«Избавились ради собственности»: печальная судьба актрисы Прии Раджванш
Яркая находка режиссёра Четана Ананда — Прия Раджванш, была высокой, стройной и элегантной актрисой. Помимо нестандартной индийской красоты она стала первой индианкой, которая прошла обучение в Королевской академии драматического искусства в Лондоне.
Настоящее имя Прии — Вера Сингх. Она родилась 30 декабря 1936 года в Джелуме (ныне Пакистан). Ее отец Сандер Сингх работал в лесном департаменте, но раздел страны в значительной степени затронул ее семью. Они чудом остались живы и бежали в Шимлу, где девочку отдали в эксклюзивную школу. Прия усердно училась и стала одной из самых ярких учениц, с 9 лет выступая на сцене в знаменитом Театре Шимлы.
Первой ее работой была английская пьеса «Мир без мужчин». Ее игра была настолько выдающейся, что Прию сразу признали «Лучшей актрисой». Плюс ко всему девочка отлично училась и в 13 лет сдала Кембриджский экзамен для старших классов. В школе она также пользовалась популярностью и была старостой в классе. В 1956 году она с отличием окончила колледж.
Однажды во время одного из своих приездов в Шимлу актер Балрадж Сахни увидел Раджванш в спектакле. Он был так тронут ее игрой, что поехал прямо к ее отцу и умолял его отправить дочь в Королевскую академию драматического искусства в Лондоне для обучения актерскому и сценическому мастерству. Ее прогрессивные родители, знавшие склонности своей дочери, сразу же последовали совету Балраджа и отправили ее в Лондон.
Четыре года Прию учили современному актерскому мастерству, технике пантомимы, постановке голоса, гриму и постановке сцен. Во время своего пребывания в Лондоне она также подрабатывала на радио и телевидении. Немного проработала моделью в Великобритании и Вене, где ее старший брат работал в Комиссии по атомной энергии.
Поверите ли вы, что режиссёр Четан Ананд (брат Дева Ананда и Виджая Ананда) выбрал ее на роль героини в своем фильме, даже не встречаясь с ней? Продюсер, который представил зрителям актрис Камини Каушал и Калпану Картик, искал новое лицо для своих проектов. Один из его друзей сообщил, что знает в Лондоне об индийской девушке, которая очень любит кино и умеет играть.
Четан попросил ее фотографию, а когда увидел, то понял, что его поиски подошли к концу. Он сразу же попросил ее приехать в Индию. Режиссёр, лучше всех умевший подбирать имена, дал ей псевдоним Прия Раджванш. Так Вера Сингх получила новое имя.
Ананд намеревался снять драму «Неверный / Kafir», где Прия Раджванш играет роль мусульманки, влюбленной во врача-индуса. Главную мужскую роль он думал сыграть сам. Действие ленты должно было развернуться на фоне раздела страны, а роли второго плана исполнить Гита Бали, Притибала и Васи Кхан.
Прия Раджванш, которую готовили к дебюту, в интервью 1960 года сказала: «Мне поступило несколько предложений о замужестве, но я пока отклонила их все, так как мечтаю стать успешной актрисой. Я уверена, что смогу ей стать, потому что очень настроена на это. Опыт, полученный в Лондоне, дал мне достаточно смелости, чтобы зарабатывать на независимую жизнь. Брак может подождать. К счастью, у меня есть понимающие родители, которые верят в меня».
Однако по непонятной причине фильм так и не был выпущен на экраны, а первой ролью Прии стала военная драма «Подлинное событие / Haqeeqat» (1964). Фильм стал хитом и на сегодняшний день считается одним из лучших индийских фильмов о войне.
Четан Ананд стал для Прии Раджванш не только наставником, но и близким человеком. После расставания с женой они начали жить вместе. Прия была на много лет моложе Четана (по одним данным, разница в возрасте у них была 21 год, по другим — 24). Но это не мешало им пойти против устоев общества. Актриса хотела выйти замуж, но режиссёр все время повторял: «Пусть мальчики подрастут». От первой жены Умы у него было двое детей. Позже Ghbz смирилась с ситуацией и уже не думала о браке.
Раджванш приняла решение работать только с Анандом и участвовала во всех аспектах создания фильмов — от написания сценария и диалогов до текстов песен и пост-продакшена. Она хорошо разбиралась во многих аспектах кинопроизводства, любила искусство и литературу. После выхода фильма «Хир и Ранджа» ведущие режиссеры Радж Капур и Сатьяджит Рай предлагали Прие свои фильмы, но она всем отказывала.
Несмотря на то, что она была очень талантливой актрисой, ее английский акцент и западная женственность не понравились индийской публике. На самом деле, она стала приятной переменой для зрителей, привыкших видеть стереотипную героиню на экране. Она была эксклюзивной и элегантной. Актрисой со своей харизмой.
Преданность, которую они с Четаном Анандом испытывали друг к другу, достойна восхищения. В фильмографии Прии всего семь проектов, среди которых «Хир и Ранджа» (1970), «Ревизор» (1977), «Обратная сторона любви» (1981), «Игрушки судьбы» (1986). Но даже семи фильмов в которых снялась актриса, более чем достаточно, чтобы ее имя всегда сияло в анналах индийского кино.
Да, Прия Раджванш была уникальной во всем, что она делала. К сожалению, ее судьба оказалась очень печальной. После ухода из жизни Четана Ананда в 1997 году она унаследовала часть его имущества вместе с его сыновьями от первого брака.
27 марта 2000 года они с ней расправились в собственном доме. Виновниками были признаны двое сыновей Четана Ананда: Кетан и Вивек, а также их помощники Мала Чоудхари и Ашок Чиннасвами. Их мотивом стало право на наследование ею собственности Четана. Сыновья режиссера хотели продать дом, но Прия не соглашалась. Четверо обвиняемых были осуждены и приговорены к пожизненному заключению в июле 2002 года. Тогда братья Ананды еще не знали, что все равно не смогли бы продать бунгало, потому что отец только арендовал недвижимость на 100 лет и не был собственником.
Мила — Bollywoodtime