Индия и «Оскар 2024»
Похоже, Индия снова готова блеснуть на сцене «Оскара». На этот раз с получившей признание критиков малаяламской драмой Джуда Энтани Джозефа «2018: Каждый — герой» (2018: Everyone Is A Hero). Она заняла желанное место в качестве официального представителя Индии на премию «Оскар-2024» в номинации «Лучший международный фильм».
В фильме рассказывается история разрушительных наводнений 2018 года, прокатившихся по штату Керала. В нем переплетаются судьбы нескольких человек, пострадавших от непрекращающихся дождей. Главную роль исполняет Товино Томас. Проект добился замечательного успеха в прокате, а критики и зрители высоко оценили игру актеров и повествование.
Процесс отбора индийских фильмов на премию «Оскар» не менее драматичен, чем сами фильмы. Федерация кино Индии (FFI) каждый год собирает отборочную комиссию, перед которой стоит задача найти кино, которое лучше всего отражает кинематографическое мастерство страны.
В этом году в шорт-лист FFI вошли 22 фильма, в том числе весьма спорная «История Кералы» Судипто Сена, которая, что интересно, вышла на экраны в тот же день, что и «2018».
Помимо них на «Оскар» рассматривались:
1. Vaalvi (Термит, маратхи),
2. Gadar 2 (Беглецы 2, хинди),
3. Balagam (Знакомые и родня, телугу),
4. Dasara (Дасара, телугу),
5. Zwigato (Доставщик, хинди),
6. The Storyteller (Рассказчик, хинди),
7. Rocky aur Rani Kii Prem Kahaani (Роки и Рани. История любви, хинди),
8. Music School (Музыкальная школа, хинди),
9. Mrs Chatterjee Vs Norway (Миссис Чаттерджи против Норвегии, хинди),
10. Ghoomer (Гхумер, хинди),
11. Viduthalai: Part 1 (Освобождение: часть 1, тамильский),
12. Baap Layak (маратхи),
13. 12th Fail (12-й провал, хинди),
14. Ab Toh Sab Bhagwan Bharose (хинди).
Несмотря на богатую кинематографическую историю Индии, она никогда не получала премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Однако несколько индийских фильмов прошли в финальные номинации, в том числе «Мать Индия» (1957), «Салам, Бомбей!» (1988) и «Лагаан: Однажды в Индии» (2001).
Процесс отбора претендентов на премию «Оскар» от Индии часто вызывает споры. Критика, в основном, направлена на то, что комиссия отдает предпочтение фильмам, предназначенным для американской аудитории или склоняется к артхаусному кино.
Так, в 2013 году «Ланчбокс» вычеркнули из списка в пользу «Хорошей дороги», а в прошлом году вместо «Рядом ревет революция» С.С. Раджамоули был выбран «Последний киносеанс».
Несмотря на то, что «РРР» не был официальным выбором, он получил первый в истории Индии «Оскар» в категории «Лучшая оригинальная песня» — Naatu Naatu композитора М.М. Киравани.
В этом году FFI под руководством Рави Коттаракара поддержала фильм «2018», надеясь, что он произведет большой фурор на церемонии вручения.
В прошлом году Индия получила три номинации «Оскар» в различных категориях и уехала с двумя наградами.
1. Naatu Naatu — победитель в категории «Лучшая оригинальная песня».
2. Фильм Картики Гонсалвес «Заклинатели слонов» победил в категории «Лучший документальный (короткометражный) фильм».
3. Фильм Шонака Сена «Все, что дышит» вошел в шорт-лист в категории «Документальный художественный фильм».
96-я церемония вручения премии «Оскар» планируется в прямом эфире на канале ABC 10 марта 2024 года. Будете «болеть» за Индию?
Мила — Bollywoodtime
Нет, в шорт-лист из 15 номинантов фильм ожидаемо не попал. Ожидаемо — потому что для получения номинации нужно проделать колоссальную работу. От выбора подходящего кандидата, до продвижения этого кандидата в мировом кинематографическом и медийном пространстве.
Выбор — краеугольный камень, тут нужно обладать соответствующей компетенцией, быть в теме, держать руку на пульсе мировых кино-трендов. Что отправлять на Оскар? Авторское кино или блокбастер со звездами? Типичный местный фильм или фильм, адаптированный под западную аудиторию? Судя по систематическим неудачным попыткам попасть в номинанты, а также по приведенному в статье списку претендентов, этой самой компетенции у индийской отборочной комиссии явно недостаточно.
Продвижение — это, к примеру, обязательное участие в течении года в международных кинофестивалях (Сандэнс, Берлинале, Канны, Торонто, Венеция…). Именно там начинают свой путь большинство будущих номинантов и победителей Оскара, особенно в последнее время. Либо, как альтернатива, успешный международный кинопрокат. А также всевозможные мероприятия, ланчи, специальные пресс-показы. Главное: о фильме должны знать за пределами страны.
Обидно, что такая великая самобытная киноиндустрия, обладающая многомиллиардной аудиторией и удивительным региональным разнообразием, никак не может правильно себя подать и проявить на крупнейшем мировом кинофоруме.