Ghajini / Судья / Превозмочь себя. Рецензия Aeryn
«Мы — память, мы — память.
Мы — звёздная память друг друга!» (А. Герман)
Память. До сих пор все тайны памяти не раскрыты, учёные бьются над многими вопросами: почему мы помним, что именно забыли, а вспомнить этого не можем? Почему мы забываем одно, а другое – не можем забыть? Этот фильм не пытается найти ответы на подобные вопросы, он не ищет причин, представляя вниманию зрителя следствие…
Поначалу долго не могла понять, мне фильм нравится или нет. Носила его в себе, думала, и, кажется, наконец, увидела, поняла: фильм поделен на две части, две строго противоположные части, и грань между ними настолько чёткая, что иногда становится жутко…
При просмотре по ходу фильма у меня два этих плана вызывали противоречивые чувства…
Первый – герой без памяти, с короткими обрывками прошлого, он живёт лишь своими записями и фотографиями. Потрёпанный, временами отвратительный, с налитыми кровью глазами, напоминающий загнанного зверя. Иногда его поступков не понимаешь, не видишь поначалу цели, которую он преследует. Но последнее, что ещё держит его в этом мире — Госпожа Месть.
Второй – красивая благополучная жизнь директора преуспевающей телефонной компании. Эту его красивую жизнь вдруг навсегда разделит пополам одна мелькнувшая молнией встреча. Забавную «молнию» зовут Калпана. Красавица, трещотка, «весёлый колокольчик», добрая и нежная. В такую просто невозможно не влюбиться, тем более, если она сама тебе же в глаза станет рассказывать о вашей истории любви. Трепетные, забавно развивающиеся отношения, радость и лёгкая улыбка – всё это есть во второй части. Всё это почти заставляет подбежать к экрану и закричать что есть силы «Верните, верните им эту жизнь! Верните мне эту квинтэссенцию счастья!»
Из-за подобного строгого противопоставления мне хотелось вдруг вырезать все сцены мести Санджая, вообще удалить из фильма всю печаль и безысходность и оставить его насыщенным концентратом счастливой любви. Конечно, подумав, я понимаю, многое понимаю.
Есть ТОГДА и СЕЙЧАС. Есть солнечный свет, даже ночь какая-то светлая, теплота, нежность, радость. Это проникает внутрь тебя и это ты отпускать не хочешь. Потому что ты видишь жизнь героя, в которой есть ЛЮБОВЬ, не громкое слово, а забавное чувство, в которое он и сам рад погрузиться с головой.
Есть пасмурное небо, продолжительные эпизоды в полутёмной квартире, погоня за призраком прошлого на общем фоне тёмных тонов. Есть уже почти конец, умирание, лишь месть удерживает в жизни. И он, интеллигентный человек, глава известной компании, ничего не замечая, упорно идёт вперёд, искать даже сам точно не зная кого. Потому что память «перезагружается» каждые 15 минут, потому что единственное, что он помнит – это смерть, потому что в этой его жизни больше НЕТ ЛЮБВИ.
Сюжет постепенно замыкается, две линии сходятся, образуя круг ада, из которого герой может выбраться, лишь достигнув цели, что ему сделать будет нелегко…
Говорят, режиссёр этого фильма А.Р. Муругадосс что-то слышал о сюжете «Помни/Memento» 2000 года с Гайем Пирсом в главной роли, взял идею за основу и дополнил её деталями на свой взгляд и вкус. Потом уже Амир Кхан увидел этот тамильский фильм и уговорил режиссёра снять его на хинди с собой в главной роли. Думаю, у меня всё получилось правильно в плане хронологии выхода фильмов и их просмотра: когда-то давно видела «Помни», сюжет, несмотря на повелительное наклонение в названии, помню уже смутно. Перед «Превозмочь себя» его не пересматривала, чтобы не сбить впечатления. Версию на хинди ещё не смотрела, но теперь спустя время знаю наверняка, посмотрю. Тогда сложится в голове более-менее полное представление о воплощении этого сюжета.
Сурья – неотразимый и отвратительный, всё – проявления таланта.
Асин – «моя» актриса. Мне импонирует и внешность её, и манера держаться, и, не в последнюю очередь, исполнение роли.
Наянтара – не партнёр в фильме. От неё — ни понимания своей роли, ни соответствия действию, ни малейшей эмоции. Хотя её героиня вызвалась помогать, меня как зрительницу она могла лишь жутко раздражать. По доброте душевной ставлю «0», просто чтобы не уйти в минус.
Нелепыми показались танцевальные номера, неуклюжими и не к месту использованными в сюжете. Несмотря на то, что поёт Картик (всего лишь Oru Maalai) мне «прислушалась» и приглянулась лишь Rangola Gola в исполнении Шанкара Махадевана. Но всё же музыка фильма не стала для меня разочарованием, Харрис Джаярадж спас положение фоновыми зарисовками. Желание, стремление к счастью, душевная боль, свет, тьма, всё в ней, всё чувствуется и не может не затронуть душу…
В целом, ничуть не жалею времени этого просмотра, думаю, Вам тоже время фильма напрасно потраченным не покажется. Дайте ему шанс. Это серьёзное, честное усилие.
Что дарит израненной душе чистая детская улыбка? К своей чёткой цели Санджай шёл, превозмогая самого себя, преодолевая до сих пор непознанные трудности. Фильм даст ответ или, по меньшей мере, покажет, где искать ответа на навязчивые вопросы, которые, будьте уверены, начнут роиться в голове после «Превозмочь себя»…
P.S. Пакистанское кино не могло обойти вниманием такой сюжет, в итоге появился их римейк пародийного свойства. После того, как посмотрю ещё и хинди версию, может быть, и решусь увидеть их пародию.