Jab Tak Hai Jaan / Пока я жив. Рецензия Katrin
Немного о том, как я готовилась к просмотру фильма. Во-первых, я целый день качала себе качество блюрей. Верите или нет, но ни один фильм в своей жизни я до сих пор не смотрела в этом качестве. И ни один фильм в жизни не ждала так сильно. Следила за новостями о съёмках фильма с самого их первого дня и до выхода фильма на экраны. Так сильно ждала, что в первый же день, в день премьеры, посмотрела экранку. Фильм вызвал тогда во мне разные, противоречивые эмоции, но однозначно тронул. Однако, я не стала делать поспешных выводов и дала себе время, чтобы дождаться качества и перевода. И случилась одна маленькая вещь, которая меня поразила. Есть люди, которым нужно время, чтобы осмыслить фильм, как бы «выносить» его в себе. Моё же восприятие и понимание устроено по-другому. Я всегда пишу отзывы после просмотра фильма. И не имею привычки пересматривать. Даже любимые фильмы смотрю не больше раза в год. «Пока я жив» я дала время, только чтобы дождаться перевода и решить для себя, каков же мой окончательный вердикт. Но случилось чудо, если хотите. Сама того не заметив, я поняла, что именно также «вынашивала» внутри себя этот фильм, осмысливала чувства и поступки героев. Это меня удивило. Этот фильм не из разряда тех, которые поражают меня с первого взгляда, однако, что-то медленно и неуловимо проникало внутрь, и постепенно вырастало в нечто большее. Что это, объяснить не могу. Просто, наверное, впервые в жизни, я так осмысливала фильм.
Фильм о любви, вечной и настоящей. Фильм-размышление. Фильм, затрагивающий многие вопросы, но не на все дающий ответы. Наверное, кому-то понятно ожидание Миры и Самара сроком в 10 лет. Мне не очень. Да, Мира хранила обещание, которое дала. Но ведь, по сути, и оно было нарушено спустя 10 лет. Кстати, довольно немалый срок. И Самар не поплатился за это… Хотя, как сказать, жить без любимой так долго, надеясь каждый день на исполнение того, о чём он заявил Богу и заживо умирать без неё, что может быть хуже. Как человеку верующему, мне непонятны клятвы Миры. Я не осуждаю её, потому что не исключаю того, что есть люди, которые так живут. И я тоже практически каждый день о чём-то прошу Бога, но никогда не даю клятв взамен. Я где-то читала, что человеческая благодарность самое главное вознаграждение для Господа, так что я всегда обхожусь простым «спасибо». Однажды, когда я сломала руку, мои родители испугались за меня, и сказали, что нужно обречься, и если со мной всё будет благополучно, сходить в церковь, поставить свечку и поблагодарить Господа. Я так и сделала. Но давать клятвы и практически постоянно делать то, что делала Мира, мне это непонятно. Если бы она в фильме была показана очень религиозной, тогда – да. Но то, что было показано в фильме с её стороны, трудно назвать религиозностью. Нет, я её не осуждаю. Просто мне неведом такой подход. И мне это непонятно. А уж заявления Самара Богу и того ужаснее. Как я уже сказала, я человек верующий, и мне такие вещи кажутся ужасными и даже в некой мере богохульственными. Но в отличие от Миры, Самар в фильме скорее показан атеистом, хотя явно об этом нигде не упоминается. Так что поведение его героя хотя бы оправдано в данном контексте и более логично, на мой взгляд. Да, фильм однозначно оставил у меня вопросы. Какой смысл хотели вложить создатели и донести до зрителя? То, что нужно любить здесь и сейчас? Вряд ли. Иначе бы сценаристы фильма не заставили героев жить друг без друга столько лет. Тогда что же, напротив? Нужно ждать своего времени любить? Несмотря на все препятствия и преграды, которые сам себе может воздвигнуть человек? Скорее да, мне это ближе и кажется логичным. И ведь не зря в конце фильма звучат слова Акиры, которые мне очень нравятся, и в которые, как я думаю, и вложили всю суть фильма:
«Любовь, которая может сломать тебя, но вместе с тем не дает тебе развалиться на кусочки.
Любовь, которая создаёт расстояния, но в то же время сближает.
Любовь настоящая и бесконечная.
И я поняла, что если вы способны так любить, то Бог непременно даст вашей любви шанс.
Всё, что вам нужно сделать, это не сдаваться.
И ждать, ждать своего времени»
Думаю, что в свои 22 года, ещё никогда никого не любив по-настоящему, я пока не «доросла» до того, что понять глубоко заложенный смысл фильма. Возможно, спустя пару лет, моё восприятие его изменится, и я посмотрю на него совсем другим взглядом и пойму каждого из героев настолько, что у меня больше не останется вопросов.
