Celluloid / Кинофильм (2013). Камал. Рецензия Падмини

Путь первопроходца

Кино снять нелегко. А когда снимаешь фильм не просто в первый раз, но являешься в этом деле первым у себя на родине, то сложности оказываются труднопреодолимыми как Гималайские горы. Но энтузиастов это никогда не останавливало. Именно таким страстным любителем и был Дэниэл, впервые выпустивший в свет картину в той части британской Индии, которая носила название Траванкор (современный штат Керала). Случилось это в 1930 году. Среди индийцев он не был первым режиссёром, учился у отца всея индийской киноиндустрии — Пхальке. Но последний был из Махараштры, а не из Траванкора. Да и снимал он и его последователи совершенно о другом. То были сюжеты, основанные на древнеиндийских религиозных мифах, и они не имели никакого отношения к реальной действительности. Дэниэл же рискнул замахнуться на социальную драму, в которой бы речь шла о людях, похожих не просто на настоящих индийцев, но конкретнее на малаяли.

Известно, что путь большинства первопроходцев устлан не розами, но усыпан шипами, а то и вовсе битым стеклом и раскалёнными углями. В этом отношении история Пхальке из Махараштры — скорее исключение, чем правило, и фильм, который сняли о нём несколькими годами ранее, имеет вид лёгкой приятной комедии. История же Дэниэла была более типично трагичной. Изначально первопроходец кино на малаялам был достаточно богат и успешен. Поэтому первая часть кинорассказа наполнена теплом товарищеских и дружеских отношений, любовью и преданностью домочадцев, взаимопониманием, мягким добрым юмором, а вторая — тоской и печалью, особенно заметной на фоне кадров, залитых ярким солнечным светом. История создания первого фильма соединяется с рассказом о юной Золушке — Росамме. Девушка с последней ступеньки общественной иерархии вдруг оказывается в совершенно иной среде с новой ролью, давшей ей возможность вкусить всю сладостную прелесть жизни представителей высших каст. И вот на смуглых почти до черноты руках золотые браслеты, на плечах дорогая парча, на лице профессиональный макияж, на губах робкая улыбка и счастье в сияющих глазах. Но фильм снят не по сказке, а по жизни реальных людей. За счастье и радость всегда приходится платить. Вначале Золушку вернули назад, туда, откуда взяли на бал лишь на время. Дэниэл дал чудесное обещание, да не выполнил. За доверие заплатил предательством, потому что думал лишь о себе, о своём любимом детище, о созданном фильме, о его успехе, о славе и деньгах. Возможно, это предательство и стало тем камнем, о который споткнулся первопроходец. Он упал, и все его мечты разбились вдребезги. Осколки разлетелись мелкими брызгами во все стороны и поранили множество преданных и добрых людей. Лавиной обрушились они на низверженную из принцесс обратно в золушки девушку и унесли с собой в огненном зареве пляшущих над крышей родного дома языков пламени. С тех пор в судьбе Дэниэла выросло много шипов. Хотя временами казалось, что звёзды смилостивились над стремящимся к ним изо всех сил человеком. Но, то был всего лишь мираж, с каждым годом становящийся всё более призрачным. А суровые будни предъявляли свой жестокий и безжалостный счёт.

В «Кинофильме» заботливо реконструирована давно ушедшая эпоха: жизнь и быт людей различных каст, здания, сооружения, мелкие детали быта и интерьеры. Живые и механические транспортные средства. Одежда, причёски, манера себя вести в обществе — всё то, что медленно, но верно меняется с течением времени, можно увидеть таким, каким оно было более 80-ти лет тому назад. Искусство гримёров сделало мускулистого мужчину в самом расцвете сил дряхлым убелённым сединами и испещрённым сеточкой мелких морщинок старцем. Мастерство актёрской игры Притхвираджа добавило к этому хриплый надтреснутый голос, шаткую походку, натужные движения рук и ног, будто утративших всякую подвижность суставов, и согбенную под тяжестью лет и горя спину. Операторская работа превратила съёмку в череду искусных движущихся под плавную беседу и нежную ретро-музыку картин. Керала — один из самых прекрасных в своём экзотическом очаровании мест не только в Индии, но вообще на Земле. Буйная экзотическая растительность. Зелень полей, в которой человек может скрыться по самую макушку. Плавный изгиб речной ленты, отражающий на своей почти зеркальной поверхности ослепительно-яркую лазурь. Даже домики самых бедных слоёв населения чистенькие и опрятные, крытые свежей соломой и просторные от недостатка хозяйственной утвари. И это не преувеличение, это всего лишь констатация чистоплотности жителей. Смотреть и не насмотреться. Мир видится столь дивным, что только жить да радоваться. Но и здесь люди всё никак не перестанут делить друг друга на высших и низших. За нарушение врожденных привилегий едва ли не убить готовы. А право на скудную государственную пенсию нужно завоевывать множеством обращений, обиванием чиновничьих порогов и кучей материально-документальных подтверждений. Нет подтверждений — нет и прав. И кому какое дело, как и куда они сгинули. А ведь речь идёт не только о каком-то немощном и неизвестном старике, но об историческом достижении, которым могли бы гордиться будущие поколения.

