандьев г. Мадурай. Там была захвачена еще более богатая добыча. Малик Кафур дошел до Рамешварама — священного города вишнуитов и шиваитов на мысе полуострова, выдающегося в сторону Шри Ланки. Его постигла та же участь. Почти вся Индия принадлежала султанам Дели. Это было второе (после времени Ашоки) политическое объединение всего субконтинента. Объединение продержалось еще несколько лет, но затем Индия вернулась к своему обычному состоянию политической раздробленности.

В последние годы жизни Алауддин болел, попал в полную зависимость от Малика Кафура. Знать была недовольна всевластием временщика. Начались восстания в разных частях страны. Старый султан наблюдал постепенный распад государства, созданного неимоверными усилиями. После смерти Алауаддина 2 января 1316 г. Малик Кафур посадил на престол младшего сына султана Шихабуддина Умара. Но недовольство зрело, и знати удалось убить Кафура.

Jim Sarbh

Джим Сарбх невероятно эффектен в изображении своего неоднозначного героя. Он с готовностью исполняет любые желания Алауддина как преданный слуга, независимо от того насколько они жестоки, безумны или опасны. Его недвусмысленное влечение к Кхилджи может соперничать лишь с безумной жаждой последнего обладать чудесной красавицей Падмавати. Он следует за хозяином как тень, втайне подглядывает за его любовными утехами, сопровождает в бою и даже, как жена, наряжает его на дипломатические встречи. Малик постепенно становится для Кхилджи фактически дороже жены Мехрунисы. Но при этом Джим Сарбх полностью избегает стереотипов в изображение как злодейства, так и нетрадиционной ориентации. Его персонаж богат на разнообразные оттенки, хотя тёмные и зловещие в них, конечно, превалируют. Вместе с Алауддином они составляют по сути гармоничную пару, поскольку хорошо понимают друг друга и отлично осознают свою идейно-психологическую общность и в то же время отличие от остальных окружающих их людей. Эдакая парочка гениальных социопатов, коварных интриганов и хитроумных политиков.

(с) Падмини

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook

7 thoughts on “Кино и история. Малик Кафур / Malik Kafur

  • Падмини
    7 июня, 2018 в 18:21
    Permalink

    Всем, пожалуйста!

    Одна из замечательных черт «Падмавата» Бхансали в том, что герои только на первый взгляд кажутся черно-белыми/ хорошими-плохими. А внимательно присмотревшись, оказывается, что у положительных героев есть неприятные и/или спорные черты характера, а у злодеев, весьма привлекательные и даже в чём-то положительные. Совсем как в жизни. yes

    27+
  • Milavina
    7 июня, 2018 в 12:41
    Permalink

    good Здорово придумано,и смайлы тут и (остальное для чего не знам) smile

    26+
  • Milavina
    7 июня, 2018 в 12:39
    Permalink

    Спасибо,Падмини! Очень интересная и познавательная статья!
    Персонаж действительно очень шикарный получился good причем,согласна с Эвелиной,намного колоритней «девчачьего» Ротана Сингха laugh

    15+
  • Pol
    7 июня, 2018 в 10:17
    Permalink

    Гость , зато там музыка классная!

    21+
  • Evelina
    7 июня, 2018 в 09:37
    Permalink

    Малик Кафур — очень красочная фигура и сыграна бесподобно.
    И в совместных сценах с Алауддином это действительно что-то особенное, от обоих буквально искрится энергия. По крайней мере, мне Малик Кафур показался намного выразительней,
    чем тот же многоупомянутый Ратан Сингх…

    23+
  • Avatar
    7 июня, 2018 в 09:28
    Permalink

    Pol написал(а):

    Исторические фильмы нельзя смотреть без предварительной подготовки. Обязательно нужно немного изучить контекст событий. Это добавляет интереса к сюжету.

    Только это не касается «Мохенджо-Даро» Ритика. laugh
    Там если учить историю, то от фильма хочется блевать. bad

    13+
  • Pol
    7 июня, 2018 в 08:42
    Permalink

    Падмини, чрезвычайно интересно! Спасибо!
    Читая такой материал, для себя я сделал интересный вывод. Исторические фильмы нельзя смотреть без предварительной подготовки. Обязательно нужно немного изучить контекст событий. Это добавляет интереса к сюжету. Так, Малик Кафур стал совершенно необходимым персонажем в фильме. А Алауддин совершенно не однозначным негодяем.

    11+

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *