Junoon / Безумие. Рецензия Лорелии
Очень хороший фильм. Серьёзный. Думаю, такими фильмами сложно развлечься, но вот для собственного развития – вполне подходит.
Шьям Бенегал вообще один из замечательных режиссеров индийского кинематографа. Он известен тем, что снимал т.н. параллельное кино. Это фильмы, коренным образом отличающиеся от болливудской масалы, отличающиеся жизненностью и реалистичностью.
В данном случае, «Безумие» является исторической драмой, снятой в реалистичном ключе. Здесь нет никаких танцев-плясок, даже намёка на них (за исключением телодвижений безумного пророка, но такое можно увидеть и в западном кино). Хотя песни имеются в наличии, но они логически увязаны с происходящим действом, умело вплетены в канву, разворачивающегося сюжета. Они не только не избыточны, но скорее служат необходимыми элементами и дополнительными звуковыми красками этой кинокартины.
Масштабные панорамные батальные съёмки боёв между сипаями и английскими войсками. Яркая актёрская игра : Шаши Капура, Насируддин Шаха, Шабаны Азми, Дженифер Кендал. Красивая закадровая съёмка.
Есть конечно у фильма и недочёты, но положительные качества для меня перевесили существенно.
Фильм о восстании сипаев против англичан и невозможной любви девушки-англичанки и индийского мусульманина патхана Джаведа.
Я так думаю, что эта история неоднократно служила материалом для сценариев иных болливудских и южноиндийских фильмов, естественно переработанная в традиционном коммерческом масальском исключительно развлекательном ключе. В качестве примера можно привести «Кисну» и «Мадрасапаттинам».
Очень хорошо подобрано название фильма – «Безумие». Действительно это ключевое слово для данной кинокартины, повествующей о безумных поступках человеческих. Причём безумие здесь выступает как бы в трёх ипостасях.
1) Безумный пророк, живущий у стен мечети, который погружается в экстаз при звуках суфийских песен кавалли. Именно он предсказывает взятие города повстанцами, возвращение и торжество англичан и любовь Джаведу.
2) Безумен сам ход исторических событий, которые в этой кинокартине не просто служат декорацией, но важнейшими событиями в жизни индийского народа и главных героев. Любое восстание – это насилие, кровь, смерть, жестокие убийства очень многих ни в чём не повинных людей, страдание безвинных. И подавление восстания, которое часто топится в реках крови – есть такая же жестокость, которая совершается к тому же со стороны иноземных захватчиков.
3) Безумием является и любовь мусульманского патхана к девушке-англичанке. Это даже не любовь. Это страсть, всепоглощающая, всепожирающая, сжигающая изнутри как огонь. Страсть, которая не может быть осуществлена и в силу своей невозможности убивает смысл жизни мужчины, толкает его на поиск смерти.
Но это страсть достойного и благородного человека. Страсть патхана, верного своему слову, даже с риском потерять самое дорогое в своей жизни.
Очень интересно показано зарождение любви у Рут – той самой молоденькой англичанки. Вначале она панически боится Джаведа. Он для неё воплощение насилия и жестокости индийцев, какое-то жуткое чудище. Но постепенно, попав к нему в дом, она замечает иные стороны характера и внутреннего мира этого человека, и они покоряют её.
История любви, в которой почти не было слов. История любви без единого прикосновения. Подумать только! Ведь были же когда-то такие времена, когда это оказывалось возможным! История любви, в которой двое лишь смотрят друг на друга, да и то часто недолго и украдкой. История любви, где разговор двоих идёт лишь одними взглядами, кто любил когда-либо конечно же поймёт, каково это смотреть в глаза самого дорогого на свете человека и сколь много для себя там можно прочитать…