© Падмини

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook

4 thoughts on “Celluloid / Кинофильм (2013). Камал. Рецензия Падмини

  • Падмини
    22 июня, 2019 в 09:48
    Permalink

    Большое спасибо за отклики на текст и фильм!
    Мне приятно, что кто-то ещё увидел и оценил этот достойный фильм. Он того определённо стоит!
    У меня он уже лет 6 занимает своё место в моей личной коллекции индийских фильмов.

    2+
  • Evelina
    18 июня, 2019 в 22:47
    Permalink

    Трагическая история о человеке, пытавшего донести волшебный мир кино до узколобного жестокого общества.
    Первая половина фильма очень наивная, поражаешься чистоте главных персонажей, перевоплощения простой девушки из низкой касты в прекрасную героиню. Все идёт прекрасно, все маленькие преграды на пути создания КИНО кажутся крошечными по сравнению с победой великого из искусств. Но…..в который раз гений сталкивается с нормами общества и ….проигрывает. Беспомощное лицо героя Притхвираджа, когда его детище, не успев расцвести в полную силу, прерывается в самом зародыше. Печальна судьба Роззи, о которой мы к сожалению узнаем только по рассказам очевидцев, спустя много лет.
    И как минутная шалость ребенка уничтожает в мгновение Ока одно из первых творений неповторимого мира Кино.
    Фильм о человеке, создавшего маленькое чудо и до конца жизни так и не сумевшего осуществить свою мечту.
    Спасибо за рецензию на необычный фильм.

    6+
  • mo-tata
    16 июня, 2019 в 13:51
    Permalink

    Падмини, спасибо большое за рецензию на этот потрясающий фильм! heart

    4+
  • Pol
    16 июня, 2019 в 06:47
    Permalink

    Падмини!
    Спасибо тебе за эту рецензию и за возможность снова окунуться в этот прекрасный фильм! Удивительный, красивый, сделанный с огромной любовью и почтением к истории, фильм!
    Меня, человека неискушенного, поразило в этом фильме многое из того, что уже описано в рецензии. Все действительно так. Скрупулезная аутентичность деталей быта того времени, натуралистичность и искренняя простота, атмосфера того времени.

    Говоря о сюжете, основанном на биографии Джей Си Дэниела, удивительно само его стремление сделать фильм, начиная его производство ровно с пустого места. Есть только идея, но нет опыта, нет сценария, нет оборудования, нет артистов, нет оператора. На все это нужны деньги. В результате, в надежде на будущую прибыль, распродается огромная наследственная собственность семьи режиссера. И жена безропотно принимает эти решения мужа, при этом они теряют поддержку родственников и детей. Она уже в нищете следует за ним, и до самой последней минуты находится с ним рядом. Все это кажется невозможным!

    Одним из самых удивительных и сильных моментов этого фильма, на мой взгляд, является сцена преображения Росаммы в Роззи. Минуту назад это была девушка из низов, смуглая крестьянка с обаятельной улыбкой. После умелой работы “визажиста” этот “уголек” становится прекрасным лебедем, от которого уже не оторвать взгляда. Грешным делом, я подумал о том, что сейчас мы увидим “традиционный” треугольник. Но этого не случилось, и очень хорошо, что не случилось!

    Но позволь мне не согласиться с темой предательства Дэниела по отношению к Роззи. На мой взгляд, Дэниел просто не смог предположить, что возникнет такой эффект неприятия зрителями актрисы из неприкасаемых. Он явно не учел силу кастовости общества. Нам из 21 века очень легко рассуждать о равенстве, когда толерантность стала и нормой, и своего рода трендом. Но тогда, в начале 20 века, об этом и думать никто не мог. Возможно, Дэниел был единственным таким человеком в Керале, опередившим свое время. Он ошибся в своем понимании мира. И эта ошибка ему дорого стоила. И не только ему, но и Роззи, и всей её семье. Но это не предательство — это жизнь во всей её красе.

    8+

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *