История любви индийской актрисы Девики Рани и русского художника Святослава Рериха: роман на всю жизнь
Для индийского посетителя Московского государственного музея Востока одним из самых ярких образов является изображение красивой и элегантной женщины в сари. Многие из нас, родившихся через несколько десятилетий после обретения Индией независимости, не сразу поймут, что женщина на картине — Девика Рани Рерих, которая была широко известна как «первая леди индийского кино».
Девика Рани — актриса, продюсер и певица, супруга российского художника Святослава Рериха. Она вошла в мир индийского кино случайно, после того, как во время учебы в Лондоне встретила продюсера Химаншу Рая. Позже она вышла за него замуж и достигла в Болливуде больших высот, играя в фильмах и открыв вместе с мужем киностудию Bombay Talkies. Она продолжала снимать популярные фильмы после смерти Химаншу Рая в 1940 году.
Девика Рани во многих смыслах стала первопроходцем в индийском кино, превратившись в звезду первой величины сразу после выхода фильма «Карма» (1933).
Роман на всю жизнь
«Общая беседа / Hamari Baat» (1943) — последний фильм, в котором она снималась. Роль второго плана в нем исполнил тогда еще неизвестный актер Радж Капур. Год спустя, работая над созданием «Jwar Bhata» (одного из первых фильмов Дилипа Кумара), она познакомилась со Святославом Рерихом.
Сын художника, философа и писателя Николая Рериха, Святослав, уже был сам по себе известным художником. Девика посетила студию Святослава Рериха в поисках художника для оформления декораций ее последнего фильма.
Эта встреча изменила всю ее жизнь. Между индийской красавицей и русским художником сначала завязалась прочная дружба, а через год они поженились. Вместе они прожили почти 50 лет.
Святослав жил в долине Кулу. Когда она выходила замуж, последователи всех 365 деватов (местных богов) долины послали своих представителей на встречу с Девикой. Местные жители пели, танцевали и бросали цветы на паланкин, в котором несли невесту.
Затем Девика Рани переехала в Кулу, полностью отказавшись от кинокарьеры. Ее пребывание в долине было относительно недолгим, так как через четыре года пара переехала в Бангалор. Однако люди и пейзажи долины Кулу оставили неизгладимый след в ее жизни.
«Кулу был домом для Святослава, его родителей и брата Георгия», — рассказывала Рани в 1980-х годах. «И самые красивые пейзажи… Гималаи … снег в горах и весенние цветы… Он стал нашим домом, моим домом. Там ко мне относились как к дочери. А Святослав, помимо того, что был моим мужем, был действительно хорошим другом».
Усадьба Татагуни
Пара покинула Кулу в 1949 году и поселилась в большом поместье Татагуни на окраине Бангалора. Девика руководила встречами Святослава, участвовала в организации его выставок картин в Индии и за рубежом, а также принимала участие в создании Художественной галереи Николая и Святослава Рерихов в имении Рерихов в Наггаре.
Ее сильная поддержка и вдохновение позволили Святославу Рериху сосредоточиться на искусстве и создать прекрасную серию гималайских и южноиндийских пейзажей и изысканных портретов, в том числе портретов Девики Рани, наполненных любовью и привязанностью.
Святослав Рерих принял индийское гражданство и всю оставшуюся жизнь прожил в Бангалоре. Его популярность среди индийской элиты была такой, что три его картины украшают Центральный зал индийского парламента. Это портреты Джавахарлала Неру, Индиры Ганди и Сарвепалли Радхакришнана.
Хотя пара вела, в основном, затворнический образ жизни в Бангалоре, они были частью культурной и художественной жизни Индии. Пара посвятила много времени и энергии развитию Karnataka Chitrakala Parishath — одного из самых известных культурных комплексов Бангалора. В комплексе 18 галерей, 13 из которых состоят из постоянной коллекции картин, скульптур и народного творчества, а другие галереи сдаются в аренду для выставок работ известных художников.
«Она была одной из самых красивых женщин своего времени», — сказал в интервью изданию Bangalore Mirror друг семьи Р. Девдас .
В 1990-х здоровье пары ухудшилось. Святослав Рерих скончался в 1993 году, а Девика Рани умерла годом позже. Имущество бездетной пары стало предметом широкого судебного разбирательства. В конце концов Верховный суд Индии вынес решение в пользу правительства Карнатаки, которое заявило права на владение площадью 468 акров.
Поместье Татагуни планируют превратить в музей и культурный центр с постоянной галереей картин Святослава Рериха. Остается только надеяться, что усадьбу можно будет восстановить в том виде, в котором она была в период своего расцвета, и что она будет иметь такую же безмятежность и духовные вибрации, что и родовое имение Рерихов в долине Кулу.
Мила — Bollywoodtime