Bombay / Бомбей. Рецензия Милы
Меня захлестнуло волной… Волной той вселенной, которая таится в этом фильме. Да, признаюсь, я была предвзята к «Бомбею» с самого начала. Еще не виденная мною история уже раздражала (где-то внутри меня), потому что я посчитала его вторым Dil se. Думала, что меня ждет нелегкая картина, полная психологических портретов, смысла и нравоучений. А меня ждала сама жизнь.
Наверное, еще больше шарма этому фильму придавала озвучка (РЕН-ТВ), такой пробирающий до мурашек мужской голос. Я как впала в оцепенение с самого начала, так и осталась под впечатлением до самого финала. Как бы я не ненавидела Мани Ратнама с его Dil se, но должна признать, что «Бомбей» — это практически шедевр. Идеальный по восприятию и чувственности.
Я не поклонница Арвинда Свами и тем более Маниши Койралы. Маниша вообще действует на меня плохо. Но… Они так тонко играли, что не влюбиться в их персонажей было невозможно… С таким внутренним надломом, что я зауважала Манишу.
Больше всего понравилось то, что при всех своих фестивальных ингредиентах (тех, с которыми ездят на разные фестивали и потом относят в категорию «Арт-Хаус»), «Бомбей не кажется таковым. Он легок в восприятии, он понятен и он ложится на душу с теплотой.
То, чего я боялась больше всего — что меня задавят драмой и на экране начнется хаос — этого не было. Да, драматично, но так, как у Балы, на психику не бьет. Больше натуральности и адекватности. Восхищение вызывает и подход к теме. Мани Ратнам заставил меня почувствовать всю тяжесть проблемы: внутреннюю составляющую моральных ценностей и попытки бороться с устоями общества. И вроде бы совершенно обычная тема, избирая и размусоленная во многих фильмах: индусы и мусульмане… Но в этом фильме, несомненно, существует нечто большее. Многослойность и глубокий смысл.
А финал… Он отпечатывается на зрителе в несколько раз острее, чем убийственные финалы Балы. Вот что значит рука настоящего мастера.