Harishchandrachi Factory / Фабрика царя Харишчандры. Рецензия Лорелии
Вообще я терпеть не могу комедии. Причём любые! Предпочитаю кинофильмы очень серьёзные с глубоким смыслом и неоднозначным подтекстом.
Большинство комедий у меня не вызывает даже улыбки, а только досаду и раздражение, иногда даже вовсе злость, кажутся откровенно тупыми и глупыми. Но этот фильм стал одним из немногочисленных исключений. И я очень благодарна Aeryn за её рекомендацию и настойчивость в борьбе с моим нежеланием смотреть это кино.)))
Над этим фильмом я смеялась от души, громко в полный голос и после себя он оставил очень хорошее настроение, множество позитивных эмоций и яркий свет в душе.
Итак…
Из искры возгорится пламя или фильм о фильме
Какое милое, доброе, во всех смыслах позитивное светлое, радостное и в то же время осмысленное кино!
Это нетрадиционный индийский фильм. Это скорее чрезвычайно качественный и в то же время очень лёгкий и душевный арт-хаус. Настоящее искусство. Тут нет общепринятых песен, нет танцев, нет душещипательной истории, от которой мокнут глаза и текут слёзы. Здесь нет безумной любви до гроба. Здесь даже нет гламурно прекрасных актёров с китчевым мейк-апом. Зато здесь есть неординарная история, нашедшая буквально-таки оригинальное и такое душевное воплощение в актёрской игре, режиссерской и операторской работе.
Очень живые герои, такие натуралистичные и забавно-нетипичные одновременно. Играют актёры так искренне и бесхитростно, что восхищают до глубины души, несмотря на неказистую внешность. Местами действо фильма по атмосфере и типу съёмки приближается к немому кино началу 20 века, когда оно идёт в убыстрённом характерном темпе, с усиленной жестикуляцией и выразительностью под закадровую музыку и без слов. Это создаёт какую-то особую ауру всей наблюдаемой на экране истории, позволяет глубже погрузиться в атмосферу того времени.
Несколько слов нужно обязательно сказать и о закадровой музыке, которая хотя и звучит в качестве современной звукозаписи, но отображает вкусы и предпочтения именно тех лет и как бы служит дополнительным, но важным штрихом всей киноленты.
Фильм буквально пронизан юмором вплоть до каждого кадра, причём не типично индийским, который я обычно практически не воспринимаю, а каким-то общечеловеческим что ли. Юмор без насмешки, очень чистый, очень широкий, от души. Юмор без сатиры, без желания высмеять, юмор ради одной цели – ради радости в душах зрителей. Ради радости о чуде зажжённой искры, превратившейся со временем в огромное неугасимое пламя.
Этой искрой стал первый игровой фильм, снятый в начале XX века в ещё колониальной Индии. Фильм, которому было так сложно родиться и быть принятым национальной индийской публикой.
Но лично для меня это кино не только о том, как родилась одна из самых больших и развитых киноиндустрий мира. Для меня этот фильм много глубже.
Это кинокартина о мечте, ставшей реальностью. Это история об удивительном чудаке Пхальке, влюбившемся в «движущиеся картинки», в ожившую фотографию. О человеке, которого изначально все считали не в своём уме, помешавшемся на чудной и какой-то невозможной идее. Человеке, против которого было всё: люди, обстоятельства, финансы, общественное мнение. Это фильм о необыкновенном индийце, который смог преодолеть непреодолимое. У него не было денег, у него не было сторонников, он ничего собственно не знал о том, как можно сделать фильм. У него было только горячее желание осуществить свою мечту и безграничная вера в то, что однажды поразившее и восхитившее его чудо кинематографа сможет произвести впечатление и завоевать всю Индию.
Никто в него не верил, но Пхальке оказался прав! Он всем доказал на что способно искусство, поддерживаемое огнём энтузиазма и преданностью своему делу.
Ещё меня очень поразила героиня, супруга Пхальке. Сколько уже слов сказано об удивительной преданности индийских жён своим мужьям, сколько уже смотрено и прочитано мною на эту тему. И, тем не менее, такая безграничная вера в своего мужа, такая бескрайняя преданность и способность поддержать любую деятельность супруга даже тогда, когда всем остальным она кажется чистейшим безумием, меня всё ещё удивляет и восхищает. Думаю, не будь у Пхальке именно такой замечательной супруги, окажись его жена обычной сварливой женщиной, озабоченной исключительно материальными проблемами своей семью, ничего бы тогда у него вышло. Энтузиазм был бы задушен, мечта погибла бы ещё в самом зародыше, ради сохранения семьи, ради того, чтобы деток не сделать сиротами и т.п. Просто честь и хвала женщинам подобным Сарасвати, жене Пхальке, для которых собственное счастье неотделимо от счастья любимого супруга.
Этот фильм прямо-таки необычное явление, отличное от всего, что мне прежде доводилось видеть в индийском кинематографе. Это уникальная комедия, имеющая яркое и очень жизнеутверждающее воплощение истории одного чудака, ставшего поистине великим человеком.