Несмотря на всю неоднозначность и противоречивость моих чувств к фильму, он всё равно стал мне очень дорог. Почему? Потому что на данном этапе он дорог мне не наличием в нём такого сюжета, он дорог мне памятью о великом режиссёре Индии, Яше Чопра, он дорог мне моими двумя наилюбимейшими актёрами – Шахрукхом и Катриной. Это актёры, которых я люблю всем сердцем. И эта моя любовь к ним не поддаётся объяснениям, не поддаётся словам. Выход фильма на экраны был лучшим подарком на мой день рождения в этом году. Я так мечтала о том, чтобы мои любимцы однажды сыграли вместе и какая же радость, что это случилось. Я верила в их дуэт с самого начала. И они полностью оправдали ожидания. Честно, после «Жил-был Тигр» Катрины, я была очень разочарована. И страшно боялась разочароваться в «Пока я жив». Думала даже, что если меня постигнет разочарование, то я перестану смотреть индийское кино. К счастью для меня, всё случилось с точностью да наоборот. Катрина-Шах в паре понравились безумно, история любви поразила, а сам фильм заставил плакать. Весь фильм на глазах были слёзы.
Шах – мастер своего дела. И он был одинаково хорош и убедителен и в той, и в другой ипостаси. Но его майор Самар Ананд покорил моё сердце. Некоторые сцены берут за душу. В больнице, когда он беспомощно смотрит на Миру, пытаясь всё вспомнить, но не может.
Катрина, на мой взгляд, здесь проявила другую, новую грань своего таланта. Я знаю, что кто-то сейчас посмеется над моими словами и скажет «Какая к чёрту грань?» А такая. Когда я открыла её для себя в «Нью-Йорке» во мне что-то перещёлкнуло. Она открылась для меня, как актриса. Я увидела, насколько искренней она может быть, насколько нежной и чувственной, насколько глубокой. Однако, эту глубину в ней режиссёры раскрывают почему-то очень медленно. Пока я два месяца размышляла о фильме, то вдруг в какой-то определённый момент поняла, что никого не могу представить в фильме на месте Катрины. Приянка, подумала я? Нет, получился бы совсем другой фильм. А Кэт она идеальный выбор для этой роли. Почему? Потому что в жизни она душевный, но сдержанный человек. Её героиня Мира во многом такая же. Поэтому Катрина исполнила роль, как того и требовало. Сцены с её участием, которые мне запомнились и поразили: её мольба на коленях о спасении любимого и обещание навсегда оставить его. Сколько бы раз я не пересматривала этот момент, всё время не могу сдержать слёз. Сцена в больнице, когда она встречает Самара спустя 10 лет. На мой взгляд, это очень тонкая, очень сильная сцена, и Кэт, и Шах великолепно «вынесли её на своих плечах». Её захлестывают чувства, как она жила в дали без него 10 лет… а он ничего не помнит… и для него нет той ненависти, злости, боли, всего этого, что он испытал после расставания, для него весь его мир Мира. Здесь и сейчас. Ещё одна сцена в больнице, когда она вынуждена солгать Самару. Это тонко. Просто не передать словами. Сцена в церкви. Заключительная сцена на мосту.
Не забыла я и об Анушке Шарма. К слову говоря, одна из моих любимец и актрис, которой я очень симпатизирую. В Анушке есть талант, и здесь она справилась на ура, но мне кажется, что вся «задористость и жизнерадостность Акиры» похожа на её предыдущие роли. Увы! Если же не сравнивать, то сыграла хорошо. Было много сравнений в пользу Анушки, а не Кэт, мол сыграла лучше, искреннее. Я хочу сказать, что у них абсолютно две разные роли, и они абсолютно две разные актрисы. Как можно сравнивать день и ночь? Они обе по-своему прекрасны. Но назначение у них разное. То же самое и здесь. У Катрины был в арсенале весь «задор» Анушки в фильме «Невеста моего брата». Здесь другая роль, и другое исполнение. А вот справилась ли бы здесь Анушка с ролью Катрины, я сомневаюсь. По-моему, Ану – актриса одного жанра, романтично-комедийного. У неё хорошо получается передавать эмоции. Но они выглядят одинаковыми из фильма в фильм. Люди говорят, что у Ану с Шахом потрясающая пара и Ану – замечательная актриса. Однако, в их первом совместном фильме «Эту пару создал Бог«, большинством зрителей Ану была описана «блёклой, серой мышью» непонятно, что делающей рядом с Шахом.
Саундтрек и клип, который трогает меня до слёз, это Saans. Для меня шедевр. Хотя весь альбом вышел довольно неплохим, мелодичным.
Смотреть или не смотреть дело каждого. Я не буду ничего советовать. Просто поделилась своими чувствами и впечатлениями со всеми вами. Надеюсь, что вас фильм тронет так же, как и меня.