Dil Se / Любовь с первого взгляда. Рецензия Katrin
Для меня Dil Se как был, так и остаётся самой красивой и самой грустной одновременно, наполненной неимоверной болью историей жертвенной любви и историей трагедии жизни одного человека. Жизни Мегхны.
Это очень неоднозначный фильм, затрагивающий много граней человеческой жизни, судить который односторонне очень сложно и неправильно. Здесь затрагивается всё. Нам показывается и истории простых людей, не живущих, а выживающих в адских условиях, показываются отчасти политические причины, порождающие подобное, показываются и совсем нормальные люди, для которых невозможно так просто понять боль и страдание тех, кто испытывал это на протяжении 50 лет, есть и главная история любви. Любви Амара к Мегхне, настолько всепоглощающей и заставляющей сжигать себя самого изнутри. И история зарождающегося чувства Мегхны, но так и не успевшего вырасти, а затухнувшего ещё в начале.
Я посмотрела фильм снова и на этот раз сидела, не шелохнувшись, постаравшись вобрать в себя каждую мелочь, каждую его деталь, каждое действие героев, чтобы ещё раз понять их поступки и прожить то, чем жили они. И вновь я увидела и открыла что-то новое для себя. Каждый раз Dil Se даёт мне что-то новое. Сколько бы я не смотрела этот фильм, но он не позволяет мне разлюбить его. Пусть я уже и знаю конец, уже и не плачу, и не сижу в шоке, но эта история каждый раз заставляет меня содрогаться, удивляться тому, насколько сильным и глубоким должно быть это прекрасное чувство любви, чтобы без страха взглянуть смерти в лицо и без сожаления подарить ей свою жизнь.
Если говорить о Амаре, да, он любил Мегхну, однозначно. Но наряду с этим я соглашусь с тем, что в нём, действительно, присутствовала жажда познания всего нового, он всегда находился в поисках истины. Этим и объясняется его одержимость Мегхной. Хотя я не назвала бы это одержимостью. Это нечто другое, но на грани. Амар всё понимал о Мегхне. Поначалу, да, возможно, он и прибывал в замешательстве. Когда он предстаёт перед нами таким простым, ещё не подозревающим того, к чему причастна Мегхна. Но дальше она исподневоль начинает открываться для него, как книга. По странице. Он начинает разгадывать эту загадку. А когда, наконец, всё понимает, то не может позволить себе потерять ту, что стала его жизнью, его всем. Но Амар был тем человеком, который не только любил эту жизнь и всё вокруг себя, но и людей, и понимал какое несчастье всем им может причинить поступок Мегхны. Ему были дороги жизни этих людей. И не менее дорога жизнь Мегхны, ведь не зря он так долго и упорно просил её оставить тот путь, на который она встала. А когда понял, что это невозможно, то и не задумался о том, что станет с ним. В такие моменты не думаешь, что ты герой, что спасёшь сотни жизней и сам не боишься смерти, потому что испытываешь те чувства, что притупляют все остальные. Ты полностью растворяешься в моменте, проживаешь его и в этот миг всё перестает иметь значение. Кто смотрел Dil Se и Vedam, поймёт, о чём я говорю. Механизм происходящего и переживаемого здесь один и тот же.
Если говорить о героине Маниши, то, на мой взгляд, её невозможно осуждать. Всегда видя Мегхну, у меня не возникает к ней и не чувства жалости и не чувства презрения или осуждения. Ко мне лишь каждый раз приходит осознание поломанной, исковерканной жизни 12-летней девочки, у которой не то, что принципов своих не было, у неё не было ничего. Обычных человеческих ценностей, которые должны быть у каждого. Она не успела узнать их, а только начинала познавать. Она не знала, что такое любовь. Для неё она умерла в тот день, когда с ней поступили так, как не должны были, уничтожив все ростки простого человеческого доверия к людям. Ребёнок, переживший такую глубокую травму в наиболее опасном для этого возрасте, и должен был вырасти, таким как Мегхна. Но при этом те задатки, которым не дали в ней развиться и задушили на корню, всё-таки не умерли до конца, они ожили с приходом в её жизнь Амара. Помните её улыбку, когда они разговаривали о свадьбе и детях? Если бы не судьба, сложившаяся у неё, возможно, она была бы и счастлива с героем Шаха, и всё у них было бы хорошо. Но она не могла. Она считала, что пути назад нет, и принимала всё, как должность. Видно было, что логика поступков Мегхны явно неправильна и разум затуманен ложными принципами и идеалами. Но, даже не смотря на это, Амар сумел поселить сомнения в её сердце. Жаль, что их не хватило для того, чтобы изменить её жизнь.
Кроме пары Маниши и Шаха, я никого в этом фильме не представляю.
Шах. Прожил роль от и до. Столько вопросов, на которых Амар не получил ответа, столько терзаний, невыносимой боли читалось в его глазах. Несомненно, одна из лучших ролей Шахрукха. Я бы сказала лучшая, но у него есть и другие, равноценные этой, роли.
Маниша. То, как Маниша сыграла эту роль, полностью воплощение той Мегхны, которая должна быть здесь. Именно такой я себе её и представляла. Сыграла на все 100%. Сомнения, потерянность самой себя, та же боль, то же отчаяние, что и у Амара, читались в её глазах. Временами Маниша казалась мне даже более убедительной, чем Шах. Мегхна запуталась в самой себе. Её сердце пыталось говорить ей одно, а разум другое. Голос сердца кричал, но она заглушала его, как могла. Терзания, метания Мегхны, Маниша передала идеально.
Музыка в фильме совсем не та, что я обычно люблю. Но здесь другой случай, и она стала любимой.
Chaiyya Chaiyya, которую многие превозносят, не является для меня особенной. Единственное, что мне здесь нравится, энергетика Шаха и изумительная пластичность Малайки. Хотя смысловой подтекст, конечно, читается.
E Ajnabi – грустная, лиричная, которая для меня выражается в словах «как я полюбил».
Dil Se Re – особая композиция. Всё построено на сплошных контрастах. Война и на её фоне, беззаботно веселящиеся дети. Маниша, которая так прекрасна внешне здесь.
Jiya Jale – песня очень чувственная. И Прити мне здесь нравится.
И мой фаворит Satrangi Re. Для меня в ней вся история фильма, её полное отражение, все чувства в отношениях главных героев.
Фильм сложный, сильный. Если судить объективно, то я понимаю тех, кому он, возможно, покажется скучным. Но для меня он таковым не является ни на минуту, ни на секунду. Потому что это та история, которая не оставила меня равнодушной, а зацепила раз и навсегда.
10 из 10