Jodhaa Akbar / Джодха и Акбар.Рецензия Тиллоттамы
К этому фильму я шла долго. Так уж вышло, что имена Ритика, Айшварьи, Ашутоша скорее заставят меня отказаться от просмотра, чем наоборот. К тому же, первые рецензии на фильм были очень разгромные. То есть высоких ожиданий он не оправдал. И я рада, что не посмотрела его сразу после премьеры. Думаю, разгромила бы в пух и прах за излишнюю прямолинейность, слишком уж киношную для «исторического фильма» любовную линию и полнейшую предсказуемость.
Но вчера я село смотреть Jodha Akbar, заранее настроившись, что будет длинно, скучно и тягомотно. В итоге все три часа просидела с комком в горле. Господи, красота-то какая! Красивые герои, красивые съемки, красивая музыка. Снято потрясающе. Только слегка вздохнешь от батальной сцены со слонами, как голова начинает кружиться при виде роскоши могольских дворцов. Суфийский транс, обнаженный Ритик с мечом, горы и пустыни. Впечатление от всего этого остается колоссальное. И за такую невероятную зрелищность я прощаю поверхностный историзм.
Актеры и их герои:
Внешне Ритик Рошан
— редкий пример человеческого совершенства. Такого, какой мы привыкли встречать в античных статуях. Наверное, поэтому его часто называют холодным, неживым и прочее. Потому что такую красоту легче принять в мраморе, чем в плоти и крови. Я сужу по себе — если юный Ритик вызывал во мне щенячий восторг и подростковую влюбленность, то теперь на его зрелую красоту я любуюсь как на произведение искусства, получая полное эстетическое удовольствие. И его уродливый палец… — это словно намеренный каприз природы, чтобы оттенить безупречность всего остального.
Ритик Рошан-актер вызывает смешанные чувства. В большинстве фильмов он мне скорее не нравится. Но есть крайне удачные попадания в образ («Ты не одинок» или Dhoom 2). Впечатления от Акбара тоже половинчатые. Мне понравилось, как Ритик вошел в роль. Осанка, жесты, голос — императорские. Статность, спокойная уверенность, благородство — то, как я себе представляю настоящего правителя. Но психологически Ритик все же был не тем Акбаром, которого можно представить даже по поверхностным данным. В Акбаре, мне кажется, была глубокая мудрость. Как известно, он изучал философию и священные книги всех индийских религий, навещал известных святых. На ритиковском Акбаре нет этого отпечатка, нет того, за что Акбара называли индийским Соломоном. Есть доброта, доля чувствительности и искренность, но нет глубины сознания, нет подлинного величия. Говорят, «чтобы сыграть великую роль, нужно самому быть великим». Великой роли не получилось. Хотя возможность, как мне кажется, была.
Айшварья Рай — о ее внешности могу только повторить то, что сказала выше о Ритике. Я всегда смотрела на нее, как на Мону Лизу. Все говорят: «Она прекрасна!» и я соглашаюсь, но эта красота живет где-то там, далеко от меня, и мне от нее, в общем-то, ни горячо, ни холодно.
Как актрису я оцениваю Айш очень низко (уж простите меня, поклонники), но в некоторых фильмах она терпима. «Джодха и Акбар» пополнила их список. Прежде всего, наверное, потому, что такие независимые, гордые характеры у Айшварьи всегда лучше всего получались (Паро из «Девдаса» — любимая роль для меня). И к тому же на образ Джодхи не возлагалась большая нагрузка, для общего «исторического» фона она не имела особого значения. От этого некоторые неправдоподобные перегибы (уж слишком большое свободолюбие для женщины из индийского средневековья) смотрятся довольно естественно.
Музыка Рахмана, к удивлению, отторжения не вызвала. Обычно я такие древние национальные мотивы усваиваю с трудом. Но в этот раз мелодии только добавляли колорита к волшебной атмосфере древней Азии.
Я смотрела Jodha Akbar как одну из сказок Шахерезады. Сказку о добром и заботливом правителе. Сказку о коварных царедворцах и прекрасной царевне. Сказку о разлуках и испытаниях, но у которой обязательно будет счастливый конец.