Gaganam / Payanam / Небеса / Операция «Представление». Рецензия Милы
«Небеса» — фильм от режиссера Радха Мохана, снявшего такие картины как «Язык» (Mozhi) и «Абхи и я» (Abhiyum Naanum). Режиссер в буквальном смысле выходит за рамки традиционного восприятия телугу-кино. Свой фильм он «отвернул» далеко от коммерческой составляющей: здесь полностью отсутствуют клипы и песни. Зрителю представлена только фоновая музыка, окунающая в атмосферу происходящего на экране. Отсутствует главная героиня и настоящий герой. Этот фильм – драма человеческих жизней.
Это не тамильская драма, с выворачивающими наизнанку сценами и душераздирающими подробностями. Это не заумный продукт о терроризме. Не тупая телужская масала по типу: «ты моя принцесса, я твой герой». Этот фильм 50/50 делит в себе драму и комедию, серьезность и легкомысленность, любовь и ненависть. Мне сразу вспоминаются слова Оскара Уайльда: «Цель искусства – поучать, развлекая». И хотя «Небеса» — не развлекательный фильм, он смотрится очень легко. Если актеры смеются и шутят, то хочется улыбаться вместе с ними. Если они плачут…, то невозможно сдерживать слезы.
Несмотря на очень серьезную и по-настоящему страшную тему терроризма, фильм пропитан светлыми чувствами. Очень хорошо прописаны персонажи. Я удивилась способности режиссера ввести такое большое количество действующих лиц (пассажиры, террористы, правительство) и не превратить их в «массу»… Каждый со своей неповторимой историей. Каждый настолько яркий, что забыть практически невозможно! Это можно объяснить только профессионализмом и необычным чувством тактичности у создателей. Даже террористы показаны не просто как дядьки с гранатами и бомбами…, а конфликтующими с миром личностями.
«Небеса» — это смесь «серьезной» и «массовой» культуры. Но не думайте, что детали, присущие мэйнстриму, портят сюжет и сценарий. Наоборот… Они его обогащают. Насыщают историю. Хотя мне, как жутко привередливому зрителю, некоторые моменты очень не понравились. Это касается действия правительства в чрезвычайной ситуации. Пустые разговоры и полное бездействие. Хотя… откуда мне знать… Может, так и бывает на самом деле…
Действие фильма разворачивается в замкнутом пространстве. А именно – в самолете. 90% сцен снято именно там. Заложники и террористы. У каждого свое восприятие и отношение к случившемуся. Каждый надеется на лучшее… А там, на земле, на лучшее не надеется никто. Потому что через 3 месяца выборы и данное ЧП совсем не на руку правительству Индии. Пять дней происходит так называемое противостояние. Из персонажей, которые что-то делали ради спасения пассажиров, я выделю только министра внутренних дел (Пракаш Радж) и начальника так называемого спецназа (Нагарджуна). Остальные дедушки-министры не только портили впечатление, но и реально тупили в кадре. Я бы постеснялась показывать насколько «умные» чиновники правят «верхушкой» индийского правительства. Они позорят нацию. Пожалуй, это один из двух минусов фильма в общей сложности.
Второй минус – действия спецназа при освобождении заложников. Особенно то, что было после. Не хватало только салюта и огромного стола с угощениями и тортом.
Фильм лишен пафосности. Спецназ здесь даже в какой-то мере убогий. Никаких надломленных судеб и ужасов терроризма. Некоторые сцены, на мой взгляд, прописали неудачно. Мысль правильная, а воплощение хромает. Пример – желание журналистов нажиться на горе людей. Сделать сенсацию и заработать деньги на трагедии народа. Увы, это имеет место быть. Но в фильме данная проблема отображена корявенько и слишком по-простецки. Присутствие Брахманандама с одной стороны, принесло легкость, а с другой – ну сколько можно пихать его во все фильмы подряд? Парень-террорист, который проникся девочкой-заложницей… — тоже слишком слащаво. Но! Все это говорит о том, что «Небеса» — не тупое кривляние перед Западом, а свое, родное, индийское кино. В нем еще остались такие черты как душевность и чистота смысла. Этот фильм Радха Мохан снял для своего народа, а не для кого-то (дескать, мы тоже так умеем).
Gaganam снят не для показухи. Там нет ничего лишнего. А ведь можно было бы напихать побольше спецэффектов и загубить драматизмом и героизмом отдельных персонажей. Фильм более чем удался – он получился эмоциональным и ярким! При работе с ним приходилось просматривать много-много раз одни и те же сцены и каждый раз у меня лились слезы, и щемило сердце. Музыка разъедала изнутри. Она заслуживает отдельного доброго слова: цепляющая, наэлектризовывающая действия. Отец, оплакивающий сына; полковник, узнавший, что помощь близка; министр внутренних дел, не сумевший сдержать эмоций от потери пассажира… — все это дорогого стоит!
Фильм держит с самого начала и до самого конца. Ни на минуту не можешь оторвать взгляд: настолько проникновенно играют актеры и настолько реально попадаешь в атмосферу. С первых же кадров совершенно непринужденно приковываешься к каждому персонажу и живешь с ними. Проникаешься симпатией, следишь за их действиями, переживаешь за их судьбу.
Все актеры в этом фильме отдались своим ролям без остатка.
Пракаш Радж (Вишванатх). На разрыв аорты! Сколько эмоций! Какие интонации в голосе! Я вот не знаю, как после такого можно спокойно прийти домой и лечь отдохнуть на диванчик. Это же сколько энергии и нервов оставлено в роли! На его плечи ложится самая сложная миссия – переговоры с террористами. И Пракашу удалось очень тонко реализовать своего героя. От страха в глазах, до отчаяния и упадка сил. Пракаш снялся во всех пяти фильмах режиссера Радха Мохана и выступает здесь не только в качестве актера, но и продюсера. Это устоявшийся, крепкий дуэт. Им можно только пожать руку за потрясающий тандем и понимание своего дела.
Нагарджуна (Рави). Он ушел от роли романтического героя. После «Схватки» реабилитировался в моих глазах на все 100. Твердая позиция, решительность, характер – все в нем было идеально. Переборщили в финале. Но ведь это все-таки телугу кино и простить можно. Он был едва ли не единственным, кого волновала судьба пассажиров. И это искренне. Остальные собрались почесать языками. И еще…. Голос у Нагарджуны приятный. Мне нравится.
Риши (Винод). Ну вот, кажется, у меня прибавление в «семействе» актеров, которые мне нравятся. Впервые вижу этого актера. Он начинал с сериалов, фильмография небольшая. Жутко раздражает его выражение лица. Напоминает Симбу в «И небеса ради меня достанешь?» — такая же морда ящиком, только в несколько раз хуже… Но есть в нем что-то особенное. Что-то неуловимо завлекательное, манящее. Подкупает адекватность и прямолинейность его героя. А, может, все дело в самом персонаже.
Сана Кхан (Сандья). Тоже вижу впервые. Довольно симпатичная девушка, играет прилично. Ей удалось меня убедить. Немного самоуверенная у нее героиня получилась. Не всегда отдавала себе отчет в том, что происходит. Сцена с выдиранием сумки у террориста вообще показалась мне дикой. Без меры девочка. На лице приятная мимика, никаких попыток прыгнуть выше остальных. В роль вписалась идеально. Молодец!
Притхвирадж («Сияющая звезда» Чандракант). Не путайте с Притхви, который Сукумаран :, это другой Притхвирадж. Я когда его увидела на экране, подумала: Господи Иисусе…, в кого ж ты, страшный такой, родился? Кто тебя в кино позвал? Но потом привыкла и он мне даже понравился. Забавная роль суперзвезды, который только в кино семерых одним ударом, а в жизни даже таракана боится до смерти. Небольшая сатира на всех «супер героев» :, тонкая и совсем не унизительная.
Пунам Каур (Вимала). Ее мало, но с ролью справилась. Не рахат лукумная, не сладкая, не приторная. Такое ощущение, что она действительно стюардесса. Все при ней: манера держаться, мыслить. И даже страх в глазах и трясущиеся коленки – все правдоподобно. Тактичная и уверенная в себе девушка.
Я не знаю как зовут девочку, сыгравшую Афсану. Ребенок – чудо! Огромные глаза и какая-то взрослая грусть на лице. Невозможно остаться равнодушным к этой маленькой героине.
Шричаран (Юсуф Кхан/Ранганатан) поразил. Страшный как моя жизнь и бестолковый как валенок. Я до последнего думала, что Юсуф и Ранганатан – это разные актеры! Перевоплощение ошеломительное. Хотя у Юсуфа не было ни одной реплики в фильме. Все было написано на лице. Браво! Отлично сыгранная роль! Конечно, здесь прослеживается прямая аналогия с «Доном» (или с «Биллой»), даже имя, если я не ошибаюсь то же самое – Ранга. Но об этом вспоминаешь в последнюю очередь. Все-таки разные персонажи получились. Излишняя ранимость и эмоциональность Ранганатана, признаюсь, была неправдоподобна. Наигранно. Но в целом – все хорошо.
Отдельно хочу выделить актера, сыгравшего Субба Рао — сумасшедшего фаната Чандраканта. Презабавный тип! Ходячий прикол. Он такие искренние речи произносил, что было очень смешно! Самое интересное, что такие фанаты, скорее всего, имеются в Индии. Такие, что верят в непобедимость и бесстрашие актера не только на экране, но и в жизни. Мимика у него потрясающая! Я даже тупым его не назову. Он просто не очень умный :
Признаюсь, излишняя простота местами портила фильм. Но повторюсь, это не тамильская драма, чтобы выворачивать зрителя наизнанку. Он интересен с самого начала и не теряет это свойство до финала. Комедийные и драматические моменты находятся в полной гармонии друг с другом. И это важно. А самая отличительная черта фильма — простота. Здесь не пытаются скрыть изъяны сюжета визуальными примочками и спецэффектами. Это радует. Мера во всем.
Я люблю этот фильм. Он мне дорог. Надеюсь, вы им тоже хоть немного проникнетесь :